Кто управляет казахстанскими компаниями

19442

Как выглядит сегодняшний СЕО в Казахстане

Фото: alexhost.ru

Генеральный директор, председатель правления, президент, шеф или просто босс – для многих казахстанцев западная хлесткая аббревиатура CEO (Chief Executive Officer) еще не вошла в оборот и чужда для слуха. Однако институту СЕО в Казахстане уже более 20 лет, и журнал Forbes Kazakhstan совместно с консалтинговой компанией Ward Howell провели исследование для составления портрета типичного казахстанского СЕО.

Так как же выглядит сегодняшний СЕО в Казахстане?

Во главе крупнейших отечественных компаний стоят одни из самых молодых в мире (наряду с российскими) CEO – их средний возраст 49 лет. При этом женщин около 7% – цифра, безусловно, недотягивает до европейских показателей, зато обгоняет российский рынок (2%) и даже американский (5%). Казахстанский CEO в среднем проработал на данной позиции чуть более 10 лет, при этом собственники бизнеса остаются на первой позиции почти в 2 раза дольше – 19 лет. Таких руководителей в стране немало, около 21% от общего количества СЕО, и практически абсолютное большинство из них составляют предприниматели постперестроечного периода. Однако владельцы бизнеса не спешат передавать управление им своим детям, как, впрочем, и в России.

Помимо собственников, управление бизнесом в Казахстане осуществляют так называемые инсайдеры – СЕО, выросшие в рамках компании. Таких большинство – 39% от общего количества. С одной стороны, большой процент инсайдеров среди руководителей компаний является показателем здоровой экономики, где предприятия имеют эффективные системы развития лидеров. Например, в США процент инсайдеров среди глав компаний достигает 80%, в Японии – 96%. С другой стороны, большое количество инсайдеров может говорить просто об отсутствии рынка крупных менеджеров-CEO; в этом случае внутренний кандидат, даже не обладающий необходимыми навыками, является единственным возможным решением. Для того, чтобы достичь первой позиции, инсайдеру требуется проработать в компании в среднем 10 лет и около 22 лет в индустрии.

Помимо инсайдеров и собственников, существуют категории пришедших с рынка СЕО (так называемых аутсайдеров) и назначенных из группы акционера или от государства (для национальных компаний). В процентном соотношении таких СЕО 23% и 17%, соответственно.

Наибольшее количество СЕО имеют финансовый бэкграунд (24%), за ними следуют руководители с техническим бэкграундом (18%). 15% СЕО пришли из сферы госуправления, 21% являются собственниками бизнеса. Оставшиеся 22% имеют различный функциональный опыт, включающий в себя продажи, маркетинг, закупки и др. В России похожие цифры, однако руководителей с техническим бэкграундом значительно больше – 40%, с финансовым – 25%, госслужбы – 10%.

Если продолжать сравнивать с соседями, то в Казахстане 13% СЕО – экспаты (иностранные работники) против 5% в России. Также казахстанские управленцы лидируют с точки зрения получения дополнительного образования – 39% СЕО имеют степень МВА против 15% обладателей MBA в России.

У четверти казахстанских СЕО есть опыт работы на государственной службе, из них 46% перешли на первые позиции в компании с высоких государственных должностей. Но, в отличие от российских коллег, сменяемость СЕО в национальных казахстанских компаниях значительно выше, и таких долгоиграющих СЕО, как, например, Алексей Миллер («Газпром», 13 лет), Владимир Якунин («РЖД», девять лет) или Андрей Костин (ВТБ, 13 лет), в Казахстане нет. Из казахстанских СЕО нацкомпаний можно отметить Аскара Мамина («КТЖ», 6 лет) и, как ни странно, Питера Фостера («Эйр Астана», 9 лет), который, по сути, является самым «долгоиграющим» СЕО нацкомпании. Это наблюдение означает, что в такой важнейшей для государства отрасли, как транспорт, на первое место выходит эффективность руководителя, а не политическая подоплека.

Отдельно стоит выделить СЕО-собственников или, более точно, принципал-агентов. Принципалами в современном корпоративном управлении называют людей или институты, которые обладают правом распоряжения собственностью (от англ. principal – «главный»), а агентами – тех, кого принципалы наделяют управленческими полномочиями (от англ. agent – «тот, кто действует»). Во многих казахстанских компаниях, как и в российских, СЕО совмещают роли принципала и агента. Они контролируют бизнес за счет владения основной долей акций компании, а также обширного практического опыта, который является основным источником управленческого капитала вышеупомянутых руководителей. Ярким примером для казахстанцев могут послужить Кайрат Мажибаев (ГК RESMI), Александр Белович (ГК «Базис»), Эдуард Ким («Технодом»).

Как уже было замечено, СЕО-инсайдеров в Казахстане абсолютное большинство. Практически все они работали только в одной индустрии, а 35% – только в рамках одной-единственной компании (если не считать опыт на советских предприятиях). В качестве примера типичного СЕО-инсайдера можно привести Руслана Молдабекова, который в 1992 пришел в компанию «КазЭкспорт­Астык» на позицию главного бухгалтера, спустя шесть лет стал президентом, затем председателем совета директоров и по сей день возглавляет компанию.

Треть СЕО, назначенных со стороны акционера, совершили переход с повышением, как, например, Михаил Ломтадзе (kaspi bank), отвечавший за инвестиции в секторе финансовых услуг в компании – владельце банка, который сейчас возглавляет.

64% СЕО, пришедших с рынка, а не от акционера, составляют иностранные работники. Это означает, что местным управленцам не так легко добиться признания без поддержки или личного знакомства с акционерами и собственниками бизнеса.

В целом, резюмируя исследование, можно сделать следующие выводы.

Будучи инсайдером и проработав в компании порядка 10 лет, гораздо проще стать первым руководителем компании.

СЕО-собственники на данный момент находятся на пике своей производительности, однако данная тенденция будет меняться в течение следующих 5–10 лет, и сейчас достаточно сложно определить, как будет складываться судьба ведомых ими компаний дальше. Возможно, произойдет продажа актива, как в случае с Анатолием Попелюшко и кондитерской фабрикой «Рахат», или мягкая передача операционного управления (Олег Новачук в «Казахмысе»). Также возможен вариант передачи компаний наследникам, однако опыт России подсказывает, что это наиболее редко встречающийся вид передачи власти.

Методология

В основу исследования легли более 50 крупнейших компаний Казахстана по выручке. В нем не рассматривались иностранные компании, так как механизм назначения СЕО там иной, нежели в казахстанских.

Также не были учтены холдинги вроде Verny Capital или Astana Group, так как у них иная структура управления, но в исследование были включены дочерние компании подобных групп.

Были рассмотрены компании из различных индустрий, таких как банковский сектор, добыча полезных ископаемых, транспорт, телекоммуникации, фармацевтика, пищевая и легкая промышленность, тяжелая промышленность.

Александр Давыдов, партнер, глава Ward Howell в Казахстане, Мейржан Есимханов, эксперт, Салтанат Дуганова, старший консультант

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить