О чем говорили на азиатском саммите «30 моложе 30» в Гонконге

10164

Основной темой мероприятия было долгосрочное воздействие (Lasting impact) проектов участников. Для молодых лидеров главной задачей сегодня является не только создать свое дело, но и суметь сохранить и приумножить его

ФОТО: Patrick Leung

- На протяжении тысячелетий, если вы хотели преус­петь и изменить мир, вам необходимы были время, ресурсы, мудрость и годы учебы. Но это изменилось около 10–15 лет назад, с появлением цифрового поколения. Впервые в истории оно более приспособлено отвечать на вопросы будущего, чем люди, которые немного старше. Поэтому для молодых лидеров нет времени лучше, чем сейчас, чтобы собраться вместе – такими словами поприветствовал участников состоявшегося в июле в Гонконге саммита «30 моложе 30 – Азия» Рэндалл Лейн, директор по контенту Forbes Media и основатель глобального проекта «30 моложе 30». – Среди вас люди, которые будут творить в течение всего XXI века. Как вы сделаете этот мир лучше? Это мой вопрос вам сегодня.

 

Спрашивать было с кого. Четвертый ежегодный региональный саммит собрал около 300 финалистов рейтинга «30 моложе 30» этого года из 23 стран. Наиболее представлены оказались Китай (61 лауреат), Индия (59), Япония (30), Южная Корея (28) и Сингапур (23). Впервые ряды талантливой молодежи Азии по версии Forbes пополнили участники из Казахстана – соучредитель Robotron Aspandau Даурен Нуров, СЕО Nommi Алена Ткаченко, основатель The Steppe Зауре Розмат и посол доброй воли ЮНИСЕФ шахматистка Динара Садуакасова, перед самым мероприятием завоевавшая титул лучшей шахматистки Азии. Кроме того, в рейтинге дебютировали Кыргызстан (Дастан Омуралиев, основатель компании по производству натурального сока Ecoproduct Asia) и Монголия (генеральный директор энергетического стартапа Clean Energy Asia Орчлон Энхцэцэг, создатель образовательного фонда Faro Бямбажаргал Аюушжав и вице-президент инвестиционной группы RVJ Capital Эрдэнэтулга Рэнцэн). Саммит также собирает финалистов списков предыдущих лет и именитых предпринимателей региона, которые делятся своим опытом с молодежью.

Уроки от старших

Основной темой мероприятия было долгосрочное воздействие (Lasting impact) проектов участников. Для молодых лидеров главной задачей сегодня является не только создать свое дело, но и суметь сохранить и приумножить его. Особенно это актуально в свете того, что 70% списка представляют основатели стартапов, в большинстве случаев в сфере технологий, где тренды и ключевые игроки меняются буквально каждый день.

- Для того чтобы масштабироваться в цифровом мире, нет ничего важнее скорости, а она приходит с финансированием, – сказал Эрик Гнок Фа, финалист «30 моложе 30 – Азия» 2017 года. Основанная им в 2014-м онлайн-платформа Klook для бронирования туров, развлечений и других услуг для путешественников по специальным ценам за пять лет вышла на рынки 20 стран и набрала более тысячи сотрудников. В числе ее инвесторов Goldman Sachs, Matrix Partners и Sequoia Capital China, а прошедший в апреле инвестиционный раунд в $225 млн от Softbank обеспечил компании статус единорога. По словам Гнок Фа, привлечь такие деньги, даже когда компания еще не вышла на прибыль, можно, найдя инвесторов, которые ценят видение создателей и в первую очередь вкладывают в людей.

- Искать инвестора – это как встречаться. Встречайтесь много, перед тем как вступать в брак. На деле развестись с инвестором сложнее, чем с супругом, поэтому не спешите, – посоветовала Анкити Бозе, финалистка списка 2018 года. Ее компания Zilingo, маркетплейс для малых fashion-торговцев в Юго-Восточной Азии, также оценивается в $1 млрд.

Но даже наличие инвестора не является гарантией успеха. Klook и Zilingo, по словам их основателей, преуспели только потому, что были гибкими и смогли адаптировать первоначальную идею под запросы рынка.

- Когда ты строишь стартап и хочешь расти, то должен смотреть дальше себя. Например, нашим вдохновением для создания Klook стал экзотический опыт – полет на параплане в Непале. Мы хотели сфокусироваться на похожих уникальных турах, но в итоге поняли, что не так уж много людей на самом деле бронируют их. Лучше строить более практичную платформу с ежедневными услугами, например, того же транспорта, – сказал Гнок Фа.

- Мы думали, что создаем платформу для онлайн-продаж и новый канал сбыта, но вскоре поняли, что перед клиентами стоит задача привлечь больше покупателей, – рассказ Бозе. Поэтому Zilingo предлагает свои услуги даже продавцам, работающим с платформами-конкурентами, предоставляет им аналитическое программное обеспечение, инструменты управления, автоматизированные системы логистики и платежей, чтобы помочь обрабатывать заказы на месте и за рубежом. Кроме того, компания дает кредиты на пополнение оборотного капитала торговцам, которые не могут получить финансирование от банков, и помогает им найти иностранных производителей на аутсорс.

Однако не всем удается вовремя заметить и исправить свои недочеты или увидеть возможности рынка. Некоторые молодые предприниматели, вооду­шевленные успехом, допускают критические ошибки, в чем на своем опыте убедился Карл Пей (азиатский и американский списки 2016 года). В 2013-м он стал сооснователем OnePlus – компании, решившей создать новый качественный смартфон на android-рынке, с фокусом не только на функционале, но и на самом продукте, его интерфейсе и дизайне. Первая модель разошлась на ура и в 2014 году принесла $300 млн прибыли.

- Продукт стал очень успешным, и мы, можно сказать, случайно стали прибыльными. Представьте, что это делает с 28-летним парнем. Успех ударил нам в голову, и в 2015 году мы действовали нерационально. Я помню, как добавил к заказу еще 100 тыс. телефонов, но мы не смогли их продать. Это решение не было основано на понимании потребителей, а было просто вызвано ажиотажем в медиа, – признается Пей. – Нам повезло, что этого не произошло позже, иначе мы бы не смогли оправиться.

В следующие три года компания вновь показывала положительные результаты, а команда, усвоив урок, стала ближе к клиентам. Перед тем как начать разработку новой модели в 2017-м, она собрала 20 своих самых не­удовлетворенных пользователей с целью понять, как следует доработать продукт. По результатам беседы OnePlus составил список обещаний для клиентов. Последнюю модель смартфона менее чем за месяц купили более 1 млн человек. Сегодня OnePlus называют «Apple Китая» или «Apple среди андроидов», хотя и авансом, считает Пей.

- Интересно, что американские компании никогда не сравнивают себя с азиатскими. А мы всегда называем наши компании азиатскими Uber или Snapchat Китая, – заметила по поводу таких сравнений Бозе, в планах у которой сейчас расширяться в США. – Но если подходящий для вашего бизнеса рынок находится за пределами Азии, то, имея правильную команду и инвесторов, не стоит бояться осваивать его.

Согласен с ней и Гнок Фа, ведь он надеется превратить Klook в узнаваемый по всему миру бренд («чтобы говорили «американский Klook»).

- Раньше в Азии не было столько финансирования и разнообразия талантов, как в Кремниевой долине, но сегодня здесь находится самый крупный технологический инвестор Softbank (около $80 млрд инвестиций. – Прим. ред.), и экосистема взращивает кадры. Так что необходимые для успеха компоненты уже есть, – убежден он.

Достойное наследие

Проекты вроде Klook, Zilingo и OnePlus (так или иначе имеющие отношение к технологиям) ежегодно составляют большую часть списка «30 моложе 30». Но обсуждали на саммите преимущественно обычных людей, их запросы. Это, вероятно, и отличает новое поколение лидеров – успех для большинства из них уже не определяется собственным материальным комфортом и по-настоящему имеет значение, только если приносит пользу сообществу. Так, судя по миссиям проектов, под категорию «социальное предпринимательство» подходят и бизнесы, победившие в других номинациях.

Roshni Rides, например. Компания, базирующаяся в Пакистане, связывает между собой водителей и пассажиров с помощью приложения, что, в принципе, похоже на каршеринг или услуги такси. Но направлен сервис на женщин, для которых безопасные поездки в густонаселенных городах являются проблемой.

- Сначала мы хотели предоставлять услуги рикш для беженцев, чтобы они могли из специальных лагерей выезжать в места первой необходимости – рынки или аптеки, – рассказал одна из сооснователей Ханаа Лакхани. – Но увидели, что в Пакистане остро стоит вопрос мобильности для женщин. Для нас, как для пакистано-американцев, удивительно, что в мире женщины до сих пор не могут спокойно поймать такси или сесть в общественный транспорт без опасений за свою безопасность.

Четверо однокурсников Университета Нью-Джерси выиграли грант Hult Prize и переехали на историческую родину, чтобы, как принято говорить в США, give back to their community («вернуть долг своему сообществу»).

- Будучи молодыми людьми до 30 лет, мы имеем способность находить новые пути для использования технологий, – считает Манури Гунавардена. Ее проект Healthmatch с помощью машинного обучения находит пациентов для клинических исследований, чтобы те имели доступ к альтернативным методам лечения, которые, возможно, спасут их жизнь. Зарабатывает австралийская Healthmatch комиссиями от исследовательских центров и фармацевтических компаний, а для пациентов пользование платформой бесплатно.

- В центре всего, что мы делаем, всегда люди, – добавила Гунавардена.

При этом люди являются не только клиентами, но и партнерами молодых профессионалов.

- Для меня важна команда, с которой мы начинали работать еще до того, как получили ту известность, которую имеем сейчас. Если выбирать между новым человеком с красивым резюме или продвижением своего сотрудника, я выберу второе, – утверждает Бозе. – У одной из наших сотрудниц ребенок родился с критическим заболеванием сердца, и она работала из больницы, так как в компании на тот момент была сложная ситуация. Тогда я поняла, что для нее это не просто работа. И это важнее, чем 20-летний опыт в банкинге, Facebook или Amazon.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить