Эдуард Ким: Почему в Казахстане лучше не производить электронику

43767

Как стать лидером на рынке ретейла электронной и бытовой техники, рассказал в интервью Forbes.kz основатель и глава Technodom Operator

Эдуард Ким — основатель и председатель совета директоров АО «Technodom Operator»
Фото: Андрей Лунин
Эдуард Ким — основатель и председатель совета директоров АО «Technodom Operator»

- За 14 лет нам удалось создать вертикально интегрированную компанию и сделать ее на 100% транспарентной. Это очень важно с точки зрения организации и построения успешного бизнеса. Я считаю, что в любой компании, где планируют прибыльную коммерческую деятельность, должны ставить четкие и понятные цели и, исходя из этого, строить свою долгосрочную стратегию, – говорит Эдуард Ким, основатель и председатель совета директоров АО «Technodom Operator» (№29 рейтинга 50 богатейших бизнесменов и №38 рейтинга 50 самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan за 2016 ). Сегодня в сети 64 магазина, в том числе два в Киргизии, на рынок которой «Технодом» вышел в 2016.

Собеседник предлагает оценить его компанию с точки зрения развития бизнеса и транспарентности ведения коммерческой деятельности. «Технодом» – в числе крупнейших налогоплательщиков страны среди несырьевого бизнеса: в 2015 компания перечислила более 7,3 млрд тенге налогов и обязательных платежей, в 2016, по расчетам, показатель составит около 12,7 млрд тенге. В эти цифры входят выплаты как в местные, так и в республиканский бюджеты.

- У нас, как в советской экономике, пятилетнее планирование, – рассказывает бизнесмен. – Правда, после двух последних девальваций приходилось запускать «ручное управление», но после шоков мы снова быстро крепли. Главная из целей – быть лидером.

У компании это неплохо получается. Если в 2015 «Технодом» занимал лидирующие 33% казахстанского рынка электронной и бытовой техники, то по итогам 2016 эта доля вырастет до 37%. Так считают в научно-исследовательской компании GFK.

Ким заявляет, что на местных конкурентов им уже обращать внимание не интересно – есть стремление замахнуться на мировых лидеров. Так, в «Технодоме» сравнили свои показатели с цифрами американского гиганта Best Buy и европейского «М.Видео». По итогам 2014 ежемесячные продажи с одного квадратного метра торговой площади у Best Buy составили $640, у «М.Видео» – $558, у «Технодома» – $885. Правда, девальвация тенге в 2015 подпортила достижения казахстанской сети, и американцы вырвались вперед ($784 против $590), но европейцы оказались еще ниже ($356). Зато по EBITDA (в продажах в долларах) «Технодом» лидирует среди этой троицы с 2013. Например, по итогам 2015 EBITDA Best Buy составила 5,1%, «М.Видео» – 5,5%, «Технодома» – 7,3%.

Мы уже «привиты» от кризисов и адаптировались к ним, – говорит бизнесмен. – Экономически непростые времена – это естественный отбор, выявляющий сильнейших. Главное опять-таки, чтобы правильно была построена стратегия развития компании.

2016 команда «Технодома» закончила на подъеме: продажи сети за год выросли на 22% и на 31 декабря, по предварительным расчетам, составили 157 млрд тенге. Впрочем, Ким замечает, что его компания в данном случае не показательна для всего рынка электронной и бытовой техники. Рынок сильно просел, а значит, «Технодом» со своим ростом просто забрал часть пирога у конкурентов.

- Это потому, что мы сфокусированы на core business, который тщательно строили годами, – объясняет владелец сети. – Кроме того, у нас меньше костов, а производительность работников выше. Мы вообще много внимания уделяем обучению персонала: создана отдельная структура – «Сфера знаний», которая работает только над повышением квалификации и обучением сотрудников, начиная с топ-менеджмента и заканчивая работниками фронт-офиса.

А еще компания инвестирует приличные средства в софт и IT-платформы. «Технодом» сотрудничает с мировым лидером в области софтверных решений SAP и интегрирует у себя новые решения, которые еще никто на территории СНГ не внедрял. В 2016 компания стала победителем в номинации «Лицом к клиенту» ежегодной премии SAP Value Award по результатам внедрения решения для онлайн-торговли SAP Hybris e-Commerce.

- Сегодня мы самые высокотехнологичные с точки зрения e-commerce и IT, – с гордостью говорит Ким. – Наша цель – через три года стать лидером в онлайн-продажах. А для этого нужны серьезные инвестиции. Мы только на продвижение онлайн-магазинов в поисковых сервисах, таких как Google и Yandex, расходуем ежемесячно от $40 до 80 тыс. Думаю, такие деньги никто в Казахстане на подобные цели не тратит, кроме единичных компаний из финансового сектора. В целом у нас получается хороший сплит офлайн- и онлайн-продаж.

Реализация товаров через интернет пока занимает менее 3% от всех продаж, при этом «Технодом» планирует ежегодно удваивать их. Ким сетует, что Казахстан находится далеко не на передовой сферы цифровых технологий. У правительства нет конкретных программ их развития и внедрения, зачастую даже крупные компании не могут позволить себе выделить миллионы долларов на развитие инноваций или не понимают важность этого. Будущее за этим видят немногие. Потому Казахстан все дальше отстает от «передовиков». Хотя, как считает собеседник, государство может поступить просто: выделить льготные кредиты компаниям на покупку современных IT-платформ.

- Было бы хорошо, если бы отечественные предприниматели задавали сами себе высокую планку, когда строят бизнес, а не ограничивались тем, чтобы находить что-то подешевле и продавать это подороже, – рассуждает Ким. – Значительный процент бизнесменов в Казахстане вообще работают «всерую». Они, конечно, могут сказать, что у нас в стране не все идеально, высокий уровень коррупции и т. д. Но я бы им ответил, что они поступают неправильно. Прозрачный бизнес устойчив и долгосрочен.

Фото: Андрей Лунин

Собеседник приводит пример Киргизии.

- Мы активно развиваем там бизнес, работаем по своим стандартам – полностью транспарентно, – говорит он. – И бишкекская налоговая в шоке: говорят, никто в нашем сегменте розницы не показывал такие обороты, как «Технодом», никто не платил столько налогов. Вот так прозрачные компании могут задавать тон для всего рынка и подавать пример, как работать «вбелую», платить налоги и еще зарабатывать прибыль. И я бы посоветовал, чтобы весь казахстанский бизнес работал в открытую, ориентируясь на такие компании, как наша.

К слову, об экспансии. В 2017 «Технодом» планирует открыть ряд магазинов в Бишкеке и занять доминирующее положение на рынке города. Далее компания намерена пойти «вглубь» – открывать точки в других городах, где первый на очереди – Ош. Выходу на соседние рынки, по словам Кима, способствовал Таможенный союз, а позднее – ЕАЭС.

- ТС, правда, не сразу, но закрыл границы для «серых» и «черных» схем, – отмечает бизнесмен. – Раньше же в Казахстане были большие таможенные дыры, нелегальная техника массово шла из Китая и ОАЭ. Но интеграция с соседними странами привела к «белому» рынку, который господствует уже на протяжении пяти лет. Теперь мы внимательно изучаем Узбекистан: думаю, года через два эта страна войдет в ЕАЭС и, как только это произойдет, мы пойдем там в наступление. Да, нас пугают, что в узбекской экономике все слишком политизировано, но технологии должны победить. Если правительство Казахстана заинтересовано в экспансии отечественных компаний за рубеж, думаю, нам окажут административную и политическую поддержку. Центральная Азия должна быть нашей, мы должны доминировать здесь.

На вопрос, стимулирует ли местный рынок ретейла производителей переносить производство в Казахстан, Ким указывает: есть пример некоторых компаний, которые занимаются сборкой здесь. Например, LG, которая собирает холодильники, телевизоры и стиральные машины. Но в большинстве случаев, считает собеседник, это нецелесообразно.

- Производить в Казахстане смартфоны смешно – у нас рынок для этого маленький, – утверждает он. – Это как с автомашинами: привозить кузов, шасси и двигатель, собирать все воедино и говорить, что автомобиль казахстанского производства. А переработки никакой нет, сбыта за рубеж тоже нет. Зачем делать такой monkey business, да еще и деньги налогоплательщиков пускать на субсидии таким «производителям»? Я считаю, что стране не стоит идти в высокие технологии, когда здесь нет ни инфраструктуры, ни опыта, ни человеческих ресурсов. Исторически Казахстан был ориентирован на сельское хозяйство, этот сектор и надо развивать. Например, выращивать эко- или органик-продукты. Даже в высокотехнологичной Японии многие компании, такие как Toshiba, Sharp, Mitsubishi, попали под пресс корейских конкурентов, так разве мы сможем конкурировать c ними? Никто же не ругает европейские страны за то, что они не выпускают планшеты и смартфоны.

Ретейл, впрочем, тоже непростой бизнес, считает глава «Технодома», – в нем очень много настроек. Кроме того, он связан с переменчивым потребительским спросом. Но опытные бизнесмены могут его предвидеть.

-Мы за год (когда формируем бюджет) знаем, что и сколько купит клиент, какой будет спрос на ту или иную модель, – утверждает Ким. – Потому заказываем оптимальное количество нужного товара на заводах вендоров, привозим, растаможиваем и довольно успешно реализуем. Работаем практически без стоков – они занимают менее 10% от общего количества товара. Это высочайший уровень качества планирования. А когда внедрим новые технологии на базе платформы SAP, то вообще будем работать как часы.

Конечно, важно и вкладываться в человеческий ресурс. Сегодня в сети «Технодома» – 5090 сотрудников (4469 в 2015). Средний возраст – около 30 лет. Средняя зарплата – 180 тыс. тенге (160 тыс. в 2015).

- При хорошей стабильной зарплате наши сотрудники могут планировать жизнь на годы вперед, а это очень важно для молодой семьи, – подчеркивает Ким.

Компания, один из крупнейших благотворителей Казахстана, пожертвовала 223,86 млн тенге с 2013 по 2015. В ней также делают акцент на пропаганде здорового образа жизни и защите окружающей среды, создали движение «Любим природу, любим Казахстан»; устанавливают боксы для утилизации сбора батареек, лампочек и других бытовых отходов; выезжают в места экологического бедствия, где собирают пластик, мусор и другие отходы жизнедеятельности людей; стали основными спонсорами Универсиады в Алматы; полностью реконструировали за свой счет аквариум в городском зоопарке; на протяжении трех лет финансируют «Дом мамы» в Талдыкоргане; в 2017 будут открывать во дворах по всему Казахстану спортивные площадки для детей и взрослых.

А вот в разговоры о политике и проблемах экономики Ким предпочитает не вдаваться.

- Пусть этим занимаются политологи и экономисты, а мы будем делать свое дело. Мы, коммерсанты, исходим из текущей ситуации и адаптируем под нее бизнес. Даже при некоторых противоречивых показателях за 25 лет независимости страны можно построить стабильную рыночную компанию. Не все так плохо, как кажется, просто работать надо, – говорит бизнесмен.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить