Рейтинг интернет-компаний Казахстана

60790

Forbes Kazakhstan представляет первый рейтинг интернет-компаний страны. Интерес к данному сегменту рынка не случаен. Но разброс данных в экспертных оценках свидетельствует о том, что этот сектор пока абсолютно непрозрачен

Партнеры: PwC, the Code, the Farm
При участии: IDC, Центр аналитики chocomart.kz и ticketon.kz

Интернет-зависимые

Как известно, для динамичного развития интернет-бизнеса необходимо, чтобы проникновение было по меньшей мере 20–25%. По данным интернет-компании Profit Online, размер месячной интернет-аудитории в Казахстане сегодня оценивается на уровне 10 млн человек, что соответствует уровню проникновения 60%. Это хороший показатель для страны, учитывая, что уже сегодня, по оценкам Министерства транспорта и коммуникаций, общий объем рынка e-commerce составляет $1,4 млрд, из них казахстанское содержание – $220 млн, которое к 2016 году вырастет до $2,4 млрд. По другим оценкам, отечественный рынок электронной коммерции оценивается в $400–600 млн, и до конца 2013 года этот показатель может достичь $1,22 млрд.

Представляем первый рейтинг интернет-компаний Казахстана. Интерес к данному сегменту рынка не случаен. По сути, это единственный из высокотехнологичных секторов, который хоть как-то развивается в Казахстане, наряду с нанотехнологиями, биотехнологиями, зелеными технологиями, робототехникой и другими секторами, которые принято относить к высокотехнологичным и которые в Казахстане явно не замечаются. Поэтому наиболее вероятно, что сектор электронной коммерции и всех смежных услуг будет одним из наиболее быстрорастущих секторов экономики страны. Хотя очевидно, что его вклад в ВВП Казахстана пока ничтожно мал.

Tim Teebken/Photodi sc RF/fotobank.ru

Такой разброс данных в экспертных оценках свидетельствует о том, что этот сектор пока абсолютно непрозрачен. В частности, отсутствуют не только достоверные данные о размере рынка и принятые им принципы сравнения и сопоставления финансовых и операционных данных конкурирующих компаний, но и общая классификация участников рынка – например, что является интернет-магазином и какой бизнес вообще считать интернет- (или онлайн-) бизнесом.

Поэтому нами специально была разработана методология, где было прописано четкое определение электронной торговли, которое и взяли за основу для выбора компаний – участниц рейтинга.

В нашем случае под электронной торговлей понимается совокупность торговых площадок, осуществляющих коммерческую деятельность (продажу товаров или услуг) через интернет и принимающих оплату непосредственно через интернет либо на момент получения товара или услуги (cash on delivery). Была принята классификация подсекторов электронной торговли: интернет-магазины; продажа билетов; продажа услуг и сервисы коллективных покупок. Данная классификация компаний, вовлеченных в электронную коммерцию (или ее обслуживание), широко используется в мире.

Сектор электронных платежей также был четко обозначен, и в него были включены все компании, предоставляющие и обеспечивающие проведение платежей за услуги/товары, полученные через интернет: платежные терминалы / киоски самообслуживания; интернет-эквайринг и процессинг; платежные агрегаторы; мобильные приложения для осуществления платежей, а также электронные деньги и электронные кошельки. И, самое важное, прописана методика подсчета финансовых и операционных показателей (более подробное описание см. ниже).

Зачем это нужно? При составлении рейтинга мы своей целью поставили не оценить рынок, а показать его потенциал, консолидировав данные о компаниях, работающих на рынке электронной торговли. По нашему мнению, это нужно самим участникам рынка, чтобы понимать реальную ситуацию, а также для того, чтобы сделать рынок более прозрачным.

Как следствие, это повысит инвестиционную привлекательность рынка и отдельных компаний. Инвестор (казахстанский или зарубежный) будет считать такой рынок менее рискованным для инвестиций.

Поэтому это своего рода эксперимент, основная цель которого побудить участников рынка объединить усилия для того, чтобы сделать собственный рынок более прозрачным и привлекательным для инвестиций. А также опробование методики и классификации, методов сбора информации и других инструментов.

Стоит отметить, что при сборе данных мы столкнулись с сопротивлением ряда игроков и их нежеланием участвовать в рейтинге. Для нас это свидетельство того, что они не до конца понимают преимущества прозрачного рынка, чувствуют свою слабость на рынке (независимо от размеров), не видят своих конкурентных преимуществ и поэтому пытаются скрыть эти недостатки отказом раскрыть цифры; либо в каких-то случаях существует разница между видимым и реальным положением вещей (например, активное создание имиджа «крупной» компании, когда в реальности компания фактически ничего не зарабатывает).

Вероятно, рейтинг не до конца отражает реальную ситуацию на рынке, но по крайней мере это первая осознанная попытка сделать этот рынок более транспарентным.

Как мы считали

Специально для рейтинга были разработаны методы сбора, классификации и анализа данных.

Методика сбора данных. Все данные собирались исследовательской группой непосредственно у самих участников рейтинга. Компаниям предлагалось дать информацию как о себе, так и о своих ближайших конкурентах. Соответственно, оценка компании складывалась либо из собственных данных компании, либо (если это применимо) из ее оценки конкурентами или другими участниками рынка. Экспертное мнение в рейтинге обозначено *.

В некоторых случаях данные по компаниям были неполные, соответственно, финансовые показатели оценивались через средневзвешенные значения роста валовой (или чистой) выручки, а также средневзвешенной доли чистой выручки в валовой выручке в соответствующей подотрасли. Помимо этого, часть данных была взята из публичных источников.

Следует обратить внимание на то, что данные, поступающие от участников рейтинга, не подвергались прямой проверке. Ответственность за предоставляемые данные несут лица, их предоставившие.

Классификация отраслей. Для классификации отраслей был использован опыт IDC, чья классификация IT-компаний широко используется по всему миру. Классификация была адаптирована под специфику Казахстана, ввиду того что в стране еще существует ряд инфраструктурных ограничений (например, ограничения при платежах банковскими картами или неразвитые сервисы доставки товаров), а также относительная узость спектра предложения на интернет-рынке.

Все компании были поделены на несколько подотраслей:  электронная торговля (интернет-магазины, продажа билетов онлайн, продажа услуг и сервисы коллективных покупок); электронные платежи (платежные терминалы / киоски самообслуживания, интернет-эквайринг / процессинг, платежные агрегаторы, электронные кошельки и прочее).

Методика расчета данных. Для рейтинга мы собирали данные по трем параметрам: валовая выручка, чистая выручка и клиентская база. Ранжирование производится по валовой выручке за 2012 год. Чистая выручка и количество клиентов не влияют на место в рейтинге и несут информационную функцию.

Валовая выручка дает общее представление о размере компании, а также о размере рынка, в котором работают компании такого рода. Кроме того, валовая выручка показывает способность компании привлекать клиентов и генерировать продажи. При подсчете компаниями данного показателя учитывались только платежи от клиентов (независимо от их резидентства и местоположения), которые получала компания – резидент Республики Казахстан. Это связано    с тем, что некоторые казахстанские интернет-компании уже работают за рубежом и мы стремились избежать «смешивания» денежных поступлений.

Показатель «Чистая выручка» свидетельствует о том, какое количество денежных средств остается в наличии у компании для покрытия своих административных, части операционных и прочих расходов. Кроме того, этот показатель дает представление о способности компании генерировать свободные денежные средства, то есть об ее эффективности.

Показатель «Количество клиентов» дает представление о широте клиентской базы компании. Клиентская база оценивалась различными способами, в зависимости от специфики подотрасли. Соответственно, в зависимости от контекста в различных случаях за основу могло быть принято количество клиентов, пользователей или количество транзакций. При оценке клиентской базы принималось во внимание условие резидентства бенефициара (рейтингуемой компании); местоположение или резидентство клиента значения не имело.

Топы Казнета

1. Homebank.kz
(АО «Казкоммерцбанк»)

e-payment | интернет-банк

валовая выручка       $156 260 479
чистая выручка         $3 353 229
клиентская база         400 000

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2000

Казкоммерцбанк одним из первых казахстанских банков предложил своим клиентам услуги интернет-банкинга в 2000 году. В конце 2011 года Казкоммерцбанк запустил мобильное приложение интернет-банкинга Homebank.kz для смартфонов на базе операционной системы Android и iOS, которое уже установило около 74 тыс. пользователей. Сегодня на портале можно осуществить основные банковские операции, а также оплатить свыше 700 различных услуг. Развитие альтернативных дистанционных каналов обслуживания, включая услуги в режиме удаленного доступа, позволяет Казкоммерцбанку сокращать расходы и повышать свою эффективность, а клиентам – совершать банковские операции круглосуточно, экономя время на физическое посещение отделений. Для сравнения: в 131 операционном отделении Казкоммерцбанка клиенты проводят около 500 тыс. операций в месяц, в интернет-банкинге таких операций осуществляется уже больше 1,2 млн в месяц.

2. Epay.railways.kz
(АО «НК «КТЖ»)

e-trading | продажа билетов

валовая выручка       $91 543 156*
чистая выручка         –
клиентская база         1 300 000

Головной офис: Астана

Год запуска: 2008

В июле 2008 года компания «Пассажирские перевозки» (дочерняя компания АО «НК «КТЖ») начала продавать билеты на поезда через интернет. В 2009 году было продано 3738 билетов, в 2010-м – 26 258, в 2011-м – 128 736. Учитывая интерес, компания также в январе 2011 года ввела в работу сеть транзакционных терминалов (ТТС). ТТС позволяют пассажиру в режиме самообслуживания не только покупать билет, но и распечатывать уже заказанные по интернету билеты. В результате в 2012 году АО «НК «КТЖ» продало миллион билетов электронным способом.

3. epay.kkb.kz
(АО «Казкоммерцбанк»)

e-payment | интернет-эквайринг

валовая выручка       $52 981 021
чистая выручка         $962 377
клиентская база         755 000

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2000

Казкоммерцбанк до недавнего времени был единственным банком в Казахстане, способным принимать и обрабатывать транзакции по платежным карточкам любого банка через интернет посредством своего платежного сервера. В настоящее время система ePay контролирует 92% рынка карточного интернет-процессинга в Казахстане. Сегодня Казкоммерцбанк остается единственным банком в Казахстане, который принимает к оплате карты трех крупнейших международных платежных систем: Visa, MasterCard и American Express.

4. airastana.com
(АО «Эйр Астана»)

e-trading | продажа билетов

валовая выручка       $49 062 218
чистая выручка         -
клиентская база         -

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2002

Основной деятельностью компании является предоставление услуг авиаперевозок по внутренним и международным направлениям. Прочая деятельность также включает грузовые и почтовые воздушные перевозки. Акционерами являются ФНБ «Самрук-Казына» и BAE System, 51% и 49% соответственно.

5. Lamoda.kz

e-trading | магазины

валовая выручка       $12 000 000*
чистая выручка         $12 000 000*
клиентская база         –

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2012

Интернет-магазин, предоставляющий более 1 млн товаров и более 800 подлинных мировых брендов одежды, обуви и аксессуаров. Алматы считается третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга, где проект был запущен. В день на сайт заходят более 40 тыс. людей (неуникальных пользователей), примерно 1 млн 200 тыс. посещений в месяц. За более чем год присутствия на рынке у магазина более 60 тыс. клиентов, более 50% клиентов возвращается снова совершить покупку. Средний чек $100–150. Проект Lamoda.kz был создан при поддержке крупных европейских компаний, таких как Tengelmann Group, Holtzbrinck Ventures, Investment AB Kinnevik, а также Rocket Internet, занимающейся разработкой и развитием онлайн-проектов в разных странах мира. Успешные проекты Rocket Internet: Zalando, Groupon, Ebay Europe, eDarling и другие.

6. Alser.kz

(ТОО «Alser Computers»)

e-trading | магазины

валовая выручка       $6 600 000*
чистая выручка         $6 600 000*
клиентская база         –

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2011

Интернет-магазин Alser.kz начал свою работу в апреле 2011 года, и в первые шесть месяцев прирост товарооборота составил 80%. Ежедневно интернет-магазин посещает около 5 тыс. уникальных пользователей. Оплата товара осуществляется как наличным расчетом при получении товара, так и безналичным, в том числе с помощью интернет-перевода с вашей банковской карты или через сервис мобильных платежей HandyPay. В настоящее время интернет-магазин Alser.kz имеет восемь региональных представительств в Алматы, Астане, Караганде, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Шымкенте, Уральске и Актау. В ближайших планах открытие представительств в других городах Казахстана.

7. Sulpak.kz (ТОО «Арена S»)

e-trading | магазины

валовая выручка       $6 438 649
чистая выручка         $6 438 649
клиентская база         19 245

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2009

Интернет-магазин занимается продажей бытовой техники и потребительской электроники, ассортимент насчитывает около 14 тыс. товаров, клиенты могут получить товар в 28 городах РК.

8. Chocolife.me
(Choco Family)

e-trading | купонные сервисы

валовая выручка       $6 024 000
чистая выручка         $2 494 333
клиентская база         359 162

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2011

Chocolife.me – сервис коллективных покупок №1 в Казахстане. Всего за 24 месяца с момента старта к сервису присоединилось более 570 тыс. казахстанцев, которые оценили силу коллективных покупок и уже сэкономили более 3 млрд тенге личного бюджета. Каждую минуту на сайте совершается одна покупка, у сервиса около 3200 партнеров. Оборот Chocolife.me – около $800 тыс. в месяц. Размер инвестиций в капитал ежегодно составляет $105 тыс. (плюс заем акционеров $30 тыс.). Купонный сервис создавался по модели Groupon.

9. BeSmart.kz
(ТОО «БиСмарт»)

e-trading | купонные сервисы

валовая выручка       $4 708 562
чистая выручка         $1 652 414
клиентская база         299 713

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2011

Один из крупных игроков «скидочных» сервисов на рынке Казахстана. BeSmart не является сугубо казахстанским ресурсом, поскольку ему интересен весь регион Центральной Азии и Кавказа. Оценка валового дохода компании по итогам первого полугодия 2013 года составляет $420 тыс.

10. kolesa.kz
(ТОО «Колеса»)

digital media & marketing  | доски объявлений

валовая выручка       $3 600 000*
чистая выручка         $3 600 000*
клиентская база         -

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2006

В феврале этого года сайты kolesa.kz и krisha.kz, а также одноименные газеты, которые входят в ТОО «Колеса», были выкуплены Вячеславом Кимом, главой совета директоров АО «Kaspi Bank», и Михаилом Ломтадзе, председателем правления банка. Детали сделки не разглашаются.

11. olimp.kz

прочее | развлечения

валовая выручка       $2 742 941

чистая выручка         -
клиентская база         340 000

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2006

Компания «Олимп» является крупной сетью букмекерских контор в Казахстане, на рынке представлена шесть лет.  Более 60 пунктов приема ставок расположены в 20 городах республики. Помимо Казахстана компания также располагает точками в Беларуси, на Украине, в Таджикистане и ЮАР.

12. technodom.kz
(ТОО «Technodom Operator»)

e-trading  | магазины

валовая выручка       $2 575 996*
чистая выручка         $2 575 996*
клиентская база         -

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2005

Интернет-магазин бытовой техники и электроники одноименной сети магазинов. Сеть «Технодом» включает 48 магазинов общей торговой площадью около 65 тыс. кв. м в 21 городе республики. В 2012 году магазины посетило более 11,4 млн человек. Ассортимент  магазина насчитывает более 15 тыс. наименований. Годовой оборот сети $730 млн.

13. krisha.kz
(ТОО «Колеса»)

digital media & marketing  | доски объявлений

валовая выручка       $2 400 000*
чистая выручка         $2 400 000*
клиентская база         -

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2006

Сайт krisha.kz  является электронным аналогом газеты «Крыша», которая выходит около 16 лет. Сайт прочно закрепился на рынке благодаря своему направлению – недвижимости. Сегодня более 2,5 млн человек посещает сайт каждый месяц.

14. Flight.kz
(ТОО «Business Way»)

e-trading  | продажа билетов

валовая выручка       $2 298 589
чистая выручка         -
клиентская база         4649

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2011

Flight.kz – это простой, удобный и современный способ поиска и покупки авиабилетов в Казахстане. Система бронирования Flight.kz подключена к глобальным дистрибьюторским системам, что дает возможность в реальном времени видеть самые актуальные рейсы и цены на авиабилеты более чем от 300 авиакомпаний. По итогам шести месяцев работы валовая выручка сервиса составила $1,6 млн.

15. Blizzard.kz
(ТОО «SibiTron»)

e-trading  | купонные сервисы

валовая выручка       $2 011 937
чистая выручка         $938 904
клиентская база         290 000

Головной офис: Кокшетау

Год запуска: 2011

Blizzard – сервис коллективных покупок с большим региональным покрытием по Казахстану. Сервис предоставляет скидки от 50 до 90% в заведениях страны. За два года было проведено свыше 3000 акций. В июне 2013-го сервисом была проведена самая большая акция по продаже купонов. Акцией воспользовались 18 000 жителей Алматы. Blizzard – это первый проект группы интернет-компаний SibiTron. Размер инвестиций в капитал, а также кредиты акционеров бизнесу составили на 31 декабря 2011 года 4 млн тенге.

16. hh.kz
(ТОО «HEADHUNTER.KZ»)

прочее  | рекрутмент

валовая выручка       $2 000 000*
чистая выручка         $2 000 000*
клиентская база         -

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2006

Группа компаний HeadHunter работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. В 2006 году официально начало работу представительство компании в Казахстане – HeadHunter.COM.KZ. На данный момент сайт hh.kz является одним из лучших онлайновых ресурсов для поиска работы и найма персонала. Бизнес-модель HeadHunter построена на продаже информации из базы данных резюме. Стратегия компании – инвестиции в новые технологии и постоянное совершенствование сервиса. Сегодня на сайтах HeadHunter: 11 507 вакансий, 513 788 резюме, 14 311 компаний, за неделю 460 804 приглашения.

17. Quickpay.kz (ТОО «Единый процессинговый центр Казахстан»)

e-payment |платежные терминалы

валовая выручка       $1 971 699
чистая выручка         $442 626
клиентская база         150

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2007

Quickpay – платежные терминалы и системы Казахстана. Основная деятельность компании – прием платежей посредством электронной коммерции. Компанией также реализуются платежные терминалы. Чистая выручка компании составляет $46,2 млн (за первое полугодие 2013 года). Quickpay основана в России в 2003 году.

18. flip.kz (ТОО «Flip.kz»)

e-trading | магазины

валовая выручка       $1 926 908
чистая выручка         $1 926 908
клиентская база         44 464

Головной офис: Караганда

Год запуска: 2007

Интернет-магазин, чья чистая выручка за первые шесть месяцев работы в 2013 году составила почти $3 млн, предлагает книги, игрушки, посуду, постельное белье, видео, игры и компьютерный софт.

19. shop01.kz
(ТОО «Азия Хит.KZ»)

e-trading | магазины

валовая выручка       $1 893 959*
чистая выручка         $54 436*
клиентская база         10 000

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2008

Интернет-магазин с большим ассортиментом электроники и бытовой техники, а также товаров для дома. За первое полугодие 2013 года компания сделала чистую выручку в размере $47 545. Клиентская база выросла до 55 тыс. человек с 10 тыс. по итогам 2012 года.
100%-ная доля компании принадлежит ТОО «Фирма «СТИНГ».

20. Meloman.kz
(ТОО «Меломан Home Video»)

e-trading | магазины

валовая выручка       $1 316 014*
чистая выручка         $298 964*
клиентская база         15 795

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2010

Интернет-магазин предлагает книги, DVD-диски, Blu-Ray, детские товары, игры и софт, игровые приставки, электронику. Чистая выручка за первое полугодие составила более $151 тыс., а клиентская база – 8212 человек. Торговая марка «Меломан» зарегистрирована с 1987 года. Компания имеет свыше 60 автономных специализированных магазинов общей площадью около 50 тыс. кв. м в крупнейших областных центрах Казахстана. Все магазины компании «Меломан» организованы по стандарту «магазин самообслуживания». Площадь торговых залов «Меломана» от 50 до 1500 кв. м. 100%-ная доля компании принадлежит ТОО «Фирма «СТИНГ».

21. privezi.kz
(ТОО «Кундыз»)

e-trading | магазины

валовая выручка       $1 048 104*
чистая выручка         $54 000*
клиентская база         21 600

Головной офис: Усть-Каменогорск

Год запуска: 2009

Сервис доставки товаров из Москвы «Привези». Клиентская база по итогам первого полугодия 2013 года составляет 28 800 человек (21 600 – по итогам 2012 года). Количество сотрудников в компании – 32 человека. 100%-ная доля компании принадлежит ТОО «Фирма «СТИНГ».

22. Topkupon.kz
(ТОО «New Media Production»)

e-trading  | купонные сервисы

валовая выручка       $907 535*
чистая выручка         $362 149*
клиентская база         55 500

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2011

Сервис коллективных покупок, который дает возможность получить скидку на посещение лучших развлекательных заведений Алматы.

23. Intermarket.kz
(ТОО «Интернет-ритейл»)

e-trading  | магазины

валовая выручка       $801 000
чистая выручка         $801 000
клиентская база         -

Головной офис: Алматы

Год запуска: 2007

Интернет-магазин по продаже бытовой техники и электроники. В мае этого года холдинг Choco Family приобрел 100%-ную долю в Intermarket.kz для усиления своей роли в этом сегменте рынка e-commerce. Сумма сделки не разглашается. Витрина интернет-магазина технологически объединена с базовой платформой магазина Chocomart.kz. Оборот ТОО «Интернет-ритейл», куда входят chocomart.kz и intermarket.kz, – $350 тыс. в месяц (за последние 30 дней).

24. Satu.kz
(ООО «УАПРОМ»)

digital media & marketing  | доски объявлений

валовая выручка       $700 000
чистая выручка         $700 000
клиентская база         1 600

Головной офис: Киев

Год запуска: 2008

Торговый онлайн-центр в Казахстане, в котором представлен широкий ассортимент потребительских и промышленных товаров и услуг. Сегодня на платформе портала Satu.kz более 60 тыс. компаний зарегистрировались и создали свои сайты. Из них более 18 тыс. казахских компаний активно пользуются сервисом и реализуют через каталог торговой площадки более 400 тыс. товаров и услуг различной направленности. Satu.kz принадлежит компании «УАПРОМ». В 2009 году Allegro Group, крупнейший международный интернет-холдинг в области электронной коммерции в Центральной и Восточной Европе, инвестировала в проект и получила 51%-ную долю ООО «УАПРОМ», оставшаяся часть осталась во владении основателей компании. Сегодня доля Allegro Group составляет 55%. В Казахстане Allegro Group владеет проектами aukro.kz, slando.kz.

25 Biglion.kz

e-trading | купонные сервисы

валовая выручка       $600 000*
чистая выручка         $239 428*
клиентская база         -

Головной офис: Москва

Год запуска: 2010

Сервис коллективных покупок, который был запущен в России в 2010 году и к концу 2011 года стал лидером российского рынка. По информации российских СМИ, компания основана топ-менеджерами холдинга РБК, которые контролируют компанию. Миноритарные доли принадлежат нескольким фондам.

*Экспертное мнение

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить