Главная школа стартапера: миллиардер Дэвид Даффилд об опыте, который нужен успешному предпринимателю

7801

Человеку, который хочет запустить собственный стартап, нужно обязательно сначала поработать в крупной корпорации, уверен один из богатейших бизнесменов технологического сектора США Дэвид Даффилд (состояние превышает $10 млрд). Чему может научить предпринимателя большая компания?

Дэвид Даффилд
ФОТО: Software Report
Дэвид Даффилд

Председатель совета директоров производителя корпоративного программного обеспечения Workday Дэвид Даффилд занимает 14-е место в рейтинге богатейших американцев в технологической отрасли. В этом секторе разработчики обычно слепо поклоняются инновационным технологиям и мечтают работать в стартапах. Однако после пятидесяти лет работы в данной области Даффилд не боится пойти против системы. Его совет: было бы лучше, если бы молодые разработчики начинали строить свою карьеру в крупных успешных компаниях и учились у опытных коллег.

- Найдите одну из таких крупных компаний и считайте, что вам крупно повезло, если вы получите возможность проникнуться этой культурой и познакомиться с системой ценностей, благодаря которой ваша компания уже стала успешной. Когда вы будете готовы, настанет время покинуть компанию и заняться своим делом, — рекомендует Даффилд.

Сегодня состояние 79-летнего бизнесмена оценивается в $10,3 млрд. Он не хочет, чтобы молодые предприниматели повторяли ошибки, которые он совершил, запустив свой первый бизнес в возрасте 28 лет. По словам Даффилда, он больше всего сожалеет о том, что с самого начала не использовал в бизнесе опыт, который ему дала работа в IBM. Лишь много лет спустя он понял, как многому он научился на своей первой работе.

- В компании IBM была прекрасная система основополагающих ценностей и убеждений. Я подсознательно чувствовал, что это так, но не осознавал это в полной мере, — рассказывает Даффилд.

По словам миллиардера, он понял это лишь спустя 20 лет, за которые успел стать основателем четырех компаний. Лишь тогда он внедрил похожую систему ценностей в свой собственный бизнес. Благодаря этому он сумел привести к успеху два своих крупнейших детища — производителей корпоративного программного обеспечения PeopleSoft и Workday.

Даффилд считает, что ему с самого начала крупно везло. Он учился в хороших школах на севере штата Нью-Джерси и в Корнеллском университете, входящем в элитную Лигу плюща. В студенческие годы он неплохо зарабатывал, играя в популярной музыкальной группе, которая давала концерты в разных городах. Но больше всего ему повезло, когда в 1964 году, сразу же после окончания университета, его пригласили поработать системным инженером в IBM.

- Там я понял следующее: если вы обнаружили проблему и успешно справились с ней, клиент будет рад и поблагодарит вас за проделанную работу. Затем нужно будет приступить к решению следующей проблемы. Это была компания, в которой можно было достичь успеха и верить в то, что все достижения оценят по заслугам, — вспоминает миллиардер.

Несмотря на столь благоприятную рабочую атмосферу, спустя четыре года Даффилд почувствовал, что сможет добиться большего успеха, если покинет IBM и уйдет в свободное плавание. «Когда я работал в IBM, я был слишком самоуверенным», — признаётся он. Начинающий предприниматель основал компанию Information Associates, которая изначально поставляла университетам программное обеспечение для составления расписания экзаменов. Затем в Information Associates также разработали программное обеспечение для бухгалтерского учета и управления персоналом. Однако после конфликта с деловым партнером Даффилд покинул компанию.

В 1972 году он основал Integral Systems. Его вторая компания занималась производством аналогичного продукта, но была более успешной. По словам Даффилда, Integral Systems стала лучшим поставщиком систем управления персоналом в сфере высшего образования. Продав часть своих акций инвестору за $3 млн, предприниматель впервые стал обладателем семизначного состояния. В 1979 он создал очередную компанию, Business Software Corporation, которая продавала программное обеспечение для управления персоналом не высшим учебным заведениям, а коммерческим предприятиям. Тем не менее два года спустя он закрыл ее.

На протяжении всего этого времени управление подчиненными давалось ему с большим трудом.

- Я не знал, как бороться с бюрократией или как предотвращать внутренние разногласия и конфликты в коллективе. Столкнувшись с чем-то подобным, я либо покидал свою компанию, а затем создавал что-то новое и начинал все с чистого листа, либо приглашал на работу эксперта по управлению персоналом, — признается Даффилд.

Миллиардеру пришлось покинуть Integral Systems после конфликта с его преемником. Даффилду не удалось доказать, что компании следует отказаться от мейнфреймов и перейти на клиент-серверную архитектуру. В 1987 он основал компанию PeopleSoft. При создании программного обеспечения для управления персоналом там использовалась только современная клиент-серверная архитектура. Вскоре в PeopleSoft начали производить программное обеспечение для бухгалтерского учета, а также производственное и дистрибутивное программное обеспечение. Как говорится, все, что ни делается, все к лучшему.

После того как Даффилд покинул Integral Systems, объем продаж этой компании резко упал. В то же время PeopleSoft начала пользоваться популярностью, что позволило миллиардеру провести IPO компании в 1992. Однако Даффилд все же беспокоился о будущем компании.

- Мы были любимчиками Уолл-стрит, наши дела шли хорошо. Тем не менее я всегда думал о том, когда же мы столкнемся с бюрократическими проволочками или с первыми конфликтами в рабочем коллективе, — рассказывает бизнесмен.

В 1992 автор бестселлеров Джим Коллинз опубликовал книгу «По ту сторону предпринимательства» (Beyond Entrepreneurship), в которой утверждалось, что у каждой успешной компании должна быть своя система ценностей. Даффилд вдохновился этой книгой и понял, чего не хватало его предыдущим компаниям.

Он организовал двухдневный выездной семинар для топ-менеджеров PeopleSoft. Во время мероприятия миллиардер раздал всем книги Коллинза, чтобы его подчиненные тоже поняли, какие принципы он хочет перенять.

- Дэвид заботился о системе ценностей компании и ее корпоративной культуре задолго до того, как это стало модным. В начале 1990-х другие даже не думали об этом. Он хотел создать компанию с прекрасной рабочей атмосферой, которая также заботилась бы о своих клиентах. Теперь это стандартная практика, — рассказывает генеральный директор компании Workday Анил Бусри, который начал карьеру в PeopleSoft и впоследствии стал деловым партнером Даффилда.

Поначалу Даффилд не знал, откуда черпать вдохновение для создания новой философии PeopleSoft. Однако затем он вспомнил про IBM.

- Самое главное — это основополагающие ценности и убеждения. На этот раз мне нужно было сделать все правильно, ведь в первых трех компаниях у нас не было подобной практики. Все это я видел еще в IBM, но тогда я не понимал, насколько это важно, — вспоминает бизнесмен.

К основополагающим ценностям PeopleSoft относятся: беспристрастность, хорошее настроение, рентабельность и, что особенно важно, забота о счастье сотрудников. Все перечисленные ценности были важными составляющими корпоративной культуры IBM.

- Самое главное для нас — это наши сотрудники. Мы стараемся нанимать лучших, хорошо относиться к ним, но и ожидать от них многого. Они основа нашего бизнеса. Когда я вспоминаю о своей работе в IBM, я понимаю, что там было то же самое. Клиенты — на втором месте, а сотрудники — на первом, — рассказывает Даффилд.

Корпоративная культура PeopleSoft стала отличительной чертой компании. Ее сотрудники даже создали музыкальную группу под названием Raving Daves, которая затем дважды была признана лучшей среди аналогичных музыкальных коллективов. По словам Стива Суэйзи, занимавшего должность директора по корпоративным коммуникациям с 1999 по 2005, сотрудники PeopleSoft ласково называли Даффилда «дядя Дэйв», а сам он и вовсе подписывал все электронные письма своими инициалами D.A.D., которые по написанию совпадают с английским словом «папа» (dad). В 1997 году текучка кадров в компании составила 3%. В том же году один из топ-менеджеров PeopleSoft в интервью Forbes заявил: «Если бы Дэйв дал нам яд, мы бы выпили его».

Тем не менее эта корпоративная культура не спасла PeopleSoft от кризиса. Сначала у компании не было отбоя от заказов в связи с так называемой проблемой Y2K-совместимости, которая была присуща старым программам. Для обозначения года в датах обычно использовалось два знака. Соответственно, после 99 наступал 00 год, что многие программы воспринимали как 1900 год. Считалось, что это приведет к серьезным сбоям в работе. Многие компании решили обновить свое программное обеспечение, и доходы PeopleSoft стремительно выросли. Однако в конце 1990-х рост компании замедлился, в результате чего руководству пришлось принять меры по сокращению персонала. В 1998 Даффилд пригласил на работу Крэйга Конуэя, который сперва стал президентом, а затем и CEO компании. В 2004 он был отстранен от должности советом директоров PeopleSoft.

По словам Суэйзи, некоторые сотрудники скептически отнеслись к подходу Конуэя, который не соблюдал правила корпоративной культуры Даффилда.

- Когда я пришел на работу в PeopleSoft, я ходил на репетиции, на которых основатели компании играли на музыкальных инструментах. Я мог написать Дэйву по электронной почте и получить ответ в течение дня. К тому времени, когда Конуэй стал президентом PeopleSoft, наша компания стала настолько большой, что у нас уже не было такого чувства общности, как раньше. Все стало намного сложнее. Я не думаю, что это вина Дэйва. Компания просто стала очень большой, — вспоминает Сандип Суд, который сразу после университета начал работать в PeopleSoft.

Когда в 2003 стало ясно, что Oracle намеревается купить PeopleSoft, корпоративная культура Даффилда вновь дала о себе знать. Стив Суэйзи и бывший коммерческий директор компании Майк Кинг вспоминают, что сотрудники PeopleSoft часто сравнивали себя с добрыми джедаями, а генерального директора Oracle Ларри Эллисона — с Дартом Вейдером. По мнению Кинга, 90% сотрудников были против поглощения. Они опасались того, что в Oracle у них больше не будет такой корпоративной культуры. «Это определенно сплотило всех сотрудников», — считает Кинг.

В 2005 Oracle все же поглотила компанию Даффилда. Стоимость сделки, в результате которой тысячи людей остались без работы, составила $10,3 млрд.

Миллиардер отмечает, что тогда он гордился сотрудниками PeopleSoft:

- Тот факт, что сотрудники компании пережили такие неспокойные времена, можно назвать настоящим достижением. Я считаю, что это напрямую связано с нашими основополагающими ценностями и корпоративной культурой.

В 2005 Даффилд и Бусри основали компанию Workday. Обсуждая планы за завтраком в кафе, они пришли к выводу, что им нужно немедленно разработать систему ценностей Workday.

- Мы знали, что раньше у нас была правильная система ценностей. Она работала. Когда мы запустили Workday, мы решили не менять нашу старую систему ценностей. Однако мы пообещали сделать все возможное, чтобы на этот раз все мы лучше придерживались этой системы, — вспоминает Бусри.

Поэтому они лично провели собеседование с каждым из первых 500 сотрудников Workday. Они оценивали вовсе не технические навыки кандидатов. Им было важно, сможет ли потенциальный сотрудник вписаться в корпоративную культуру.

- Мы подошли к отбору кандидатов более тщательно, чем это было в PeopleSoft, — подчеркивает Даффилд.

Сегодня рыночная стоимость Workday составляет $37 млрд. Это в три с лишним раза больше, чем та сумма, за которую руководство Oracle предложило купить PeopleSoft. Даффилду понадобилось создать несколько стартапов, чтобы осознать важность корпоративной культуры. На это у него ушла почти четверть века. Однако он рад тому, что все же понял, что именно в ней заключается ключ к успеху.

- Я стремился создать гармоничную рабочую атмосферу и в первые два-три раза потерпел неудачу. Я бы не преуспел и в четвертый раз, если бы однажды не проснулся и не осознал, что нужно серьезно отнестись к системе основополагающих ценностей и убеждений, — отмечает миллиардер.

Кэтрин Перлофф, Forbes Contributor

Перевод: Forbes.ru

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить