Кризисный навык. Как Раимбек Баталов ведет бизнес в разгар пандемии

12559

Глава Raimbek Group – о мерах, необходимых для спасения отечественного малого и среднего бизнеса

Раимбек Баталов
ФОТО: Андрей Лунин
Раимбек Баталов

Интервью проводилось в апреле для майского номера журнала.

Этой весной на покупательской способности населения одновременно сказались и падение тенге, и карантинные меры с связи с пандемией. И если отечественный бизнес имеет опыт выживания в девальвацию, то к последствиям борьбы с коронавирусом оказались готовы далеко не все.

Раимбек Баталов, основавший свою торговую группу почти 30 лет назад и переживший не один экономический кризис, констатирует, что с такими трудностями предприятия сталкиваются впервые. При этом пока сложно в полной мере оценить ситуацию. Ведь мало кто в мире, кроме Китая, не завершил борьбу с COVID-19. Кстати, к нынешним оптимистичным планам правительства Поднебесной по быстрому восстановлению экономики Баталов, который был одним из первых казахстанских бизнесменов на китайском рынке, относится с долей скептицизма. Официально ВВП Китая по итогам первого квартала 2020 года упал на 6,8%, это первое падение с 1992 года.

Что касается Raimbek Group, то сегодня сокращаются продажи и уменьшается выручка, так будет продолжаться и дальше, предполагает собеседник Forbes Kazakhstan. В то же время падение курса тенге увеличивает себестоимость продукции. По этой причине пришлось поднять цены в среднем на 15%: на соки – потому что упаковка и сырье импортные, а контракты в валюте, на молоко – поскольку, помимо импортной упаковки, фермеры – поставщики сырья повысили цены на фоне дефицита.

- Но, в отличие от производителей товаров народного потребления, у которых сейчас выручка в ноль, мы работаем, практически никого не сократив. Производим, импортируем, доводим до каждого магазинчика, который работает, – отмечает Баталов.

Пищевое направление Raimbek Group – это собственные молочные и соковые бренды, а также импортируемые продукты: минеральная вода и алкогольные напитки. Несколько лет назад компания запускала производство макаронных изделий и томатной пасты, но эти проекты были приостановлены еще до пандемии. Тогда группа начала оптимизацию внутренних процессов, сфокусировавшись на тех продуктах, которые уже генерируют выручку. Эта политика и дала Raimbek Group устойчивость в нынешнем кризисе, считает Баталов.

- Мы быстро научились работать в этом режиме, все региональные штабы оперативны, а мобильные сотрудники прошли экспресс-тесты на вирус, – говорит он.

Поскольку производственные площадки находятся и на территории Алматинской области, компанией было организовано проживание и питание для сотрудников, транспорт для доставки на рабочие места.

После введения карантина и падения курса тенге процессы оптимизации и сокращения внутренних затрат в Raimbek Group только ускорились. Холдинг пересматривает свою производственную и импортную линейки и намерен корректировать ассортимент исходя из сегодняшнего спроса. На 30% уменьшен ассортимент соковой продукции, оставлены только самые ходовые вкусы. При этом экспорт (Россия, Узбекистан – молоко, соки; Кыргызстан, Китай, Таджикистан, Грузия – соки) остался на докризисном уровне в 10–15% от общей выручки, хотя долгосрочные планы по увеличению рынка в Китае заморожены на несколько месяцев. Но, учитывая, что Китай – не та сторона, которая торопится, это не такая большая отсрочка, говорит Баталов.

Для оптимизации важна цифровизация компании, добавляет он. В условиях карантина у многих казахстанских предприятий обнажились все проблемы, связанные с отсутствием дистанционного управления. Сейчас сотрудники офиса Raimbek Group работают на базе Microsoft 365. К тому же всего за несколько недель у покупателей уже выработалась привычка онлайн-покупок. Для продавцов фактически выпали такие каналы продаж, как HoReCa, базары, оптовая и мелкооптовая торговля. Поэтому «цифра» больше не дополнение к основным бизнес-процессам, а их важная часть.

Являющийся председателем комитета развития малого и среднего бизнеса президиума НПП «Атамекен», Баталов сетует, что давние проблемы МСБ – теневая экономика и отсутствие цифровизации – теперь создают дополнительные трудности.

- Элементарно, в условиях карантина у предпринимателей нет инструментов дистанционного контроля запасов, – поясняет собеседник.

Что касается государственных мер поддержки бизнеса, то они выглядят своевременно, но зачастую МСБ не может воспользоваться этими преференциями. К примеру, в начале апреля правительство и акиматы приостановили начисление арендной платы по недвижимости, принадлежащей государству и местным исполнительным органам, что само по себе хороший шаг. Но это в лучшем случае 1–2% всех арендных отношений на рынке, говорит Баталов. Поэтому вопрос арендной платы все еще требует решения, причем как для арендаторов, так и для арендодателей, которые тоже зачастую являются малым и средним бизнесом, терпящим убытки. Хотя малый бизнес на три года освобожден от уплаты ряда налогов, он не освобожден от налога на имущество. Большие торговые центры и гостиницы освобождены от уплаты налога на имущество как крупный бизнес, а небольшие коммерческие объекты МСБ и микробизнеса – нет.

- У многих представителей малого, среднего и микробизнеса нет «жирка», поэтому, когда отсутствует выручка, сразу пропадает и бизнес, буквально проедающий собственный капитал, – объясняет Баталов.

Наряду с этим МСБ в Казахстане и до кризиса не имел инструментов финансирования, у банков до сих пор фактически нет программ кредитования малого предпринимательства. После завершения карантина предпринимателям неоткуда будет брать средства для оборота. Поэтому текущая ситуация для небольших предприятий очень критическая, вплоть до полного закрытия.

Говоря о необходимых мерах поддержки бизнеса, Баталов называет следующие ключевые моменты: сделать доступными государственные и региональные программы развития МСБ (расширить список видов деятельности получателей льготных кредитов и помощи); помочь малым и средним предприятиям решить вопросы платежей за аренду недвижимости во время карантина; решить вопрос с оплатой налогов по фонду оплаты труда за время простоя; стимулировать цифровизацию МСБ.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить