Как Нурлан Смагулов действует в кризис

Владелец Astana Group дал эксклюзивное интервью Forbes.kz

Нурлан Смагулов
Фото: Андрей Лунин
Нурлан Смагулов

F: Нурлан Эркебуланович, три года назад тенге обесценился к доллару почти в два раза. Как это повлияло на ваш бизнес?

- Если говорить о MEGA-центрах, то не только наши посетители, а большинство казахстанцев перешли в режим экономии и пересмотрели статьи своих расходов. Они стали отдавать предпочтение бюджетным брендам и подходить к покупкам более обдуманно.

В сентябре 2015, после девальвации, посещаемость в MEGA-центрах снизилась на 10-15%. Сработал психологический фактор: у людей не было настроения тратить деньги. Однако это продлилось всего несколько месяцев, и уже в декабре 2015 посещаемость полностью восстановилась. А за 2016-2017 она выросла на 20%.

F: Средний чек в ТРЦ MEGA снизился?

- Покупательская способность казахстанцев тоже резко упала, и это отразилось на среднем чеке — он сократился на 20%. За 2016 этот показатель восстановился до додевальвационного уровня, а в 2017 вырос на 25%. В 2018 средний чек в тенге вырос на 20%.

F: Учитывая это, на ваш взгляд, правильным ли было решением отпускать тенге в свободное плавание?

- Не хочу судить, правильно это было или нет. Но тот факт, что Казахстан в конце 2014 не гармонизировал ослабление тенге с рублём, для потребительского рынка, особенно автомобильного, сказалось плачевно. Помните, тогда, в конце 2014 — начале 2015 из России в Казахстан привезли больше 200 тыс. автомобилей: из-за рухнувшего рубля машины в России стали в два раза дешевле. И если мы в 2014 продали 155 тыс. машин, то в 2015 — 88 тыс. То есть продажи упали почти в два раза.

В 2016 продажи авто у нас сократились на 73,6% по сравнению с 2015 и составили 41,1 тыс. машин. Сегодня рынок все ещё не оправился, но, начиная с 2017, мы наблюдаем стабильный рост, который составляет 19% к 2016. Пока говорить о полном восстановлении рынка ещё рано, так как за прошлый год в республике было продано 49 тыс. автомобилей. В 2018 прогнозируется рост продаж до 65 тыс. авто по сравнению с 2017, рост составляет более 30%.

F: Сейчас некоторые экономисты говорят, что курс тенге вновь надо удерживать.

- Сама девальвация никогда не была приятным явлением, особенно для импортёров. Ведь фактически весь потребительский рынок Казахстана — чистый импорт. Ослабление тенге выгодно экспортёрам, прибыль которых из-за курсовой разницы увеличивается. Но всё это сказывается на потребителях. Растут цены на импортные товары, в том числе на автомобили. Даже на собранные в Казахстане - машинокомплекты покупаются за валюту, а казахстанское содержание у нас не такое большое, чтобы получилось сдержать цены.

Однако, несмотря на всё это, мы должны принять плавающий курс тенге по экономическим причинам, чтобы избежать дисгармонии с рублём, которая спровоцирует валютные перекосы и экспансию российских товаров в Казахстан.

F: Ослабление национальной валюты негативно сказалось на ваших планах развития?

- Мы отличаемся от рынка. Не воспринимайте действия Astana Group как общий тренд в экономике, но на девальвацию мы смотрим как на время возможностей и экспансии. Дело в том, что в кризис снижается конкурентоспособность игроков рынка, падает стоимость "входного билета" на рынок, и мы, пользуясь этим, заполняем пустые ниши. Так, в кризис мы открыли MEGA Silk Way в Астане, завели бренды H&M и Starbucks. Кстати, на рынок РК зашли владельцы этих бизнесов напрямую, без франшизы.

В Astana Motors мы расширили портфель, взяли права на Jaguar, Land Rover и Volvo, строим автоцентры. На рынке регулярно проходит ротация брендов — некоторые бренды уходят от слабых дилеров и обращаются к нам.

Для нас кризис – это время для рывка, так как в «тучные» годы земля стоит дорого и купить её для постройки автоцентра сложнее; пригласить крупных ретейлеров невозможно.

Но не думайте, что мы только и ждём девальвации или кризиса — в эти периоды у нас тоже все показатели падают, но мы на рынке больше 25 лет, а я лично начинал заниматься бизнесом ещё в начале 90-х годов, поэтому знаю: за каждым спадом будет подъём.

F: Тем не менее, после девальвации 2015 года вам пришлось продать три ТРЦ в Шымкенте, Актобе и Астане.

- Я бы и так их продал, это не связано с кризисом. Просто мы растём качественно. Мы - не рантье, которые собирают недвижимость. Поэтому те ТРЦ, в которых мы для себя не увидели большого потенциала роста, решили продать, чтобы создать что-то новое, и построили MEGA Silk Way, площадь которого равна 140 тыс. кв. м, а это больше совокупной площади всёх трёх проданных ТРЦ.

Кстати, когда-то мы продали все компании в сельхозсекторе. Мы строили макаронные фабрики, мельницы. Мы первыми привезли ангусов (племенной скот) в Казахстан. Завозили современное оборудование, были новаторами. А когда этим стали заниматься многие, мы тоже эмоционально охладели к этому бизнесу. Astana Motors тоже сокращала портфель брендов, например отказалась от дилерства Nissan. Словом, когда бизнес превращается в рутину, мы выходим из него.

Мне нравится заниматься атмосферным бизнесом, но эта модель подходит не всем, так как в ней слишком большая эмоциональная составляющая. Многие вам скажут, что это неправильно, и в первую очередь бизнес нужно рассматривать как источник дохода. Возможно, они и правы, но наши компании построены несколько иначе, и вопреки стереотипам они успешные.

Зато мы остаёмся с яркими проектами. И Astana Group не становится меньше или скучнее. Сейчас, например, в MEGA Alma-Ata мы строим новый 15-зальный кинотеатр Chaplin, открытие которого намечено на декабрь 2018. Там будет киноконцертный зал с большой эстрадной площадкой; будет зал для детей с подушками и игрушками. Там же возводим новый фуд-корт.

В середине августа в MEGA Park мы открыли настоящий профессиональный гимнастический зал. Кстати, это для нас новый тренд - создавать социальные спортивные зоны. В общем, мы постоянно эволюционируем.

F: Сейчас нет планов продавать ТРЦ?

- Нет, мы сохранили интересные объекты. Например, MEGA Park в июле 2018 посетило 850 тыс. человек. Скоро этот показатель мы хотим довести до 1 млн. И это круто, потому что в том месте, где находится ТРЦ, не было ни сквера, ни парка. И мы вкладываем средства в то, чтобы сделать из исторически промышленной зоны оазис. Когда-то мы посчитали, что именно в этом районе можно создать ТРЦ, не конкурируя ни с кем. И люди с благодарностью относятся к этому.

По MEGA Alma-Ata я не боюсь заглядывать вперёд – с этим ТРЦ мы перешли 12-летний рубеж и продолжаем расти, перестраиваться, обновляться. Ещё 12 лет мы точно здесь проработаем.

MEGA Silk Way - очень интересный объект, его посещаемость постоянно растет. В июле этот показатель достиг 1,1 млн человек в месяц. Думаю, он будет актуален и востребован ещё 20-25 лет.

F: А хотите расширяться количественно?

- Пока мы решили, что работаем только в Алматы и Астане. Хотя у нас есть предложения из регионов.

В Алматы нет смысла строить ещё одну «Мегу» – мы начнём конкурировать сами с собой. Сейчас мы больше смотрим на другие рынки – считаем, что наш формат может быть востребован в соседних странах.

F: В ТРЦ люди стали отдавать предпочтение более доступным брендам. А как с авто?

- Средний чек снижается в каждом бренде. Если раньше у Toyota лидером продаж несколько лет был Land Cruiser, то сейчас бестселлер — Camry. У Hyundai на первом месте тоже не самые дорогие модели. А вот люксовые бренды девальвация не сильно задевает, потому что это очень узкий сегмент, который имеет спрос у 1-3% населения, они покупают автомобили стабильно.

Однако в момент кризиса Astana Motors стала зарабатывать на trade-in. Если три года назад мы не продавали машины по этой программе, то только за июль 2018 реализовали 220 авто, а за весь этот год планируем продать 2200 машин по программе trade-in. Сегодня от общего объёма продаж 25% приходится на реализацию подержанных машин, и мы хотим довести этот показатель до 40%.

Также Astana Motors постоянно работает над дальнейшим развитием и расширением портфеля брендов. Нас интересуют, в первую очередь, известные и успешные марки.

F: В кризис вам приходится сжиматься в ваших социальных проектах?

- Мы не снизили объём помощи, просто поменяли акценты. Например, теперь мы не проводим выставок в Лондоне и Нью-Йорке — мы вообще от таких мероприятий отходим. Сейчас мы перестали поддерживать профессиональную велокоманду Astana Pro Team, больше сосредоточились на поддержке континентальной велокоманды Vino - Astana Motors.

Также после девальвации мы подарили несколько микроавтобусов детским домам и детским деревням Казахстана, поддерживаем «Дом мамы» в Жезказгане, помогли построить новую сцену театру ARTиШОК, подарили жителям Алматы месяц бесплатного посещения музея искусств им. Кастеева. Мы усиливаем поддержку казахстанских проектов, сосредоточившись на адресной помощи.

Благотворительность для нас - величина постоянная: мы всегда помогали и будем помогать, и не потому, что обязаны, а потому, что понимаем нашу ответственность.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
29818 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
18 октября родились
Есжан Биртанов
заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан, председатель совета директоров KASE
Елжан Биртанов
министр здравоохранения РК
Эдуард Огай
председатель совета директоров ТОО «Казахмыс холдинг»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить