Как Гордон Рамзи стал лучшей рекламой для своей сети ресторанов

Не стесняющийся в выражениях британский шеф-повар Гордон Рамзи стал самой яркой звездой телеканала Fox и самой лучшей рекламой для своей сети ресторанов

Фото: Джиллиан Эдельштейн для Forbes

Через два часа закончатся съемки четвертого сезона реалити-шоу «Мастер-шеф. Дети». Праздничное шампанское уже охлаждается в пластиковых ведерках в темной, без окон, студии в Бербанке. Но у шеф-повара Гордона Рамзи, известного зрителям всего мира своими несдержанными выражениями, еще много дел. Звезда и по совместительству исполнительный продюсер должен сейчас объявить победителя своего соревнования и утешить разочарованного обладателя второго места, которому придется отправиться домой. «Терпеть не могу, когда дело доходит до этого», – говорит он. Как только включаются камеры, Рамзи, одетый в приталенный синий костюм, крепко обнимает 13-летнего проигравшего. Человек, однажды ответивший на просьбу посетителя ресторана добавить в блюдо немного тыквы предложением засунуть эту тыкву в, скажем так, полость тела, вдруг разыгрывает перед камерой милую, если не сказать, слащавую сцену.

48-летний Рамзи – великолепный шеф-повар и харизматичный телеведущий. Но прежде всего он капиталист, заработавший в прошлом году $60 млн, позволивших ему занять 21 место в списке 100 самых состоятельных звезд по версии Forbes и самой богатой звездой из сферы кулинарного искусства. Пока «Американский идол» – флагманское шоу канала Fox – стремительно теряет популярность, четыре реалити-шоу Рамзи – «Адская кухня», «Адский отель», «Мастер-шеф» и «Мастер-шеф. Дети» – обеспечивают впечатляющие рейтинги. Сеть из 26 ресторанов в США, Европе, Азии и на Ближнем Востоке приносит миллионы долларов, несмотря на то что Гордон так занят, что вряд ли посетители могут рассчитывать, что им доведется попробовать блюдо его приготовления.

«У меня больше денег, чем нужно», – говорит он. Весь бренд Рамзи строится на доверии к его персоне – это очень важный фактор, если вы занимаетесь тем, что жестоко критикуете людей в телеэфире и предлагаете дегустационное меню за $230, состоящее из фуа-гра, равиоли с лобстером и голубя.

Рамзи учился у лучших мастеров Европы Марко Пьера Уайта, Жоэля Робюшона, Ги Савоя, чтобы в 26 лет стать шеф-поваром в новом лондонском ресторане Aubergine.

Уже тогда он думал об участии в прибыли и добился для себя 25-процентной доли. Ему удалось многократно увеличить свой доход, получив для Aubergine за три года две мишленовские звезды.

«В начале 1990-х ходила такая шутка, что в аду все повара – британцы, – говорит Питер Харден, издатель одноименного гида по ресторанам Британии. – Но Aubergine под руководством британского шефа быстро стал местом, в котором столик нужно было бронировать за шесть недель».

На этом Рамзи не остановился. Он уволился и в 1998 открыл собственный Restaurant Gordon Ramsay вместе со своим тестем Крисом Хатченсоном. Этот ресторан получил три звезды – самый высокий рейтинг у Мишлена, что позволило Рамзи выставлять такие цены, чтобы держать маржу на уровне 25 % от выручки в размере $5 млн. После этого он открыл рестораны в Глазго, Токио, Дубае и Нью-Йорке. Параллельно запустил документальное шоу «Точка кипения» о первых днях Restaurant Gordon Ramsay и оказался в центре внимания благодаря своему взрывному темпераменту. Одна из типичных сцен шоу - Рамзи отчитывает метрдотеля за неправильно отрегулированный кондиционер: «У тебя что, мозги в заднице?» Зрители были готовы наблюдать за ним часами.

Как и на кухне, в своих телепроектах Рамзи предпочитает все контролировать сам. В 2004 он запустил на британском телевидении свою версию курса молодого бойца для кулинаров-любителей «Адская кухня».

В запущенной в 2005 американской версии вместо знаменитостей средней руки участвовали повара-дилетанты, желающие стать профессионалами. Через два года последовали «Кошмары на кухне», где Рамзи старался спасти провальные рестораны с помощью ругани и полезных советов. Это шоу получило в Британии рейтинг 3,1 (из 8), что далеко от вершины, но беспрецедентно для кулинарного шоу.

«У нас ушло много времени, чтобы научиться делать программы о еде интересными телезрителю, – говорит Артур Смит, давно выступающий продюсером телепроектов Рамзи. – Но нужен был кто-то вроде Гордона, чтобы сделать их по-настоящему популярными».

Не всё шло гладко. Великая рецессия сделала изысканные дегустационные меню менее желанными, а ряды банкиров в дорогих костюмах, наводнявших рестораны Рамзи, поредели. К 2010 его холдинг набрал долгов на более чем $30 млн – две трети от этой суммы были закрыты с личного счета Рамзи. За восемь лет долговая нагрузка выросла почти в 10 раз. Шеф-повар винит в этом своего тестя, которого он уволил в 2010 после «очень неприятной семейной сцены». Хатченсон отрицает любые упущения со своей стороны, и их взаимные обвинения не раз доводили родственников до суда, где каждый по очереди одерживал победу. Несмотря на эти треволнения, ресторанам Рамзи удалось снова стать прибыльными, отчасти благодаря экономическому росту и во многом из-за популярности его реалити-шоу. Проекты Гордона являются единственными из действительно рейтинговых не­игровых программ в сетке канала Fox, который платит ему немалые деньги – свыше $400 тыс. за серию. Сам звездный повар никак не комментирует эти гонорары, чуть ли не в 15 раз превышающие заработок любой звезды посвященного еде кабельного канала Food Network. Будучи исполнительным продюсером своих шоу, Рамзи может организовать съемки так, чтобы они вписывались в его расписание. Следующим в планах стоит игровой сериал о кухне, возможно, в том же стиле, что и «Красавцы» (Entourage), воссоздающий атмосферу голливудского агентства по менеджменту талантов.

Даже после закрытия девяти ресторанов и продажи трех в ходе судебных разбирательств сеть Рамзи насчитывает больше заведений, чем когда бы то ни было: 26 против 20 в 2010. Эти рестораны приносят $150 млн выручки, что на 270 % больше, чем пять лет назад. Сеть пополнилась новыми заведениями в Азии, на Ближнем Востоке и в Атлантик-Сити, в штате Нью-Джерси. Все они похожи на лондонский ресторан Bread Street Kitchen, имеющий больше общего с шумным баром, чем с изысканными заведениями, ставшими визитной карточкой Рамзи. Эти рестораны для искушённой публики продолжают работать в Англии.

Когда Рамзи не занят открытием новых заведений, он работает над другими проектами, например, в Лас-Вегасе, где управляет закусочной, стейкхаусом и баром. Взамен Гордон получает от 6% до 9 % дохода и от 10% до 15 % прибыли. Все остаются в таком выигрыше, что в эти дни у знаменитого своей агрессивностью шеф-повара хватает позитива на то, чтобы жизнерадостно обнять ребенка.

«У меня не бывает плохих дней. Всё плохое уже позади, – пожимает он плечами. – Разве я похож на шеф-повара, который от стресса мечется по кухне как полный ***?».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12307 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
12 декабря родились
Мухтар Кул-Мухаммед
депутат сената парламента РК
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить