Рейтинг 20 самых быстрорастущих компаний Казахстана

   Рейтинги и ренкинги
26044

В каких отраслях и регионах Казахстана водятся «газели» – наиболее быстрорастущие компании

Фото: Depositphotos.com/Redrockerz99

Если ввести в поисковой строке Google словосочетание «компании-газели», вам моментально выдадут более миллиона ссылок, посвященных быстрорастущим компаниям, двигающим национальные экономики. Если же изменить запрос на «компании-газели Казахстан», то поисковик предложит 172 результата на 18 страницах, и все они будут связаны с российским малотоннажным автомобилем «Газель».

Это, конечно, не означает, что в Казахстане вообще нет тех самых gazelle – компаний-лидеров, растущих по экспоненте и дающих основную долю обновления экономики и рабочих мест в стране. Просто, как выяснилось, термин, придуманный американским статистиком Дэвидом Берчем для обозначения бизнес-двигателей экономического прогресса, у нас малоизвестен ввиду того, что такими компаниями никто специально не занимается и казахстанскую специфику данного феномена не изучает. Этот пробел решил восполнить Forbes Kazakhstan при поддержке фонда «Даму», предоставившего нам некоторые данные по сотрудничающим с ним компаниям (отдельное спасибо председателю правления Ляззат Ибрагимовой, являющейся соавтором идеи).

Надо сказать, некоторые участники исследования высказывали опасения, что у читателей все же возникнет ассоциация с российским автопромом, и предлагали назвать его рейтингом, например, «тулпаров». Но мы все-таки решили не отступать от уже ставшего классическим во всем мире термина.

Напомним, что в 1979 Дэвид Берч поставил экономическую науку на уши, выяснив, что из огромного числа компаний обновлением хозяйства и созданием до 80% новых рабочих мест занимается лишь ничтожно малое их количество – около 3%, и это вовсе не знаменитые корпорации вроде Ford или Chevron. За выведение основных закономерностей в этой области Берч получил шведскую премию NUTEK Award – своего рода «нобелевку» в исследованиях предпринимательства. Основной признак «газели» – непрерывный рост на более чем 30% ежегодно в течение не менее четырех лет и его экспоненциальный характер. Дело в том, что у обычных компаний темпы роста создают мельтешение ускорений и замедлений, отклоняясь от долговременного тренда под влиянием многочисленных возмущающих сил. «Газели» же растут лавинообразно, как будто для них не существует проблем спроса и сбыта. Происходит это тогда, когда некая компания находит рыночную нишу с острейшей неудовлетворенной потребностью.

Шорт-лист первого рейтинга казахстанских «газелей» состоит из 20 компаний. Для того чтобы отобрать их, мы проанализировали деятельность более 350 казахстанских предприятий. В итоге вперед вышли представители отраслей, имеющих официальный статус приоритетных. Так, места в верхней части списка заняли ТОО «Уральская газотурбинная электростанция» и АО «Азия Авто», финансируемые Банком развития Казахстана. При этом «Азия Авто» попадает и под стандарт западной «газели» – там это в основном небольшие публичные компании.

В топ-20 оказались предприятия, действующие в таких отраслях, как геологоразведка, нефтесервис, строительство, авторетейл, производство продуктов питания, образование, транспорт и логистика и даже мебельное производство. И это вполне вписывается в картину отечественной экономики, с учетом ее особенностей в транзитный период. Казахстан не производит высокотехнологичной продукции, или, по крайней мере, эта отрасль не растет достаточно быстро. Если наложить экономику страны на иерархию потребностей человека по Маслоу, то получается, что мы пока лишь пытаемся удовлетворить свои базовые, первичные, потребности (еда, деньги, дом, электроэнергия, автомобиль, образование) с учетом географии расположения (транспорт и логистика) и богатств земных недр (нефть и газ).

Интересно, что «газели» в Казахстане водятся далеко не во всех регионах. Больше всего их ожидаемо в Астане. А вот следующий лидер – Актобе, на третьем месте – Кызылорда. В рейтинг попали компании из восьми регионов, тогда как всего их у нас, напомним, 16 (с учетом двух мегаполисов).

МЕТОДОЛОГИЯ

Для подготовки рейтинга, как уже говорилось, было исследовано более 350 малых и средних предприятий по следующим критериям:

  • Компания должна быть зарегистрирована, осуществлять деятельность и располагаться в Казахстане.
  • Иметь минимальный уровень годового валового дохода/продаж за базовый 2010 не менее 44,22 млн тенге ($300 тыс. по средневзвешенному курсу Нацбанка РК 147,4 тенге за $1).
  • Не быть частью крупной корпорации.
  • Не иметь более 50% доли участия иностранного капитала.
  • Работать на рынке не менее четырех лет (анализируемый период – 2010–2013).
  • Иметь средний рост продаж не менее 20% в рассматриваемом периоде.

На основании соответствия этим требованиям был составлен лонг-лист. Затем у попавших в него компаний дополнительно была запрошена информация о количестве сотрудников на конец 2010 и 2013, а также данные о прибыли за 2010 и 2013 для расчета ее среднегодового роста. Уровень доходов и прибыли подтверждался официальными документами (подписанными и заверенными печатью компании отчетами о прибылях и убытках). Полученные данные и сделанные по ним расчеты о среднегодовом росте валового дохода и прибыли, а также о количестве созданных рабочих мест легли в основу рейтинга при присвоении баллов участникам и их ранжировании по позициям.

Сведения о собственниках бизнеса собраны из разных источников, в том числе из базы электронного правительства (eGov), интернет-ресурсов или напрямую от самих компаний.

Исследовательская группА: Ардак Букеева, Айдын Шагиев, Алма Омарова 

Портрет газели в интерьере

 

Все материалы по теме «Рейтинги и ренкинги» вы можете посмотреть по этой ссылке.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить