Рамиль Мухоряпов: На развитие нового сервиса Chocofamily понадобится $15-20 млн

24438

Предприниматель рассказал Forbes.kz, какое влияние оказал коронавирус на один из крупнейших технологических холдингов страны

Рамиль Мухоряпов
ФОТО: архив пресс-службы
Рамиль Мухоряпов

Казалось бы, 2020-й со всеми его трудностями и невиданными доселе превратностями современного мира, должен в первую очередь сыграть на руку представителям e-commerce – многие компании по всей планете с начала пандемии сделали упор на развитие цифровизации и стараются все больше собственных продуктов и услуг предоставлять онлайн. И кому как не технологическим компаниям продолжать охватывать новые рынки и аудиторию?

Forbes.kz решил подвести итоги года с одним из ведущих представителей этого сектора экономики страны - Рамилем Мухоряповым – сооснователем и совладельцем Chocofamily Holding, в чью структуру входят сразу несколько электронных компаний, являющихся постоянными участниками списка «30 крупнейших торговых интернет-площадок». Однако, как выяснилось в ходе нашей беседы, с вызовами пандемии пришлось столкнуться и Choco.

-  Наш бизнес во многом связан с тем, чтобы приводить онлайн-аудиторию к офлайн-партнерам. Когда они закрыты, то есть физически не могут обслуживать клиентов – будь то бассейны, фитнес-центры, кинотеатры, авиакомпании и так далее – продажи стремятся к нулю. При этом мы однозначно видим, что оказались гораздо более устойчивы к подобным трудностям, чем наши коллеги из офлайна, - рассказал Рамиль Мухоряпов.

Например, закрылись практически все офлайн-агентства по продажам билетов. Тем временем тревел-компании Aviata/Chocotravel по итогам трех кварталов 2020 показали рост на 20% по количеству проданных авиабилетов по сравнению с 2019, даже несмотря на то, что в этом году внутреннее авиасообщение было полностью закрыто на 2 месяца, а международные рейсы до сих практически закрыты. По железнодорожным билетам продажи за этот срок выросли на 28%, также несмотря на все ограничения.

У компании есть и другие продукты, которые заметно приросли. Например, Chocofood – сервис по доставке еды – вырос в 2 раза за год, даже несмотря на присутствие довольно сильных международных конкурентов. Финтех-сервис «Рахмет» вырос больше чем в 2,5 раза за год.

Из тех сервисов, что заметно просели в пандемию, – Chocolife.me, инструмент, предлагающий пользователям в первую очередь услуги и развлечения: спа, бассейны, кинотеатры, аквапарки и т.д. Все эти заведения до сих пор практически не функционируют ввиду коронавирусных ограничений. По этому продукту ожидается снижение показателей в районе 40%.

- По количеству транзакций за 2020 в целом по холдингу мы, безусловно, вырастем – примерно в два раза. Однако у нас снизился средний чек, а также по сути пропали 2 месяца работы (апрель, май), когда были жесткие ограничения. По итогам года у нас будет примерно 5%-ное снижение выручки к прошлому году, - отметил собеседник.

При этом руководитель холдинга оптимистично смотрит в будущее. Он считает, что сейчас складывается ситуация, напоминающая «эффект сжатия пружины». Когда жизнь вернется в прежнее русло и ограничения начнут сниматься, спрос в любом случае увеличится, поскольку люди захотят слетать в другую страну или сходить в кинотеатр, и при этом уже привыкли приобретать билеты онлайн. И вопрос будет состоять лишь в том, как справиться с объемом продаж.

- В этом году мы увидели массу стратегических возможностей для Chocofamily. Cделали важный ход – пошли в доставку продуктов, запустив проект «Рядом». Мы доставляем продукты за 10-15 минут из наших собственных магазинов на любую сумму бесплатно – можно заказать хоть жевательную резинку, и вам ее привезут в этот срок. По таким условиям пока никто у нас не работает. Сейчас мы тестируем всего одну точку. В ближайшее время эта сеть будет активно развиваться. Мы планируем, что только в Алматы откроем 30 мини-складов, из которых наши курьеры будут доставлять продукты за это время. Радиус покрытия составляет 1 км. Это game changer, который позволяет нам идти дальше и построить новый сервис доставки. Уже в 1 квартале 2020 года мы дадим возможность нашим партнерам – магазинам одежды, техники, цветов, инструментов и прочей продукции - доставлять их заказы за 15-60 минут. Этот сервис будет называться «Ракета», еще одна революция от Chocofamily на рынке, - поделился новостями Рамиль Мухоряпов. 

Он отметил, что пандемия существенно ускорила процесс цифровизации не только у офлайн-компаний, но и у онлайн-проектов, в том числе и у них самих.

Рамиль Мухоряпов
ФОТО: архив пресс-службы
Рамиль Мухоряпов

- Даже три года назад мы еще во многом были офлайн-компанией. Сегодня больше половины нашей команды из 700 человек занимается исключительно разработкой новых продуктов, что является очень важным показателем для любой технологической команды. Это важное достижение этого года для нас. Нынешний год стал периодом, когда ты много размышляешь над тем насколько эффективны твои внутренние процессы. А чем еще можно было заниматься, когда продаж по сути не было? - смеется бизнесмен.

Он также рассказал, какие новые предложения для пользователей внедрил Choco в этом году. В приложение «Рахмет» уже добавлены ряд новых функций, например предзаказ, с помощью которого можно заранее оформить заказ, а получить условный бургер или пиццу без очереди. Глобальная цель компании - превратить «Рахмет» в суперапп (superapp), объединив в нем все имеющиеся сервисы Chocofamily. Суперапп должен полноценно заработать в первом квартале 2021.

Aviata/Chocotravel в свою очередь уже предлагают своим клиентам возможность приобретения авиа и ж/д билетов в рассрочку и кредит.

- Есть еще один интересный продукт, который мы внедрили в этом году. Через наши тревел-компании можно приобрести невозвратные авиабилеты, доплатив за них 10% от стоимости. В случае если у вас не получилось ими воспользоваться, то вы сможете мгновенно вернуть 90% от потраченной суммы. Мне кажется, это очень удобный сервис, особенно в период пандемии, когда ты не всегда уверен, будешь ли здоров в момент вылета, - добавил Рамиль Мухоряпов.

В следующем году Choco также планирует запустить сервис по кредитованию: появится кредитный лимит для клиентов и мерчантов.

- Пользователь сможет подать заявку на получение кредита через наше приложение и из списка банков, одобривших заем, выбрать наиболее приемлемые условия по процентной ставке и сроку. Эти деньги он сможет потратить на товары и услуги, которые есть в наших сервисах. Что касается кредитов для мерчантов, также через банки мы будем выдавать денежные кредиты тем партнерам, которые продают свои товары и услуги через нас. Эти деньги могут пойти на пополнение оборотных средств, операционные расходы или для выплаты зарплат сотрудникам, - пояснил он.

Кратко спикер обрисовал ситуацию с компанией по продаже контактных линз Lensmark.kz: этот продукт из года в год стабильно растет, но в целом выбивается из общей линейки продуктов холдинга и поэтому в ближайшее время может быть продан.

- Это проект на продажу. Он прибыльный, но он маленький. Он вне нашей стратегии, - развел руками Рамиль Мухоряпов.

Он рассказал и о размещении на Astana International Exchange (AIX) публичных облигаций Chocofamily Holding на сумму $15 млн со ставкой вознаграждения 10,25% годовых.

Ценные бумаги Chocofamily 25 декабря были включены в официальный список AIX, а 29-го декабря стартуют торги. Также он пояснил: несмотря на то что, на первый взгляд, долларовая ставка 10,25% смотрится достаточно высокой для традиционных инвесторов, так или иначе это гораздо ниже, чем ставка займов, которые компания оформляет сегодня.

- С учетом того, что мы планируем в 10-15 раз увеличить свою капитализацию в ближайшие 4-5 лет, для нас размещение под такой процент - выгодная операция. Еще лет пять назад мы вообще занимали под 25% годовых в долларах. Были займы и под 20%, позже - под 15%. Текущие наши долларовые займы – под 14% годовых. К тому же для нас ставка 10,25% - это снижение стоимости текущего фондирования. Так что с точки зрения менеджмента компании это  лучше, чем привлекать средства в капитал, размывая доли текущих акционеров, или оформлять те займы, которые мы делаем сегодня. Плюс этот заем будет ликвидным для наших инвесторов, чтобы они могли в любой момент при необходимости продать эти облигации и получить деньги, - отметил предприниматель.

По словам собеседника, в 2020-м Chocofamily также стала первой интернет-компанией в стране, которая получила льготный банковский заем в рамках «ковидной» программы – под 8% годовых в тенге.

- Мы получили беззалоговый кредит, что является беспрецедентным случаем для нашей страны. Все-таки мы интернет-компания, и нам оформили заем по сути под наш оборот. Для нас была важна не сумма, к слову, она была не очень большой, а сам факт получения льготного беззалогового кредита, - подчеркнул предприниматель.

Он объяснил, для чего компания выходит на AIX и привлекает иные займы.

- Конечно, мы хотим рефинансировать наши прошлые займы, которые брали, например, для осуществления сделки по Aviata (в ноябре 2019 сервис полностью отошел под управление Chocofamily). Плюс в этом году мы решили развивать достаточно капиталоемкий сервис «Рядом», о котором я уже упоминал. Нам придется открывать свои магазины, складские помещения, налаживать разветвленную логистику – по нашим подсчетам потребуется около $15-20 млн, - заключил Рамиль Мухоряпов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить