Тульбасов: После карантина мы будем восстанавливаться минимум полгода

14343

Глава TS Development – о том, почему в преодолении кризиса важна сплоченность и как сказалась пандемия на сфере ретейла

Серик Тульбасов
ФОТО: Вадим Соловьёв
Серик Тульбасов

Интервью проводилось в апреле для майского номера журнала Forbes Kazakhstan.

Одним из положений указа президента о введении на территории Казахстана режима чрезвычайного положения стало ограничение функционирования крупных объектов торговли. Кроме того, согласно указу была приостановлена деятельность торгово-развлекательных центров и кинотеатров. Изначально режим ЧП был введен на месячный срок – с 16 марта по 15 апреля. Впоследствии его продлили до 1 мая. Такой длительный перерыв не мог не сказаться на сфере ретейла и торгово-развлекательном секторе. О влиянии пандемии на бизнес, действиях государства и реакции предпринимателей Forbes Kazakhstan поговорил с главой компании TS Development Сериком Тульбасовым.

Серик Карабекович, в мае прошлого года в интервью Forbes Kazakhstan вы говорили о важности прозрачности в ведении бизнеса. По-вашему, важна ли прозрачность и взаимный обмен информацией между бизнесменами сейчас, во время кризиса? Помогает ли это выработать совместные решения?

– Мы по-прежнему верны своему подходу. Если вы хотите строить долгосрочные партнерские отношения, они должны формироваться на принципах честности и прозрачности. Мы рады видеть, что этот подход разделяют наши коллеги и партнеры. Я убежден, что только такие принципы позволят представителям торгово-развлекательного сектора выработать по-настоящему эффективные антикризисные решения.

Кризис – время для естественной сплоченности компаний, работающих в одной отрасли. Именно в таких условиях прозрачное ведение бизнеса особенно оправданно. Наш подход к делу позволил нам сразу сфокусироваться на решении проблемы совместно с нашими партнерами, а не тратить время на выборочное раскрытие информации.

Безусловно, вопрос транспарентности и публичности информации тесно увязан с социальной ответственностью бизнеса. Это, в свою очередь, одна из важных составляющих характеристик социально-политической среды, в которой мы все работаем и живем. Одна из главных задач сегодня – улучшение этой среды различными методами, в том числе применяя принцип открытости. Без этого построить социально справедливое общество невозможно.

Ваш благотворительный фонд выделил 25 млн тенге для поддержки реализации медицинских мер в борьбе с эпидемией коронавируса. Скажите, на что пойдут эти деньги и насколько реально сплоченным, по-вашему, показало себя казахстанское бизнес-сообщество перед лицом кризиса?

– В такие тяжелые периоды бизнес-сообщество никогда не оставалось в стороне. Наш фонд не стал исключением. Мы одними из первых откликнулись на призыв помочь медицинским учреждениям, задав положительную динамику для других компаний.

К тому моменту, когда в нашей стране появился первый случай коронавирусной инфекции, уже было достаточно информации о динамике заболеваемости в других странах. Один из печальных фактов – это частота заражения медицинского персонала. Врачи находятся на передовой, рискуя собственным здоровьем, и нам было важно создать условия для их безопасной работы.

К сожалению, на рынке поставщиков медицинских материалов моментально возникла спекулятивная среда. Недостаточно было просто направить деньги, и мы взяли на себя обязательства по закупке медицинских средств первой необходимости для медперсонала. Купили бахилы, чепчики, одноразовые противочумные костюмы и одноразовые респираторные маски. Кроме того, мы приобрели кислородные аппараты и направили их в пять медицинских учреждений Алматы: детскую и взрослую инфекционные больницы, КазНИИ онкологии и радиологии, Центр пульмонологии и управление общественного здоровья.

Говоря о сплоченности, хотелось бы отметить не только бизнес-сообщество, но и работу оперативных штабов, созданных при акиматах. Они информировали нас о потребностях медицинских учреждений и координировали распределение помощи.

Государство приняло жесткие меры по ограничению деятельности бизнеса. Как вы оцениваете действия правительства и довольны ли тем, как оно донесло до предпринимателей их смысл? Обращались ли сами к государству за поддержкой?

– Руководство страны максимально быстро среагировало и предприняло все меры, которые сегодня считаются наиболее эффективными в борьбе с вирусом. Они могут казаться жесткими, однако здравый смысл заставляет принять ситуацию и продолжать функционировать в новых реалиях. На мой взгляд, ни одна система здравоохранения не справилась бы с возросшей нагрузкой, вызванной потоком зараженных пациентов, если бы не было всеобщего карантина и самоизоляции.

Возможно, мы выбрали самый затяжной и утомительный путь в борьбе с вирусом, но хочется верить, что этот путь оправдан и будет пройден с минимальными потерями, пока не разработают вакцину.

Наше правительство объявило режим чрезвычайного положения, принимая на себя ответственность, пусть и частичную, за экономический эффект такого решения. Думая о благополучии граждан, государство пытается смягчить удар по МСБ и сохранить наибольшее число рабочих мест.

Правительство выработало несколько пакетов антикризисных мер, в которых отражены многие предложения предпринимателей – это хотелось бы отметить. В частности, до конца 2020 к ставке налога на имущество для торгово-развлекательных центров применен поправочный коэффициент «0». Крайний срок исполнения всех налоговых обязательств фактически перенесен на 15 августа.

Сразу скажу, что меры по отсрочке налоговых платежей решают вопрос поддержания денежной ликвидности только на короткий период. На очередной квартальный период ляжет двойная нагрузка по выплате налогов, а за это время бизнес едва ли успеет восстановить свой минимальный уровень товарооборота. Для восстановления прежнего уровня торгово-развлекательному сектору потребуется минимум шесть месяцев после окончания карантина.

Торгово-развлекательный сектор – это своего рода полигон для малого и среднего бизнеса. От его состояния во многом зависит благополучие МСБ. Наши компании совместно с другими представителями сектора сформировали пакет предложений для правительства. Мы понимаем, что государство не несет стопроцентной ответственности за наступление пандемии, и наши предложения в основном направлены на смягчение налоговой нагрузки и рефинансирование текущих кредитных обязательств. Ведь ни для кого не секрет, что большие коммерческие площади строятся за счет заемных средств. Предложенные меры могли бы позволить девелоперам удержать арендные ставки на прежнем уровне и тем самым создать ретейлерам условия для выхода из кризиса.

В связи с действием чрезвычайного положения в нашей стране была ограничена деятельность кинотеатров и ТРЦ. Как данное ограничение повлияло на планы компаний группы TS Development, в том числе на сеть кинотеатров Cinemax, ТРЦ Dostyk Plaza и Shymkent Plaza? Есть ли у вас прогнозы по итогам квартала, года?

– Мы планировали продвижение бренда Cinemax в Узбекистане. Активно изучали рынок, просчитывали объем инвестиций и уже провели несколько встреч с местными девелоперами. Сейчас эти проекты «на паузе» из-за неопределенности, связанной с текущими обстоятельствами. Теперь, прежде чем заходить на международные рынки, необходимо заново оценивать риски инвестирования с учетом последствий пандемии и влияния макро­экономических факторов.

Думаю, в этом году наряду с восстановлением доходности ТРЦ и кинотеатров необходимо подумать и о диверсификации бизнеса. В наш портфель входит стартап Smart Plaza, система лояльности для ТРЦ. Данная программа предполагает возможность получения бонусов с каждой покупки на персональный счет в приложении Smart Plaza. Бонусами можно расплатиться более чем в 100 магазинах Dostyk Plaza и Shymkent Plaza, оплатить парковку в этих ТРЦ или приобрести билеты на сеанс в Cinemax. Сейчас актуальными стали сервисы доставки, и мы собираемся запустить и развивать это направление. В планах – наладить сервис доставки для категорий food и fashion. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы, включая собственную группу талантливых разработчиков.

Как отреагировали на закрытие бутиков в ваших ТРЦ арендаторы и идете ли вы им навстречу? Как обеспечивается дезинфекция помещений и работающих продуктовых магазинов?

– Dostyk Plaza и Shymkent Plaza в совокупности посещают 1,5 млн человек в месяц. Это возлагает на нас повышенную ответственность. Как только вышел указ об ограничении деятельности ТРЦ, мы, являясь законопослушным и социально ответственным бизнесом, сразу же оповестили наших арендаторов. Они это восприняли с пониманием. В такие моменты экономические интересы отходят на второй план.

Что касается дезинфекции работающих супермаркетов и аптек, то мы уделили особое внимание безопасности посетителей. Повсюду установили антисептики для рук. У входов в ТРЦ есть дезинфекционные коврики. Персонал несколько раз в день обрабатывает поверхности, с которыми контактируют посетители. Еженедельно проводится обработка мест общего пользования дезинфицирующим холодным паром. При входе сотрудники измеряют посетителям температуру и проверяют наличие медицинской маски.

По вашим прогнозам, как отразится кризис на сфере ретейла и что можно сделать бизнесу и государству, чтобы смягчить его последствия?

– В сложившихся обстоятельствах государство должно максимально помогать МСБ, потому что именно он, в частности ретейл и общепит, принял на себя тяжелый удар кризиса и его последствий. На сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса достигла около 30% ВВП страны. Данный показатель может пойти на спад, так как не все имеют достаточный запас финансовой прочности. Меры поддержки необходимо значительно расширить, чтобы пережить последствия пандемии. Государство должно максимально быстро принимать простые и ясные решения. Реализация антикризисных мер должна выполняться грамотно, с разработкой пошагового механизма.

Немаловажно и бизнесу проявить инициативу и начать разработку послекризисных стратегий развития. В любой неблагоприятной ситуации можно найти преимущества – например, повод начать развитие новых каналов сбыта.

Вообще, на мой взгляд, Covid-19 создаст собственное структурное наследие. Частью этого наследия станут такие кризисные явления, как эпидемии. Все это может стимулировать внедрение новых технологий и бизнес-моделей. Предпринимателям можно подумать, как стать частью этих изменений и вписать свою деятельность в новый контекст.

Я вижу, что трагедия коронавируса охватила всю планету, но я также вижу стремление правительств всех стран решить эту проблему, героизм медицинских работников в борьбе с вирусом. А там, где присутствует героизм, будет благополучное будущее.

Будьте здоровы, берегите себя и родных.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить