Экосистемная война

8482

Стивен Элоп о том, к чему привела битва между устройствами и каким он видит телефон будущего

Фото: NOKIA

Технологический процесс довольно стремителен, особенно в мобильной индустрии, и это можно отследить как по частоте анонсируемых мобильными компаниями новинок, так и по качественно иному их технологическому исполнению, на чем многие корпорации, производящие мобильные телефоны и смартфоны, сконцентрировали свое внимание. То есть тенденцией последних лет стало не столько замещение формы устройства актуальным контентом и сервисами, сколько их грамотный симбиоз. И на этом поле развернулась настоящая битва титанов: Nokia, Samsung и Apple.

Компания Nokia уже более 12 лет является лидером на рынке мобильных устройств, предлагая своим поклонникам «передовые технологии в сочетании с персонализированными сервисами, благодаря которым люди могут быть ближе к тому, что важно для них». Кто-то может с этим не согласиться, но факт остается фактом. Несмотря на то что у Nokia сейчас непростые времена, по данным исследования компании IDC, она остается в лидерах, поставив за прошлый год 417,1 млн мобильников и заработав 27%-ную долю.

О том, каким компания видит свое будущее, в эксклюзивном интервью Forbes Kazakhstan рассказал Стивен Элоп (Stephen Elop), президент и главный исполнительный директор Nokia.

– В условиях перевода телефонов Nokia на операционную систему Windows Phone каким образом в дальнейшем будет реализовываться стратегия Next Billion? Что будет с такими продуктами, как Life Tools, Nokia Money?

– Два этих аспекта – выбор нами Windows Phone и стратегия «Следующий миллиард» – прекрасно совмещаются. По сути, это два основных направления нашей стратегии, заявленной примерно год назад. Вместе они подчеркивают сильные стороны Nokia – ведущего новатора в мобильной индустрии.

Мы уверены, что благодаря партнерству с Microsoft мы сможем создать процветающую экосистему

Благодаря партнерству с Microsoft и выбору платформы Windows Phone мы видим новые возможности для внедрения инноваций на рынке смартфонов. И еще мы по-прежнему стремимся к тому, чтобы предоставить доступ к Интернету еще одному миллиарду людей – одним из примеров этого является запуск линейки телефонов Nokia Asha, которые теперь можно приобрести в 76 странах. Я горжусь тем, как наша компания помогает людям повышать качество жизни благодаря доступу к мобильным технологиям, и такие сервисы, как Nokia Life Tools, играют в этом большую роль. А вы знали, что Nokia первой из производителей мобильных устройств на казахстанском рынке предложила телефоны локализацией на казахском языке?

– Создание экосистемы выносится как приоритетное направление для Nokia. Почему это так важно? Можно ли сказать, что создание экосистемы является ключевым для дальнейшего процветания Nokia?

– В наши дни битва между устройствами сменилась войной экосистем, и эти изменения были отражены во время представления нашей стратегии в феврале 2011 года. Речь уже идет не просто о выборе той или иной модели телефона – речь идет о комбинации великолепного устройства и наиболее актуального для пользователей контента и сервисов.

В Казахстане плотность населения составляет шесть человек на квадратный километр, и только у одного из этих шести сегодня есть смартфон. Мы планируем изменить ситуацию, представив в Казахстане линейку смартфонов Nokia Lumia.

Вернуть лидерство

Компания Nokia теряет свои позиции. Оставаясь лидером в сегменте мобильных телефонов, Nokia  несет потери в продажах такого маржинального товара, как смартфон.

Аналитики IDC подвели итоги 2011 года и констатировали, что падение доли компании за год составило 7,9%. Nokia остается крупнейшим производителем смартфонов (27%), поставившим на рынок 417,1 млн устройств.

На втором месте Samsung (21,3%) и замыкает тройку Apple (6%). Они произвели 329,4 и 93,2 млн аппаратов соответственно.

По данным другой аналитической компании Strategy Analytics, Nokia занимает третье место на рынке смартфонов, хотя в 2010 году была лидером. С помощью новой линейки Nokia Lumia компания рассчитывает вернуть себе лидерство.

– Между тем не совсем понятно, каким образом будет создаваться собственная экосистема, если операционная система не собственная, при этом существуют и другие производители, выводящие на рынок модели сотовых телефонов на Windows Phone? Не получится ли, что это больше экосистема Microsoft (Microsoft MarketPlace), чем Nokia?

– У Nokia прочные уникальные отношения с Microsoft, и мы уверены, что можем выделиться на фоне других производителей. Хороший пример – Nokia Drive: этот сервис глубоко интегрирован в платформу и является уникальным для пользователей Nokia – а у нас есть еще и другие геолокационные сервисы, развлекательные и локальные приложения.

– Nokia уделяет огромное внимание локализации приложений и поддержке местных разработчиков в разных странах. Но теперь, по сути, это разработчики для Windows Phone, то есть эти приложения будут доступны на Microsoft MarketPlace владельцам любых Windows Phone, а не только Nokia или у компании есть понимание того, как сделать эти приложения эксклюзивными только для Nokia?

– Мы сосредоточены на том, чтобы дифференцироваться в плане сервисов как на глобальном, так и на локальном уровне. На глобальном уровне мы отмечаем резкий рост числа доступных приложений для платформы Windows Phone с прошлого февраля. На локальном уровне мы сотрудничаем с разработчиками в различных странах, в том числе в России и Казахстане, благодаря чему мы можем предложить локализованные приложения, многими из которых могут пользоваться исключительно владельцы Nokia. Например, поиск Yandex интегрирован в смартфоны Nokia Lumia для русскоязычных рынков.

И подобных примеров в будущем, по мере развития нашего партнерства с Microsoft, будет все больше.

– Продолжая тему экосистемы, можно заметить, что экосистема базируется на целом ряде девайсов, где сотовый телефон является одним из важных элементов, но не единственным. Мы видим, что Apple пытается войти на рынок телевидения, и обозреватели ожидают вывода данной компанией на рынок своего телевизионного аппарата. Samsung уже представляет целую линейку аппаратов – сотовый телефон, планшет, ноутбук, телевизор и куча бытовой техники, – которые можно увязать друг с другом в одну систему. Не окажется ли, что эти условия – не своя операционная система и ограничение только сотовым телефоном в продуктовой линейке – лишают Nokia возможности создания полноценной экосистемы?

– С началом продаж устройств линейки Lumia, а также с запуском новой линейки мобильных телефонов Nokia Asha мы отмечаем явный прогресс в деле реализации нашей стратегии и демонстрируем ясные отличия от конкурентов. Многочисленные награды, полученные Nokia Lumia 900 во время выставки Consumer Electronics Show 2012 в Лас-Вегасе, – а это масштабное мероприятие, на котором представлены самые разные устройства: от электромобилей и стиральных машин до смартфонов, – говорят сами за себя.

Мы уверены, что благодаря партнерству с Microsoft мы сможем создать процветающую экосистему, отвечающую потребностям пользователей. Если мы заметим рост в каком-то сегменте этой экосистемы и почувствуем, что сможем воспользоваться им и в то же время выделиться на фоне конкурентов, мы обязательно займемся работой в этой области.

– На последнем Consumer Electronic Show было заявлено об эксклюзивных приложениях ESPN, CNN и Sesame Workshop для Windows Phone Marketplace, которые будут доступны на первом этапе только обладателям Nokia Lumia и только потом пользователям других Windows Phone. Как долго продлится этот период эксклюзивности? Каким образом в дальнейшем Nokia собирается решать вопрос эксклюзивности контента и насколько это вообще критично для продаж телефонов и экосистемы?

– Эксклюзивные приложения действительно важны, они позволяют резко выделиться на фоне конкурентов. Мы постоянно стремимся налаживать партнерские отношения, которые расширят экосистему. Вы привели очень удачные примеры. Следует ждать большего. Продолжительность же подобных периодов эксклюзивности определить сложно – она будет зависеть от конкретных условий каждого соглашения.

Фото: NOKIA

– На американский рынок Nokia выводит новые модели через сотовых операторов. Собираетесь ли вы эту модель работы реплицировать на других рынках?

– У Nokia прочные отношения с операторами и розничными партнерами. Прочность этих отношений можно было отметить во время начала продаж Lumia в конце 2011 года – только в Европе нас поддержал 31 оператор и розничный партнер в шести странах. Это высочайший уровень поддержки, который мы видели за последние годы, отражающий уверенность в успехе линейки Lumia. Думаю, эта тенденция продолжится и в будущем – взгляните только на поддержку Nokia Lumia 900, которую мы получили от AT&T на американском рынке.

– В прошлом году было объявлено о сотрудничестве с фондом Vision+. Более того, в фонд ушел бывший топ-менеджер Nokia Tero Ojanpera. Почему был выбран этот фонд? Какие перспективные направления вы видите для венчурных инвестиций через этот фонд? Финансируете ли вы уже какие-то проекты через этот фонд? Планируете ли вы подобное сотрудничество с другими фондами? В 2009 году Nokia создавала совместный фонд с китайской инвестиционной компанией New Alliance для инвестиций в местных разработчиков. Каков опыт сотрудничества с этой компанией, собираетесь ли вы создавать такие фонды на других рынках, особенно в развивающихся странах?

– Мы не комментируем конкретные инвестиции, однако могу сказать, что сотрудничество с разработчиками является абсолютно решающим для нашего успеха, для построения экосистемы. Мне не раз доводилось вести переговоры с разработчиками во время моих поездок, и я восхищаюсь тем, какая масштабная работа ведется на таких рынках, как, к примеру, Мексика или Бразилия.

Мы приняли непростые решения, сделали выбор и сейчас уже видим первые результаты

Одной из сильных сторон нашей компании является глобальное присутствие – благодаря ему мы можем общаться с разработчиками по всему миру, буквально в реальном времени отслеживать последние тенденции. Если разработчики хотят внести вклад в нашу экосистему, они получают доступ к глобальному рынку. Так что от подобных отношений выигрывают обе стороны.

– Каким вы видите сотовый телефон через пять лет?

– Учитывая скорость изменений в нашей отрасли, трудно предсказать что-то даже на год вперед – не говоря уж о пяти!

Думаю, в целом можно ожидать еще большей интеграции устройств и сервисов по сравнению с тем, что есть сейчас. В экосистему входит множество различных компонентов, однако механизмы взаимодействия между ними должны становиться все менее и менее заметными для потребителя. Что нам нравится в Windows Phone – это, к примеру, полная интеграция использования социальных сетей в общий пользовательский опыт.

Третье направление нашей стратегии (наряду с партнерством с Microsoft и подключением еще одного миллиарда людей к Интернету) – фокус на будущих прорывных технологиях, при этом нужно не только определить, в чем конкретно они будут заключаться, но и каким образом получить от них наибольшую отдачу. Nokia всегда славилась своими инновациями – посмотрите хотя бы на прототип гибкого мобильного устройства – Kinetic Device, который был представлен на выставке Nokia World в Лондоне в прош­лом году. Так что в этом отношении я уверен в нашей компании.

Фото: NOKIA

– 20 лет назад Nokia сделала поворот в сторону мобильных телефонов как основного направления деятельности компании. Сейчас у Nokia непростые времена, и опыт различных корпораций показывает, что запуск совершенно новых продуктов (особенно тех, которых еще просто не существует) является критически важным для выживания. Что можно ожидать в этом плане от Nokia?

– Мы приняли непростые решения, сделали выбор и сейчас уже видим первые результаты. Мы запустили Nokia Lumia 800, 710 и 900 – прекрасные устройства, получившие отличные отзывы потребителей. Скоро мы запустим линейку Lumia в Казахстане и уверены в успехе. Темпы развития Nokia растут, и я рад тому прогрессу, который мы уже сделали.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить