Облако-рай

11273

Дрю Хьюстон отказался от предложения главы Apple Стива Джобса ради построения собственной компании Dropbox

Martin Klimek/Getty Images for Forbes

О Стиве Джобсе сейчас известно практически все, однако существует одна малоизвестная история о компании, которая избежала его цепких рук. Джобс внимательно следил за работой молодого программиста по имени Дрю Хьюстон, которому удалось декомпилировать системные файлы Apple таким образом, что логотип его стартапа, выполненный в элегантном дизайне, появлялся на мониторах Apple при запуске программ. Это было не под силу даже сотрудникам собственной службы безопасности Apple.

В декабре 2009 года Джобс пригласил Хьюстона и его партнера Араша Фирдоуси на встречу в свой офис в Купертино. «Сам Стив? Стив Джобс? Не может быть!» – вспоминает сегодня 28-летний Хьюстон. Когда Хьюстон полез за ноутбуком, чтобы продемонстрировать разработки, Джобс, одетый, по обыкновению, в черную водолазку и джинсы, остановил его властным движением руки: «Я прекрасно знаю, чем вы занимаетесь».

Идея создания Dropbox родилась в автобусе по дороге в Нью-йорк

А занимался Хьюстон разработкой Dropbox – услугой онлайн-хранения и синхронизации цифровых файлов, которой сегодня пользуются 50 миллионов человек, и каждую секунду к ним присоединяется новый пользователь. Джобс оказался провидцем, обозначив этот стартап как стратегически важный актив для Apple. Во время той встречи Хьюстон в какой-то момент прервал Джобса, заявив, что решительно настроен на то, чтобы превратить свой стартап в крупную компанию, и не собирается продавать ее, независимо от того, кто хочет ее купить (Хьюстон считал Джобса своим героем) и какая бы сумма не предлагалась (с Фирдоуси они приехали на встречу на взятой в прокате машине).

Джобс добродушно улыбался и говорил, что проявляет большой интерес к их нише на рынке. «Он сказал, что на сегодняшний день мы представляем собой всего лишь характеристику продукта, но никак не сам продукт», – отмечает Хьюстон. Соблюдая правила хорошего тона, следующие полчаса Джобс вел неторопливый разговор за чашкой чая, рассказывая о своем возвращении в Apple, а также о том, почему не следует доверять инвесторам, а дуэт – точнее, Хьюстон, который говорил в 2 раза больше аутичного Фирдоуси, – засыпал его самыми разными вопросами.

Чуть позже Джобс предложил увидеться в офисе Dropbox в Сан-Франциско. Хьюстон ответил встречным предложением – организовать встречу в Силиконовой долине. «Зачем пускать врага на свою территорию?» – спросил он, самодовольно пожимая плечами. Но Джобс исчез и объявился только в июне этого года – на презентации iCloud он достаточно высокомерно отозвался о Dropbox как о полумере в решении самой сложной дилеммы Интернета: «Как собрать все свои файлы со всех устройств в одном месте?»

Реакция Хьюстона была предсказуема: на следующий же день он направил своим сотрудникам официальное послание, которое начиналось со слов: «Мы работаем в одной из самых стремительно развивающихся компаний в мире». Далее шел перечень компаний-метеоритов, которые, сверкнув, остались далеко позади, не справившись с возникшими финансовыми проблемами: MySpace, Netscape, Palm и Yahoo.

Взлет Dropbox был столь же ошеломляющим. Сегодня насчитывается 50 миллионов пользователей – за прошлый год число увеличилось втрое. Кроме того, компании удалось разгадать загадку, как зарабатывать на бесплатных услугах. В 2011 году доходы компании выросли до 240 миллионов долларов, при этом 96% юзеров пользуются услугами бесплатно. Имея в штате всего 70 человек, большинство из которых инженеры, валовая прибыль на сотрудника Dropbox практически в 3 раза больше, чем у Google, которая является образцово-показательной компанией индустрии. Хьюстон утверждает, что компания уже приносит прибыль, но размеры ее не раскрывает.

Так или иначе, дела идут в гору. 96% клиентов, которые пользуются сегодня услугами бесплатно, размещают свои файлы в онлайн-хранилищах Dropbox с такой скоростью, что каждый день тысячи людей стремительно расходуют два бесплатных гигабайта своего хранилища и увеличивают до 50 ГБ, за которые нужно платить 10 долларов в месяц, или до 100 ГБ стоимостью 20 долларов в месяц. Таким образом, даже если Хьюстону не удастся подписать ни одного нового клиента в 2012 году, его выручка все равно удвоится. К тому же Хьюстон заявляет тоном, не терпящим возражений: «Будьте уверены, на нас подпишется великое множество новых клиентов». Нет оснований не доверять ему.

За последний год слово «dropbox» стало именем нарицательным, что явилось важным знаком для инвесторов Силиконовой долины. К 2008 году Хьюстон сумел собрать 7,2 млн долларов – достаточный объем наличных средств, который в совокупности с устойчивой и рациональной экономической моделью позволил ему выйти на текущий уровень. В августе этого года Хьюстон решил нанести последний и решающий удар. На протяжении четырех дней он последовательно отправлял приглашения семи элитным венчурным компаниям Силиконовой долины из скромного офиса Dropbox в Сан-Франциско, в которых просил их представить свои финансовые предложения ко вторнику следующей недели.

Только одна компания оперативно среагировала на его письмо. В полночь, когда истекал срок подачи предложений, руководитель отдела по развитию бизнеса Dropbox, бывший инвестор, предложил Хьюстону либо перенести срок, либо отменить предложение. Хьюстон ответил: «Мы говорили о вторнике, а он пока еще не наступил».

На следующее утро все фирмы прислали ответы, подтверждающие их интерес к проекту. В конце концов Хьюстон решился на сделку, которая и была благополучно завершена в конце сентября, с участием ведущих инвестиционных компаний и фондов, таких как Sequoia, Greylock, Benchmark, Accel, Goldman Sachs и Rothschild Investment Trust.

Многим из них пришлось даже пойти на временное изменение правил ведения бизнеса и заключения сделок, чтобы принять участие в этом проекте. Далее все шло по сценарию, который относится к легендарным историям мгновенного успеха Силиконовой долины: несмотря на то что рынок программного обеспечения и настойчивость Хьюстона на сделке только с ведущими венчурными компаниями долины способствовали незначительному снижению общей стоимости компании, Dropbox (пятилетней давности) удалось получить целых 250 миллионов долларов при ее оценочной стоимости в 4 миллиарда долларов. «Это очень перспективная компания, – отметил один известный инвестор, который, впрочем, не участвовал в транзакции. – Все хотят иметь в ней долю». Хьюстон оценил стоимость 15% пакета акций – на бумаге – в 600 миллионов долларов.

Две недели спустя после завершения сделки, откинувшись в кресле Aeron и глядя в окно на неоновую вывеску «ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ», Хьюстон прикидывает вслух, как распорядится своим капиталом в четверть миллиарда долларов. Однокомнатный офис на малопривлекательной Маркет-стрит скоро сменится открытым пространством в 8500 кв. футов с видом на залив. В нем прекрасно разместится весь персонал компании, который вырастет с 70 до 200 человек – смехотворное количество, учитывая масштабы компании. Дрю нужно будет тщательно продумать, как выполнить данное Стиву Джобсу обещание насчет создания крупной компании. В противном случае их ждут те же факторы опасности, которые привели к проблемам MySpace, о чем Джобс столь дальновидно предупреждал.

В понедельник около полуночи Хьюстон устроил в любимом баре в Hotel W в Сан-Франциско вечеринку членов братства. Первым заявился Адам Смит, старый друг по братству Phi Delta Theta Массачусетского технологического института. Он бросил учебу, чтобы открыть компанию Xobni, предоставляющую продукты и софт для управления электронными сообщениями и адресными книгами. Затем подошли Крис, Джейсон, Джо (у него на руке сделана татуировка Dropbox, так как он считает, что «Дрю изменяет мир») и другие члены братства по МТИ, нацеленные на реализацию «калифорнийской мечты», о которой все они грезили в студенческие годы, а именно «миллиарды, вино и девушки». В окружении последних Смит и Хьюстон опрокидывают бокалы Pinot и предаются воспоминаниям о жарком лете, когда они писали коды и программы, сидя в одних трусах: из-за отключения электричества не работали кондиционеры. «Да, были времена! – улыбается Хьюстон, обняв Смита. – Только я и мой код. И никого не надо нанимать и увольнять».

Фирдоуси - иранский напарник Хьюстона, бросивший институт ради Dropbox

Хьюстон, несомненно, черпает энергию из общения с этой группой людей – он даже восстановил опыт совместного студенческого проживания, поселившись в Сан-Франциско в том же доме, что и Смит и 10 других предпринимателей. И если решающим моментом для таких персон, как Билл Гейтс, Майкл Делл и Марк Цукерберг, стало изгнание из колледжа, то для Хьюстона таковым стало продолжение учебы.

Страсть к программированию буквально встроена в его ДНК. Его отец – инженер-электрик, получивший образование в Гарварде, мать – школьный библиотекарь. Детство проходило в пригороде Бостона, где в возрасте пяти лет он начал осваивать свой первый IBM PC Junior. Мама, сделав правильные выводы, что сын превращается в «ботаника», помешанного на программировании, заставила его изучать французский, общаться с «нормальными пацанами» и категорически не позволила ему перепрыгнуть через класс. Четырнадцати лет от роду Хьюстон подписал соглашение о проведении beta-тестирования онлайновой игры и начал заниматься поиском слабых мест в программах системы безопасности этой компании. Вскоре они взяли его на работу в качестве сетевого программиста, предложив в качестве зарплаты собственные акции. В тот же год во время школьного собрания один из выступающих задал вопрос собравшимся ученикам: «Поднимите руки те, кто знает, кем хочет стать, когда вырастет». Хьюстон был единственным из 250 детей, кто поднял руку. «Я очень хотел, чтобы мне разрешили ответить, однако вопрос посчитали риторическим. Меж тем я хотел руководить собственной компьютерной компанией», – вспоминает он. Хьюстон работал в нескольких стартапах, учась в старших классах школы и в колледже. Dropbox – его шестая компания.

К моменту обучения на первом курсе МТИ казалось, что его мама потерпела фиаско во всех своих стараниях. Большую часть времени он проводил, занимаясь программированием. Но книга Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект» убедила его в том, что «недостаточно быть просто умным», чтобы руководить компанией. Поэтому следующее лето он провел, сидя на крыше студенческого общежития и читая книги по бизнесу. «Никто не рождается генеральным директором, но вам об этом никто не скажет, – качает головой Хьюстон. – Если верить всем этим журнальным историям, то Цукерберг проснулся однажды утром и решил изменить методы коммуникации людей, а для этого решил сколотить компанию с миллиардным капиталом. Но это не так». Позже Хьюстон согласился работать ответственным за социальные и общественные дела в студенческом союзе, пройдя своего рода «интенсивный курс обучения по управлению проектами и тому, как заставить людей делать то, что нужно тебе». (Джо, его сосед по комнате, вспоминает об этом так: «Да просто больше никто не хотел этим заниматься».)

В сентябре 2006 года Адам Смит уехал в Сан-Франциско – создавать собственную компанию Xobni. Его отъезд стал для Хьюстона сильнейшим мотивирующим фактором. «Если он смог, то и у меня получится, – вспоминает Хьюстон слова, которые сказал себе тогда. – Я хотел воплотить свою мечту, к тому же мне порядком осточертели замороженные полуфабрикаты Hot Pockets». Его курс M.B.A. в Phi Delta Theta при МТИ был завершен.

«Нужна нить, которая соединит между собой все устройства»

Идея создания Dropbox родилась три месяца спустя в автобусе по дороге в Нью-Йорк. Он планировал поработать над программой во время четырехчасовой поездки из Бостона, но забыл взять с собой флешку. Разозлившись, он тут же начал писать программу для синхронизации файлов через Интернет. Через четыре месяца он прилетел в Сан-Франциско, чтобы представить свою идею Полу Грэму, сооснователю Y Combinator.

Но Грэм настаивал, чтобы Хьюстон нашел соучредителя до подачи заявки. У Хьюстона было всего две недели, чтобы найти нужного человека. Один приятель рассказал ему о Фирдоуси, единственном сыне иранских беженцев, который изучал вычислительную технику в МТИ. Они проговорили два часа в Бостоне и, по словам Хьюстона, «поженились на втором свидании». В итоге Фирдоуси бросил университет, недоучившись полгода.

Y Combinator предоставила Dropbox 15 тыс. долларов, которых хватило, чтобы снять квартиру и купить Mac. Хьюстон настаивал на том, чтобы программу Dropbox можно было использовать на любом компьютере. Он работал по 20 часов в сутки, пытаясь декомпилировать программное обеспечение Apple, чтобы добраться до исходного кода.

Dropbox предлагала решение новой для мира проблемы – люди пользуются одним или двумя телефонами и планшетом, но свои разные файлы и фото они хранят на различных стационарных компьютерах, ноутбуках и других устройствах. «Техника становится все более и более продвинутой, а это значит, что все больше данных оказываются сохраненными в разных местах, – говорит Хьюстон. – Нужна нить, которая соединит между собой все эти устройства. Именно над этим мы и работаем».

Загрузив и установив приложение Dropbox, можно сразу же сохранить любые файлы на «облаке», то есть в удаленном хранилище. Как только файлы оказываются на облаке, их можно просматривать с любого устройства, а также предоставить доступ к этим файлам другим людям, которые хотят их просмотреть. Обновление файла с одного устройства сразу же демонстрируется на другом устройстве.

Спустя несколько месяцев наш дуэт сделал презентацию Dropbox во время специального мероприятия в Y Combinator. Сразу после ее окончания с Фирдуоси заговорил на фарси Пежман Нозад – весьма харизматичная личность, который стал инвестором в эпоху развития компаний, торгующих через Интернет. Он обменял коммерческую недвижимость на долю в капитале стартапов, а именно в PayPal. У Нозада офис в семейном магазине ковров («Я подумал, что это такая шутка», – говорит Хьюстон), в подсобках которого он угощал их персидским чаем. Через несколько дней он организовал встречу Хьюстона и Фирдоуси с представителями компании Sequoia, которая в свое время поддержала Google и Yahoo, причем он отчаянно блефовал, заявляя, что Dropbox получает многочисленные предложения от венчурных компаний. «По сути, он был нашим продюсером», – говорит Хьюстон.

В субботу утром на следующей неделе в квартире, арендуемой Хьюстоном и Фирдоуси, появился Майкл Мориц, старший партнер Sequoia. «У них были красные от недосыпа глаза, – вспоминает Мориц. – Вдоль стен высились горы пустых коробок из-под пиццы, по углам валялись скомканные простыни». Вскоре после этого визита он посоветовал своим партнерам заключить сделку. В результате Dropbox получила 1,2 млн долларов. «Знаете, я рассматривал много компаний, таких, например, как Plaxo, которые пытались частично решить ту же проблему, – отмечает Мориц. – Я знал, что этот проект будет интересен крупным инвесторам».

Весь следующий год Хьюстон и Фирдоуси работали 24 часа в сутки. Они были перфекционистами в полном смысле слова. Однажды Хьюстону пришлось полностью проработать и отследить копию Windows XP для Швеции, потому что в ней был уникальный элемент кодировки, который слегка замедлял работу Dropbox. А Фирдоуси пришлось часами напролет работать с дизайнером, подбирая правильный оттенок командной кнопки Dropbox в файловой системе Mac, которая была на тон темнее, чем командные подокна Apple. Dropbox удалось пережить период спада в интернет-индустрии, в результате которого пострадало много других компаний. В 2008 году в ней работало девять человек и было 200 тыс. клиентов. Через два с половиной года штат увеличился на пять человек, а число пользователей выросло в 10 раз.

Несмотря на богатство, Хьюстон все еще выглядит как компьютерный фрик

Хьюстон и Фирдоуси переехали в другой офис, где зачастую и ночевали. Они тряслись над каждым электронным сообщением от своих клиентов и игнорировали письма от своих инвесторов. Фирдоуси с самого начала настаивал на том, что домашняя страница Dropbox должна представлять собой простой видеосюжет с контурограммой, демонстрирующей функциональные возможности их продукта. Никакой таблицы с описанием характеристик и цен, вместо этого рассказ о человеке, который теряет все свои устройства и едет в Африку.

Поэтому вместо рекламы они превратили своих немногих, но верных клиентов в продавцов, предоставляя бесплатно 250 мегабайтов для хранения файлов в обмен на привлечение нового клиента. Четверть всех новых клиентов присоединяется к Dropbox именно через этот канал. За два с половиной года этот снежный ком привел к тому, что компания стала оцениваться в 4 млрд долларов.

Новые возможности и перспективы открылись перед Дрю Хьюстоном несколько месяцев спустя, во время обеда на вилле инвестора Рона Конвея в Бельведере. Когда Хьюстон начал подробно рассказывать о том, для чего нужен Dropbox, его прервали точно так же, как когда-то Стив Джобс: «Знаю-знаю. Я постоянно этим пользуюсь». Однако на сей раз его визави был не генеральный директор технологической компании, а рэпер Will.i.am из группы Black Eyed Peas, который рассказал Хьюстону, что он использовал Dropbox во время работы с продюсером Дэвидом Геттой над продвижением своего хита «I Got A Feeling».

Сегодня забавные истории, связанные с этой технологией, далеко не редкость. После того как его ноутбук сломался во время экзаменов, один студент-юрист написал: «Если бы не Dropbox, я бы вылетел из института и жил бы сейчас под мостом». Фирма Italian Soul, занимающаяся дизайном ручных часов и базирующаяся недалеко от Венеции, использует Dropbox для разработки новых моделей с участием дизайнера из Мендозы, Аргентина, которая позволяет хранить и работать с объемными 3D-файлами, находящимися на облаке-хранилище, не доставляя никому никаких проблем. Сотрудники организаций, оказывавших гуманитарную помощь жертвам землетрясения на Гаити, вели списки погибших в режиме реального времени онлайн и предоставляли эти сведения властям Майами и других городов. Профессиональные спортивные команды просматривают видеоматериалы с записями игр команд противников, которые доступны вне зависимости от того, где сейчас играет команда. В прошлом году в День благодарения Фирдоуси, одетый в худи с логотипом Dropbox, был окружен толпой фанатов-подростков в одной из галерей с игровыми автоматами в Канзас-сити, своем родном городе. «Именно тогда я и понял, что мы попали в точку», – признается Фирдоуси.

Хьюстон считает Dropbox проводником нового направления в использовании компьютерной техники, когда люди не привязаны к своим собственным файлам: «Ваши файлы следуют за вами».

Чтобы сделать это возможным, Dropbox необходимо управлять невероятными объемами информации и очень сложными процессами, благодаря чему любой пользователь этой услуги сможет легко сбрасывать свои файлы в онлайн-хранилище. Каждый день в Dropbox сохраняют 325 млн файлов, которые должны без проблем открываться на любом устройстве. Хаустон и его компьютерные гении сделали совместимыми свои модули с 18 разными операционными системами, четырьмя браузерами и тремя системами программного обеспечения сотовой связи. При появлении новой мало-мальски обновленной версии какого-либо софта сотрудники Dropbox должны обеспечить ее совместимость со своей системой. В июне был взломан их системный пароль, в результате чего 68 аккаунтов оказались открытыми для несанкционированного доступа. Это еще сильнее обозначило риски, которые стоят перед Хьюстоном, поскольку именно в его руках находятся ключи от виртуальных хранилищ информации 50 млн людей. «Не могу передать словами, как сильно я сожалею о случившимся, – написал он в электронном сообщении для пострадавших пользователей и приложил к письму номер своего личного сотового телефона. – Dropbox – это моя жизнь».

И есть ведь еще вопрос конкуренции.

Хьюстон перечисляет на одном дыхании своих конкурентов: «Apple, Google, Microsoft, в каком-то смысле Amazon, есть еще IDrive, YouSendIt, Box.net, дюжина стартапов, даже электронная почта…». Несмотря на святую уверенность в том, что Dropbox обставит все компании в течение следующих пяти лет, он испытывает особый страх в отношении iCloud, который, несомненно, привлечет 222 млн человек, купивших iPhones, iPods и iPads, и широко обсуждаемого продукта Google под названием Drive (согласно данным Comscore, сайты Google ежемесячно посещает 1 млрд человек, и на сегодняшний день уже 190 млн человек в мире приобрели устройства на базе Android).

Сейчас его оборона на флангах от Google осуществляется через новую сделку с производителем телефонов – компанией HTC, в программах которой Dropbox будет представлен дефолтной опцией – облаком для онлайн-хранения файлов – на всех телефонах Android. Также практически завершены сделки с еще шестью производителями телефонов, и на очереди фирмы, выпускающие PC и телевизоры. Хьюстон нанял команду инженеров, чтобы модифицировать Dropbox с учетом условий и требований этих компаний. Около 200 инженеров занимаются разработкой приложений для Dropbox.

Хьюстону нужно делегировать больше полномочий и ответственности. Уже сегодня в его каштановой шевелюре видна преждевременная седина. Он по-прежнему остается финансовым директором компании, но ведет активный поиск кандидата, который смог бы занять эту позицию. Так или иначе, он проделал серьезный путь – от компьютерного фрика-энтузиаста до акулы технологического бизнеса.

Месяц назад Хьюстон ужинал в гостях у Марка Цукерберга, помогая ему справиться с огромными порциями бизона (сооснователь Facebook ест только мясо, собственноручно добытое на охоте). Когда он вышел из относительно скромного дома в колониальном стиле в Пало-Альто, принадлежащего Цукербергу, сама походка выдавала в нем будущего генерального директора очень крупной компании – как он когда-то и обещал Стиву Джобсу. И тут Хьюстон заметил припаркованный автомобиль с охранниками. Судя по всему, машина стояла там сутки напролет. Вдруг он задумался о неизбежных последствиях избранного пути: «Вы знаете, я не уверен, что хочу жить такой жизнью». Он сел во взятую напрокат машину и поехал домой в Сан-Франциско.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить