Как Гордон Рамзи стал лучшей рекламой для своей сети ресторанов
Не стесняющийся в выражениях британский шеф-повар Гордон Рамзи стал самой яркой звездой телеканала Fox и самой лучшей рекламой для своей сети ресторанов
Через два часа закончатся съемки четвертого сезона реалити-шоу «Мастер-шеф. Дети». Праздничное шампанское уже охлаждается в пластиковых ведерках в темной, без окон, студии в Бербанке. Но у шеф-повара Гордона Рамзи, известного зрителям всего мира своими несдержанными выражениями, еще много дел. Звезда и по совместительству исполнительный продюсер должен сейчас объявить победителя своего соревнования и утешить разочарованного обладателя второго места, которому придется отправиться домой. «Терпеть не могу, когда дело доходит до этого», – говорит он. Как только включаются камеры, Рамзи, одетый в приталенный синий костюм, крепко обнимает 13-летнего проигравшего. Человек, однажды ответивший на просьбу посетителя ресторана добавить в блюдо немного тыквы предложением засунуть эту тыкву в, скажем так, полость тела, вдруг разыгрывает перед камерой милую, если не сказать, слащавую сцену.
48-летний Рамзи – великолепный шеф-повар и харизматичный телеведущий. Но прежде всего он капиталист, заработавший в прошлом году $60 млн, позволивших ему занять 21 место в списке 100 самых состоятельных звезд по версии Forbes и самой богатой звездой из сферы кулинарного искусства. Пока «Американский идол» – флагманское шоу канала Fox – стремительно теряет популярность, четыре реалити-шоу Рамзи – «Адская кухня», «Адский отель», «Мастер-шеф» и «Мастер-шеф. Дети» – обеспечивают впечатляющие рейтинги. Сеть из 26 ресторанов в США, Европе, Азии и на Ближнем Востоке приносит миллионы долларов, несмотря на то что Гордон так занят, что вряд ли посетители могут рассчитывать, что им доведется попробовать блюдо его приготовления.
Звезда кунг-фу Джеки Чан за год заработал $50 млн
Самый влиятельный человек китайской киноиндустрии Джеки Чан отлично сочетае... →
«У меня больше денег, чем нужно», – говорит он. Весь бренд Рамзи строится на доверии к его персоне – это очень важный фактор, если вы занимаетесь тем, что жестоко критикуете людей в телеэфире и предлагаете дегустационное меню за $230, состоящее из фуа-гра, равиоли с лобстером и голубя.
Рамзи учился у лучших мастеров Европы Марко Пьера Уайта, Жоэля Робюшона, Ги Савоя, чтобы в 26 лет стать шеф-поваром в новом лондонском ресторане Aubergine.
Уже тогда он думал об участии в прибыли и добился для себя 25-процентной доли. Ему удалось многократно увеличить свой доход, получив для Aubergine за три года две мишленовские звезды.
«В начале 1990-х ходила такая шутка, что в аду все повара – британцы, – говорит Питер Харден, издатель одноименного гида по ресторанам Британии. – Но Aubergine под руководством британского шефа быстро стал местом, в котором столик нужно было бронировать за шесть недель».
На этом Рамзи не остановился. Он уволился и в 1998 открыл собственный Restaurant Gordon Ramsay вместе со своим тестем Крисом Хатченсоном. Этот ресторан получил три звезды – самый высокий рейтинг у Мишлена, что позволило Рамзи выставлять такие цены, чтобы держать маржу на уровне 25 % от выручки в размере $5 млн. После этого он открыл рестораны в Глазго, Токио, Дубае и Нью-Йорке. Параллельно запустил документальное шоу «Точка кипения» о первых днях Restaurant Gordon Ramsay и оказался в центре внимания благодаря своему взрывному темпераменту. Одна из типичных сцен шоу - Рамзи отчитывает метрдотеля за неправильно отрегулированный кондиционер: «У тебя что, мозги в заднице?» Зрители были готовы наблюдать за ним часами.
Как и на кухне, в своих телепроектах Рамзи предпочитает все контролировать сам. В 2004 он запустил на британском телевидении свою версию курса молодого бойца для кулинаров-любителей «Адская кухня».
В запущенной в 2005 американской версии вместо знаменитостей средней руки участвовали повара-дилетанты, желающие стать профессионалами. Через два года последовали «Кошмары на кухне», где Рамзи старался спасти провальные рестораны с помощью ругани и полезных советов. Это шоу получило в Британии рейтинг 3,1 (из 8), что далеко от вершины, но беспрецедентно для кулинарного шоу.
«У нас ушло много времени, чтобы научиться делать программы о еде интересными телезрителю, – говорит Артур Смит, давно выступающий продюсером телепроектов Рамзи. – Но нужен был кто-то вроде Гордона, чтобы сделать их по-настоящему популярными».
В 2015 Кэти Перри заработала $135 млн – больше всех в шоу-бизнесе
Как дочке христианских проповедников удалось стать самым популярным продукт... →
Не всё шло гладко. Великая рецессия сделала изысканные дегустационные меню менее желанными, а ряды банкиров в дорогих костюмах, наводнявших рестораны Рамзи, поредели. К 2010 его холдинг набрал долгов на более чем $30 млн – две трети от этой суммы были закрыты с личного счета Рамзи. За восемь лет долговая нагрузка выросла почти в 10 раз. Шеф-повар винит в этом своего тестя, которого он уволил в 2010 после «очень неприятной семейной сцены». Хатченсон отрицает любые упущения со своей стороны, и их взаимные обвинения не раз доводили родственников до суда, где каждый по очереди одерживал победу. Несмотря на эти треволнения, ресторанам Рамзи удалось снова стать прибыльными, отчасти благодаря экономическому росту и во многом из-за популярности его реалити-шоу. Проекты Гордона являются единственными из действительно рейтинговых неигровых программ в сетке канала Fox, который платит ему немалые деньги – свыше $400 тыс. за серию. Сам звездный повар никак не комментирует эти гонорары, чуть ли не в 15 раз превышающие заработок любой звезды посвященного еде кабельного канала Food Network. Будучи исполнительным продюсером своих шоу, Рамзи может организовать съемки так, чтобы они вписывались в его расписание. Следующим в планах стоит игровой сериал о кухне, возможно, в том же стиле, что и «Красавцы» (Entourage), воссоздающий атмосферу голливудского агентства по менеджменту талантов.
Даже после закрытия девяти ресторанов и продажи трех в ходе судебных разбирательств сеть Рамзи насчитывает больше заведений, чем когда бы то ни было: 26 против 20 в 2010. Эти рестораны приносят $150 млн выручки, что на 270 % больше, чем пять лет назад. Сеть пополнилась новыми заведениями в Азии, на Ближнем Востоке и в Атлантик-Сити, в штате Нью-Джерси. Все они похожи на лондонский ресторан Bread Street Kitchen, имеющий больше общего с шумным баром, чем с изысканными заведениями, ставшими визитной карточкой Рамзи. Эти рестораны для искушённой публики продолжают работать в Англии.
Когда Рамзи не занят открытием новых заведений, он работает над другими проектами, например, в Лас-Вегасе, где управляет закусочной, стейкхаусом и баром. Взамен Гордон получает от 6% до 9 % дохода и от 10% до 15 % прибыли. Все остаются в таком выигрыше, что в эти дни у знаменитого своей агрессивностью шеф-повара хватает позитива на то, чтобы жизнерадостно обнять ребенка.
«У меня не бывает плохих дней. Всё плохое уже позади, – пожимает он плечами. – Разве я похож на шеф-повара, который от стресса мечется по кухне как полный ***?».
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook