PwC и Forbes Kazakhstan: опрос СЕО крупнейших компаний Казахстана

25339

Девять из десяти казахстанских СЕО уверены в росте доходов своих компаний в перспективе года и трёх лет

Представляем вашему вниманию казахстанский выпуск 21 ежегодного глобального опроса руководителей крупнейших компаний мира. В Казахстане CEO Survey проводится уже в шестой раз, и партнером PwC здесь традиционно выступает журнал Forbes Kazakhstan.

В этот раз в исследовании приняли участие более 1350 руководителей из 86 стран, в том числе 61 CEO, работающий в Казахстане. В качестве эксперимента в нынешнем году мы постарались вовлечь в опрос больше представителей малого и среднего бизнеса, чтобы понять, какие проблемы волнуют эту категорию предпринимателей. Основная цель казахстанской части исследования заключается в том, чтобы оценить позицию руководства местных компаний по вопросам, связанным с ситуацией в глобальной экономике и в экономике страны, узнать, какие факторы риска вызывают наибольшее беспокойство и какие возможности для развития компаний и отраслей видят CEO.

Почти две трети руководителей и в Казахстане, и в других странах уверенно прогнозируют рост мировой экономики. У нас оптимизм вообще бьёт рекорды – девять из десяти местных СЕО, принявших участие в опросе, выражают уверенность в росте доходов своих компаний в перспективе 12 месяцев и следующих трёх лет (90 и 86% соответственно). Почти 80% руководителей бизнеса в Казахстане, как и их коллеги по миру, рассчитывают в первую очередь на органический рост.

Традиционно казахстанские СЕО в первую очередь обеспокоены волатильностью валютного курса – этот вопрос волнует 62% респондентов. Их коллеги из разных стран мира проявляют обеспокоенность более широким набором угроз, выделяя чрезмерное регулирование, геополитическую нестабильность, популизм, терроризм.

Технологический прогресс и, как следствие, автоматизация работы предъявляют новые требования к организации рабочего процесса, подталкивая более 70% руководителей к планированию переподготовки и переобучения своих сотрудников. В целом о дефиците квалифицированных кадров говорят 90% бизнес-руководителей в Казахстане. Большинство руководителей бизнеса обеспокоены недостаточным уровнем цифровых навыков в стране. Однако когда речь заходит про свой сектор, свою компанию и её руководящий состав, наши СЕО существенно более удовлетворены уровнем навыков, нежели их коллеги в мире. По нашему мнению, этот комфортный взгляд на вещи может сыграть с казахстанским бизнесом злую шутку.

Наша система образования должна вооружить трудовые ресурсы навыками, необходимыми для успеха в современной бизнес-среде, а это возможно только при поддержке частного предпринимательства. Партнёрство правительства, бизнес-сообщества и социальных групп – ключевой фактор успеха в повышении квалификации сотрудников. Необходимо внедрять новые подходы к образованию молодежи и профессиональной подготовке кадров в сферах, которые будут востребованы в высокотехнологичном мире будущего.

Сегодня компаниям приходится решать очень широкий спектр бизнес-задач, чтобы не потерять критически важный актив – доверие. Три четверти отечественных руководителей отметили, что регулярно проводят оценку степени доверия между организацией и клиентами, а также между сотрудниками и руководством. СЕО стараются внести вклад в социальный прогресс и улучшение результатов своих компаний за счёт приверженности общей цели и ценностям.

В ожиданиях бизнеса от власти, аналогично прошлому году, на первом месте находится борьба с коррупцией и взяточничеством. Также в топ-3 приоритетных задач вошли необходимость улучшения инвестиционной привлекательности страны и обеспечение верховенства права во всех сферах деятельности государства. Почти 60% СЕО готовы оказывать содействие правительству в повышении инвестклимата, половина – в подготовке высококвалифицированного персонала, более трети выражают готовность к сотрудничеству в области улучшения эффективности налоговой системы.

Методология

В казахстанском опросе участвовал 61 руководитель, около половины опрошенных CEO дали нам развёрнутые, детальные интервью. С целью получения наиболее полной картины по стране были выбраны руководители из различных отраслей: металлургической, нефтегазовой, финансовой, энергетической, телекоммуникационной, автомобильной, выпуска потребительских товаров, производства строительных материалов, транспорта и логистики, информационных технологий, гостиничного бизнеса, розничной торговли, фармацевтики и страхования. Руководителям предлагалось ответить на вопросы относительно перспектив развития мировой экономики, изменений и тенденций в практике ведения бизнеса. Участникам опроса также было предложено высказать мнение о первоочередных задачах государства, инвестиционном климате и геополитических событиях, повлиявших на Казахстан и их бизнес.

Интервью в Казахстане были проведены в период с декабря 2017 по середину февраля 2018. Все цитаты казахстанских руководителей, приведённые в данном исследовании, были предварительно согласованы с ними.

Глобальный и корпоративный рост

Перспективы роста глобальной экономики и бизнеса

Доля СЕО, ожидающих ускорения темпов роста мировой экономики в ближайшие 12 месяцев (2013–2018)

Станислав Рясков,
AltynEx Company

Есть определённые факторы и предпосылки, которые говорят о росте. Если конкретнее, то ускорение развития любой из отраслей можно проследить по секторам, которые занимаются снабжением. На сегодняшний день мы точно знаем, что 90% секторов, занимающихся снабжением основных отраслей, загружены на полную мощность.


Дмитрий Провкин,
генеральный директор Arena S (Sulpak)

По прогнозам МВФ, рост мировой экономики будет в районе 3,5–3,7%, так что темпы роста сохранятся, если удастся избежать международных катаклизмов.


Рамиль Мухоряпов,
CEO Chocofamily Holding

Существуют некие факторы риска. Видно, что новые технологии начинают «дисраптить» традиционный бизнес. Они, как правило, не столь маржинальны, направлены на снижение цен, поэтому темпы роста мировой экономики сохранятся на прежнем уровне, но постепенный рост будет. Нужно учитывать тот фактор, что базовой единицей потребления остаётся человек, а раз население Земли растёт, то каждый новый житель будет что-то потреблять. Каких-то серьезных доводов в пользу того, что экономика рухнет, нет. Много говорят о биткоине, но он пока слишком незначителен в абсолютном выражении, чтобы оказывать влияние на рынок.


Арнат Абжанов,
председатель правления Halyk Finance

Если не будет серьёзных негативных геополитических шоков, то рост продолжится, и он в основном будет продиктован продолжающейся мягкой политикой крупнейших центробанков мира. Мы видим, что Федеральный резервный банк США, Европейский центральный банк, Народный банк Китая и Банк Японии делают всё для того, чтобы любой ценой поддержать на плаву экономику своих стран, экономику бумажных денег. Ключевые центральные банки нацелены на стимуляцию небольшого стабильного роста – это проявляется в экономиках США, стран еврозоны и Китая. Они показывают достаточно позитивную динамику.


Алексей Сидоров,
CEO Silkway Ventures

В ближайшее время темпы роста экономики однозначно повысятся. Мир становится все более глобальным, границы стираются за счёт технологий, за счёт того, что появляются совершенно новые формы транзакций. Если мы говорим о видах торговли, которые страны ведут между собой, поставляя друг другу товары или услуги, то большой динамики здесь в ближайшие 12 месяцев, скорее всего, не будет. Но если говорить о e-commerce, то здесь драйвером станет развитие новых платёжных систем и технологий. За счёт них произойдет увеличение темпов роста.


Ранга Веларанте,
председатель правления «Санофи Казахстан»

Мировая экономика идет вверх. Возможно, за всё время она на самом большом подъёме. Основным является тот фактор, что в настоящий момент меньше всего стран находятся в рецессии. Почти все претерпевают рост: Европа, США, Ближний Восток, Азия развиваются очень быстро, даже Япония. По моему мнению, этот рост продолжится в этом году. Предположительно, мировая экономика вырастет на 3–4%, этот рост произойдет как на развитых, так и на развивающихся рынках. Если рассмотреть наш регион, предположительно, Россия также достигнет большего успеха, чем в прошлом году, с ростом примерно в 2%. В Казахстане рост также составит около 2,5–3%.


Дмитрий Забелло,
председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан)

Я, пожалуй, придерживаюсь прошлогоднего прогноза, что темпы роста останутся на прежнем уровне, ввиду того что нет какого-то ярко выраженного драйвера роста экономики.


Доля СЕО, уверенных в росте выручки собственной компании в ближайшие 12 месяцев (2013–2018)

Уверенность СЕО в росте выручки собственной компании в ближайшие три года

Рамиль Мухоряпов,
CEO Chocofamily Holding

Полностью уверен в росте в перспективе и года, и трёх лет. Рынок растёт, насыщения какого-либо из секторов не наблюдается. Мы смотрим на потребление нашего типа продуктов относительно других развитых рынков, и, какой бы из сегментов мы ни взяли, есть большой резерв для роста. Если говорить о рынке продаж авиабилетов, то у нас 20% продаются онлайн, в России – 60%, в Америке – больше 80%. Мы понимаем, что нам как минимум нужно достичь уровня этих стран, значит, рынок будет расти. C точки зрения доли рынка мы растём, поэтому пока достаточно уверенно смотрим в будущее.


Рахмет Хайруллаев,
генеральный директор ICS, KazPetroDrilling

Все компании нашего холдинга представляют нефтегазовую отрасль, и в первую очередь мы зависим от цен на нефть, а цены сейчас довольно высокие. Худший период пройден в 2014 – начале 2016. На ближайшие 10–20 лет я не совсем уверен в перспективах отрасли, потому что будут более активно развиваться альтернативные источники энергии.


Марк Луше,
генеральный директор «Leroy Merlin Казахстан»

В 2018 мы открываем наш первый магазин и сделаем всё, чтобы сразу привлечь к себе внимание казахстанских клиентов. Мы знаем, что наши конкуренты тоже готовятся выходить на местный рынок, но опыт работы в России показывает, что нам удалось добиться лучших результатов. Поэтому и в Казахстане мы будем делать все, чтобы как можно быстрее попасть в число лидеров.


Ксения Козюра,
директор Mama’s

Я уверена в том, что наша компания будет расти как в ближайшие 12 месяцев, так и в течение следующих трёх лет. Мы начали развиваться совсем недавно, но растём очень агрессивно и активно. Кроме того, в нашем сегменте экономичного питания практически нет конкурентов, думаю, что мы вырастем очень существенно.


Фаррух Махмудов,
председатель совета директоров группы компаний Orbis Kazakhstan

В период кризиса мы провели очень много мероприятий, чтобы сократить затраты и остаться на плаву. Как компания, мы преодолели порог своего внутреннего кризиса, теперь полностью уверены в росте на 2018. Мы также приобрели определённые предприятия, провели диверсификацию, где-то, наоборот, унификацию, модернизировали бизнес.


Ранга Веларанте,
председатель правления «Санофи Казахстан»

Проблема в Казахстане – непоследовательность политики. В прошлом году обсуждалось множество реформ, особенно в здравоохранении. Иногда они ведут направо, но уже на следующий день поворачивают налево. Если реформы проводить правильно, то, я уверен, мы продолжим рост. Мы в «Санофи Казахстан» достигли значительного роста в прошлом году благодаря нашему портфелю, повышению эффективности для клиентов и реальным инновациям. Однако мы зависим от реформ в основных терапевтических областях.


Шаги по обеспечению роста и прибыльности бизнеса на ближайшие 12 месяцев

Как и в прошлом году, большинство руководителей (77%) в основном возлагают надежды на органический рост своих компаний. Слияния и поглощения как рычаг роста по-прежнему не пользуются особой популярностью у наших CEO. По признанию ряда руководителей, даже при наличии конкретных планов по сделкам вероятность их осуществления незначительна из-за кардинальных различий во взглядах покупателей и продавцов.

Дмитрий Провкин,
генеральный директор Arena S (Sulpak)

Под органическим ростом мы понимаем рост на действующих площадях за счёт повышения эффективности работы, улучшения качества сервиса. Сейчас мы работаем в Казахстане и Кыргызстане. В двух странах – 101 магазин. В ближайшие три года планируем расти за счёт внутренних резервов эффективности. Период бурной экспансии завершен, задача – улучшать действующие торговые точки.


Галия Хамитова,
президент «Erickson International Казахстан, Центральная Азия и Кавказ»

Мы планируем органический рост, новые альянсы. Постоянно пробуем работать с новыми партнерами – мировыми компаниями, лидерами российского коучинга, активно сотрудничаем с коллегами из Канады.


Рахмет Хайруллаев,
генеральный директор ICS, KazPetroDrilling

Мы ведем переговоры с несколькими компаниями по нашим совместным проектам, для того чтобы создать новый стратегический альянс или совместное предприятие. Для некоторых из них уже есть реальные стратегические инвесторы. Такого опыта у нас не было, но мы на него нацелены. Над сокращением затрат работаем всегда, ужесточая контроль.


Фаррух Махмудов,
председатель совета директоров группы компаний «Orbis Казахстан»

Планируем сотрудничество с предпринимателями или новыми компаниями (стартапами), cоздавая свой маленький венчурный фонд. Мы финансируем два собственных стартап-проекта, которые начнут работать к концу 2018.


Дмитрий Забелло,
председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан)

Я бы здесь отметил два момента: первый – это органический рост. Второе – мы находимся в перманентном состоянии оптимизации расходов и процессов. Мы являемся частью большого холдинга, и материнская компания обеспечивает нам все необходимые ресурсы, поэтому нет необходимости слияний и поглощений.


Роман Володин,
председатель правления Tele2 Kazakhstan

В планах новые стратегические альянсы и совместные предприятия. Здесь я рассматриваю в первую очередь мероприятия, связанные с совместным строительством сетей с «Билайн» и «Кселл», потому что новый Закон о связи, который, как мы ожидаем, будет принят в текущей редакции, позволит нам это делать. Меняется законодательство в части совместного использования спектра частот и строительства сетей. Для нас это означает возможность стратегического альянса по расширению покрытия в регионах.


Александр Камалов,
председатель правления ДБ АО «Сбербанк» (Казахстан)

Если говорить о тенденциях в банковском секторе, то он переживает период трансформации: из классического банкинга к созданию платформенных решений, экосистем. Существует ещё один вариант – формирование нишевого банка, который фокусируется на узком специфическом сегменте. Если говорить про нас, то, исходя из масштаба группы и дочернего банка, мы идём к формированию экосистемы. Это означает развитие нескольких направлений: базовое, классическое, которым мы занимаемся несколько последних лет, – повышение эффективности и оптимизация издержек; ключевое направление – выход на более высокую добавленную стоимость для клиента или выход на новые рынки.


Серик Толукпаев,
генеральный директор ТОО «Aitas Group», УКПФ

Мы достаточно сильно вложились и ещё будем вкладываться в растениеводство, стараясь продвигать вертикальную интеграцию. Наша идея в том, чтобы расширить цепочку добавленной стоимости – «с поля до прилавка». Поэтому в следующем году планируем полностью обеспечить УКПФ своей кормовой базой.


Наиболее важные страны для развития бизнеса на ближайшие 12 месяцев

Дмитрий Провкин,
генеральный директор Arena S (Sulpak)

Российский рынок ввиду соседства и нахождения в одной экономической зоне влияет на нас очень сильно. Часть производства наших поставщиков находится в России – это LG, Samsung, порядка 60% поставок идёт оттуда. Соответственно, мы зависим от ситуации с курсом рубля. Имеет место переток товара. Все помнят, как в конце 2014 – начале 2015 из-за курсовой разницы было очень много импорта товаров из России. Обратная ситуация наблюдалась, когда спустя несколько месяцев произошла девальвация в Казахстане.


Рамиль Мухоряпов,
CEO Chocofamily Holding

Мы думаем о выходе за пределы Казахстана – через создание альянсов и совместных предприятий. Нам кажется, что в тех сегментах рынка, в которых мы присутствуем, у нас есть прибыльные направления и направления, которые пока находятся в инвестиционной стадии. В теории в 2018 прибыли, которую «сгенерят» наши доходные направления, впервые в истории Chocofamily хватит на то, чтобы развивать наши инвестиционные направления самостоятельно. Какая-то часть ресурсов у нас останется, мы планируем выходить в другие страны. У нас есть Chocotravel, который можно легко масштабировать в другие страны, в первую очередь в соседние. Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь – это те рынки, которые нам понятны и на которых либо авиабилеты онлайн вообще не продаются, либо это происходит в очень ограниченном количестве.


Магжан Ауэзов,
председатель совета директоров ForteBank

В отношении ведения бизнеса в Узбекистане, я считаю, казахстанским банкам рановато заходить на их рынок ввиду неопробованной правовой системы. Но для других бизнесов время в целом подходящее.


Арнат Абжанов,
председатель правления Halyk Finance

С точки зрения географии Казахстан находится между Россией и Китаем, поэтому перспективы нашего роста зависят от экономического здоровья данных стран. США окажут влияние в силу того, что, во-первых, их экономика – самая крупная в мире, а во-вторых, во многом наши ставки фондирования зависят от американских. Соответственно, идёт достаточно высокая корреляция наших экономики и базы фондирования к ставкам, которые превалируют в США.


Оразхан Карсыбеков,
управляющий директор Kusto Group

Наше подразделение строительных материалов уже присутствует в Китае, Индии и Вьетнаме. Некоторые страны Африки представляют собой огромный рынок для развития строительной отрасли. В странах Африки уже активно присутствуют Вьетнам и Израиль, нам нужно изучить этот рынок и успеть занять на нем свое место.


Дмитрий Забелло,
председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан)

Узбекистан показал позитивные изменения в плане открытости. Мы видим достаточно стабильное экономическое развитие наших южных регионов, я тут абсолютно согласен с органами власти, которые отмечают эту позитивную динамику.


Роман Володин,
председатель правления Tele2 Kazakhstan

Нам важны страны, с которыми у нас происходит больше всего обмена трафиком, – это Россия, Турция, Кыргызстан, Узбекистан. Китай нам важен с точки зрения поставки оборудования для сетей, а также абонентского оборудования.


Александр Камалов,
председатель правления ДБ АО «Сбербанк» (Казахстан)

Россия, Турция и Китай – страны, где мы в большей степени взаимодействуем операционно и которые оказывают существенное влияние на торговый баланс Казахстана. В 2014 у нас был открыт International Desk, мы начинали взаимодействие с турецким бизнесом, поскольку у нас в группе есть мощное подразделение в Турции – Deniz Bank. Сейчас мы работаем с нашими европейскими подразделениями. В рамках Ехро проводили день Австрии, активно взаимодействуем с Чехией, серьёзное направление – Китай. Четвёртая страна, которая определяет макроэкономические тренды в мире, – это США. Возможно, напрямую на нас это не влияет, но мы с напряжением наблюдаем за происходящим в Америке, например за последней предвыборной кампанией.


Серик Толукпаев,
генеральный директор ТОО «Aitas Group», УКПФ

Для нас Центральная Азия – это очень интересный рынок. Речь идет об Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении. Далее планируем выход на Афганистан и Пакистан.



Угрозы и возможности

Какие факторы оказывают наибольшее влияние на бизнес

Арминас Мацевичус,
глава кластера «Азия – Кавказ Takeda Pharmaceutical Company Limited»

Я вижу основную угрозу в планируемых изменениях по регулированию цено­образования. Еще одна из опасностей – это сокращение рынка или вовсе уход с него компаний. При пессимистичном прогнозе, думаю, это будет похоже на сценарий Азербайджана, где рынок уже третий год продолжает уменьшаться и становится все менее привлекательным. Это может повлечь ввоз фальсифицированных лекарств. Я бы отдал регулирование на волю рыночного механизма.


Арнат Абжанов,
председатель правления Halyk Finance

Достаточно сильно беспокоит риск социальной нестабильности. Это тот риск, который трудно оценить, и в развивающихся странах он весьма высок. Речь не обязательно идет о «цветных» революциях и о смене лидеров – скорее о тех геополитических шоках, которые могут привести к серьезным социальным волнениям. Если существует социальная нестабильность, то крайне трудно достичь позитивного инвестклимата – у людей не будет полной уверенности в завтрашнем дне, не будет роста потребления, спроса на наши продукты и инвестиционно-банковские услуги. Так что этот фактор может напрямую повлиять на наш бизнес.


Оразхан Карсыбеков,
управляющий директор Kusto Group

Усиление налогового бремени немного беспокоит. Налоговый режим в Казахстане мягче, чем в других странах, но при низких ставках возможна нестабильность, нюансы в трактовке налогового законодательства. Отсутствует чёткость при комфортной налоговой нагрузке в целом. Немного беспокоит недостаточная развитость базовой инфраструктуры, это очень важный аспект для развития нашего бизнеса. Поддерживаю позитивные изменения, которые отмечаются в этой сфере, в частности программу «Нурлы жол».

Сильное беспокойство вызывает волатильность валютных курсов.


Алексей Сидоров,
CEO Silkway Ventures

Сильно беспокоит возможное чрезмерное регулирование. Очень часто мы видим, что финтех-компании работают в «серых», не очень понятных зонах. Нас беспокоит, что регуляторы, не дождавшись момента, когда отрасль вырастет и создаст положительный эффект для экономики, могут начать применять инструменты, сдерживающие рост и положительные эффекты от распространения финтеха.


Денис Ван ден Вейх,
председатель правления АО «КЦДС «Атакент»

Банки сейчас менее заинтересованы в предоставлении хороших условий для бизнеса из-за неуверенности. Государство говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, но в реальности это не очень работает, с доступностью капитала очень сложно.

Терроризм немного беспокоит, потому что в прессе появляется информация об участии некоторых граждан Казахстана и их семей в событиях, происходящих в Сирии и Ираке.


Роман Володин,
председатель правления Tele2 Kazakhstan

Сильно беспокоит геополитическая нестабильность. Как правило, это повышает акционерные риски и поднимает вопросы, связанные с регуляторными механизмами.
Волатильность валютных курсов сильно беспокоит, потому что большая часть наших капитальных инвестиций и ряд операционных затрат приходится на валюту, соответственно, любые изменения курса влияют на наш бизнес. Тарифы у нас в тенге, а 80% капзатрат привязано к евро или доллару.


Серик Толукпаев,
генеральный директор ТОО «Aitas Group», УКПФ

В программах Министерства сельского хозяйства значится создание примерно 80 производств по переработке растительного сырья, из которых 40 предполагается модернизировать и 40 построить заново. Как министерство может определять, сколько нужно построить предприятий и какой мощности? На мой взгляд, это уже микроменеджмент, подмена бизнеса и категорически неправильно. В агросекторе я вижу очень сильный протекционизм со стороны России, Евросоюза, США. В товарах с высокой добавленной стоимостью нам сложно конкурировать. Структура экспорта заставляет искать внешние рынки для сбыта сырья, развивать свое производство нам достаточно сложно.


Степень беспокойства CEO относительно бизнес-угроз

Андрей Курилин,
председатель правления Ситибанк Казахстан

Важнейший вызов – необходимость соблюдать высокий темп технологических перемен. Кроме этого, мы всегда рассчитываем на своевременную и адекватную реакцию властей на изменения в макроэкономике и геополитике. Казахстан – крупный производитель энергии, и, раз нефтяная конъюнктура важна для всей страны, она значима и для любого крупного бизнеса, в частности банка.


Магжан Ауэзов,
председатель совета директоров ForteBank

Что касается потенциальных угроз для перспектив роста организаций, могу отметить изменения в поведении потребителей: как они делают покупки, принимают решения при выборе того или иного банка. У меня возникает вопрос: сколько инвестировать в филиальную сеть и будет ли это оправданно? Поведение казахстанских потребителей постоянно меняется, например, количество пользователей нашего мобильного приложения увеличилось в 3 раза за 11 месяцев, эта тенденция продолжит развиваться.

Киберугрозы становятся всё более актуальными, в 2017 были зафиксированы кибератаки на казахстанские банки и платёжные системы. Самая масштабная произошла в ноябре 2016. Это было своего рода проверкой безопасности платёжной системы страны.


Арнат Абжанов,
председатель правления Halyk Finance

Проблема с киберугрозами стала настолько актуальной, что в прошлом году мы наняли отдельного специалиста по IT-безопасности. IT-департамент фиксирует растущее количество атак на наши сервера и платформу. Киберугрозы чреваты тем, что возможны выводы IT-системы из рабочего состояния или кража конфиденциальных данных с их последующим распространением. Для нас эти риски неприемлемы, и мы делаем всё, чтобы их предотвратить. Важность этой проблемы с каждым годом существенно растёт.


Рахмет Хайруллаев,
генеральный директор ICS, KazPetroDrilling

Сильно беспокоит отсутствие доверия к бизнесу. В Казахстане бытует мнение, что если бизнес успешен, значит, его развивали нечестно. Такой подход несправедлив, но он существует, потому что к бизнесу нет доверия.

Волатильность цен на сырьевые товары сильно беспокоит. Здесь сразу можно было бы подумать про цены на нефть, другие энергоносители, но можно говорить и о сырье, которое мы покупаем. Цены на него в тенге растут из-за девальвации, а мы получаем доходы в тенге.


Виктория Горобцова,
генеральный директор Kagazy Recycling

Немного беспокоит волатильность цен на энергоносители. Затраты на электро­энергию у нас растут каждый год примерно на 7%, хотя на энергоносители в себестоимости нашей продукции приходится лишь 8%.

Немного беспокоит волатильность цен на сырьевые товары, потому что цены на макулатуру и бумагу регулируются российскими и китайскими трендами.


Дмитрий Забелло,
председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан)

Мы внимательно следим за появлением новых конкурентов, но на данный момент они только убывают, поэтому этот фактор нас не беспокоит. Что касается квалифицированных кадров, то в неспокойный период текучесть наблюдалась в значительной степени, в 2017 ситуация изменилась в лучшую сторону.


Станислав Рясков,
AltynEx Company

У нас есть проблема безграмотности даже у людей, получивших хорошее образование по программе «Болашак». Их словно вырастили в пробирке. Мы уже несколько раз на себе испытали, что если человека оставить без контроля, то он заходит в тупик, совершенно не способен справляться со сложными нестандартными задачами. В бизнесе же никогда нет шаблонных решений. Я думаю, что проблема в том, что у нас нет какой-то модели, которая обучает людей принятию на себя ответственности, причём это относится ко всем поколениям. Если есть возможность делегировать ответственность кому-то, то ею все пользуются. Я считаю, эта проблема исходит из стандартов образования. Если мы не поднимем человеческую культуру, то бесполезно говорить о чём-то другом.


Изменение инвестиционного климата в Казахстане за 2017 год

Аскар Байтасов,
управляющий директор AB Restaurants

Мы все больше начинаем замечать, что на потребительском рынке динамика инвестирования замедлилась, люди как будто ожидают политических изменений в ближайшее время и инвестируют неохотно. Однако мы начали получать запросы на инвестиции в зарубежные страны через наш бизнес.


Андрей Курилин,
председатель правления Ситибанк Казахстан

Citi рассматривает среду, в которой мы работаем в Казахстане, как рыночную и предлагающую серьезные возможности для развития бизнеса. Можно услышать много историй о том, как иностранные компании успешно обосновались здесь и сделали Казахстан одним из важных направлений своей деятельности. Одна из таких историй – наша.


Жанар Калиева,
председатель совета директоров Kompetenz

Никаких значимых изменений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ни в законодательстве, ни в программах и проектах не произошло. Напротив, ушли международные авиакомпании и некоторые фининституты. Чрезмерное регулирование, лоббизм, непрозрачная система управления в госорганах, а также продолжающаяся коррупция и неэтичность судов отталкивают инвесторов от страны.


Эльдар Сарсенов,
председатель правления Нурбанка

C инвесторами мы не работаем, поэтому на наш бизнес этот фактор никак не повлиял. Климат как минимум остался таким же или даже улучшился. Из-за девальвации наше внутреннее производство стало более рентабельным на экспорт. У нас неплохое законодательство для экспатов и развитый рынок для таких сложных компаний, как брокерские, страховые. То, что мы войдем в ВТО полностью, будет большим подспорьем.


Алекс Хилл,
генеральный директор ТОО «КИС/Орион»

2017-й оказался сложным годом для Казахстана на фоне продолжающихся усилий компаний по обретению стабильности вслед за снижением цен на нефть и девальвацией тенге. Тем не менее ближе к концу года стало заметно, что запланированные инвестиции в Тенгизское месторождение начинают приносить результат, рынок понемногу оживляется с восстановлением закупочной деятельности. Как компания, мы ожидаем существенных объемов рекрутинга в 2018 году.


Фаррух Махмудов,
председатель совета директоров группы компаний Orbis Kazakhstan

Правительством разработано и внедрено много программ по стимулированию и привлечению инвестиций, что очень хорошо, другое дело – как это использовалось. Но в целом, думаю, шаги сделаны в правильном направлении и инвестиционный климат значительно улучшился.


Аскар Канафин,
председатель правления ТОО «Ordabasy Group»

Инвестиционный интерес к региону падает. Сокращается ликвидность бизнеса, труднее становится найти инвестора. Растет стоимость финансирования, появляется неопределенность.


Нурлан Саурамбаев,
председатель правления АО «SAT & Company»

В лучшую сторону изменений не произошло. Сохраняется риск девальвации национальной валюты. Сложно окупить затраты, потраченные на закуп оборудования либо технологий из-за рубежа.


Михаил Грибов,
генеральный директор «Siemens Здравоохранение» в Казахстане

Инвестиционный климат пока не изменился в лучшую сторону. Заинтересованность международных финансовых и промышленных институтов до сих пор остается очень сдержанной ввиду непрозрачной политической и экономической ситуации, а также отсутствия долгосрочных гарантий со стороны государства. Отсутствие этих изменений отрицательно влияет на наш бизнес – в стране недостаточно собственных финансовых ресурсов на развитие здравоохранения, а международные игроки на этот рынок не приходят.


Гульнара Даныбаева,
генеральный директор ТОО «Philips Казахстан и Центральная Азия»

Государство активно продвигает идею инвестиционной привлекательности Казахстана, но в реальности принимает законы, которые ухудшают климат (новая реформа налогообложения, вопрос с рабочими визами для иностранных специалистов, отсутствие доступа к недорогому капиталу).


Геополитические события, повлиявшие на Казахстан и бизнес в частности

Дмитрий Провкин,
генеральный директор Arena S (Sulpak)

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС было для нас важной вехой. Благодаря этому нам открылись бизнес-возможности этой страны.

Потенциально интересный рынок – Узбекистан. Мы его серьезно изучали, рассматривали перспективы, сдерживающий фактор в настоящее время – дисбаланс таможенных правил. Как только произойдет либерализация этих правил, гармонизация с действующими на территории Казахстана, этот рынок откроется, мы будем туда заходить. Рынок с 30-миллионным населением для нас очень перспективен.


Жанар Калиева,
председатель совета директоров Kompetenz

Санкции в отношении России, невыгодный для Казахстана единый Таможенный союз, а также бесконтрольная экспансия китайских инвесторов негативно влияют на экономическую ситуацию в стране, что, в свою очередь, приводит к снижению платежеспособности граждан и, в частности, пользования услугами страхования.


Магжан Ауэзов,
председатель совета директоров ForteBank

Санкции в отношении России негативно повлияли на Казахстан. Открытость Узбекистана и изменения в стране сами по себе оказывают положительный эффект.


Арнат Абжанов,
председатель правления Halyk Finance

На ситуацию в Казахстане оказывали влияние Россия, Китай, США, Евросоюз, а также ситуация в странах Центральной Азии. Мы до сих пор ощущаем косвенный эффект санкций в отношении России. Со стороны Китая наблюдается достаточно позитивное развитие проекта The Belt and Road Initiative.

Еще одно геополитическое событие, которое напрямую сильно влияет на Казахстан, – поддержка популистских и националистических настроений, в основе многих из которых лежит идея инвестирования в свою собственную страну, а не за рубеж, что имеет негативный общий эффект. Это мы видим по США, где вся предвыборная кампания базировалась на лозунге Make America great again. А также во многих странах ЕС – Австрии, Франции, Германии, Великобритании, в государствах Восточной Европы.


Марк Луше,
генеральный директор «Leroy Merlin Казахстан»

Меня лично очень сильно беспокоит вопрос преемственности власти. От того, насколько гладким и последовательным будет этот процесс, сохранятся ли добрососедские отношения с Россией, во многом зависит развитие нашего бизнеса. Еще один вопрос, который заставляет задуматься, – развитие ситуации в Узбекистане. Мы знаем, что сегодня рынок этой страны становится менее закрытым и что у него большой потенциал. Не уверен, что открытие этого рынка принесет выгоды Казахстану, потому что многие компании, имеющие виды на регион Центральной Азии, будут стремиться работать там.


Фаррух Махмудов,
председатель совета директоров группы компаний «Orbis Казахстан»

Санкции, наложенные на Россию, конечно, повлияли на Казахстан, на весь бизнес в целом, но у этого есть положительные стороны – мы диверсифицировались и стали сильнее.


Аскар Канафин,
председатель правления ТОО «Ordabasy Group»

Санкции в отношении России, включая предсказуемость результатов выборов в марте 2018 года, «радикализация» внешней политики США, проблемы в еврозоне, волатильность цен на энергоисточники делают невозможным долгосрочное планирование и усиливают скептические настроения по бизнес-инициативам и консерватизм в отношении инвестиций и реинвестиций.


Дмитрий Забелло,
председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан)

Оказали влияние политические процессы децентрализации: Brexit, референдум в Каталонии. Это прецеденты, и мы видим, что они оказывают влияние на бизнес. Миграционный кризис в Европе, ситуация в еврозоне в силу глобальности игрока оказывает косвенное влияние на всех нас, равно как и выборы в Америке.


Серик Толукпаев,
генеральный директор ТОО «Aitas Group», УКПФ

В какой-то мере влияют события в Китае. Экономика Китая, наперекор прогнозам, ухудшений не показала. The Belt and Road Initiative очень неплохо начинает работать. Также экономики США и России показали хорошую динамику, а Россия – наш ближайший сосед и большой игрок на мировом рынке. Открытость Узбекистана еще не успела повлиять, но в перспективе мы рассчитываем, что она улучшит ситуацию в Казахстане.



Доверие и кадровый потенциал

Трудности, с которыми в настоящий момент сталкиваются организации

Дмитрий Провкин,
генеральный директор Arena S (Sulpak)

Сегодня все больше возрастает требование добиваться бизнес-результатов в более короткие сроки. Все процессы ускоряются. Мы стараемся выполнять цели и задачи так, чтобы потом не приходилось возвращаться к их решению.


Алексей Сидоров,
CEO Silkway Ventures

Растет требование повысить персональную ответственность за происходящее в режиме реального времени. В технологических компаниях часто применяется подход Agile, когда стираются иерархические границы между руководителем и исполнителями. Но в растущей компании, которая занимает большую, чем прежде, долю рынка, более актуальна персональная ответственность.
Нашей команде приходится выстраивать систему межличностных отношений, работать и над тем, чтобы каждый из руководителей брал на себя больше персональной ответственности.


Оценка степени доверия между сотрудниками и высшим руководством, а также между организацией и клиентами

Доверие – один из основополагающих факторов для создания и укрепления отношений как внутри компании, так и вне ее: в работе с клиентами, поставщиками, госорганами и т. д.
77% казахстанских руководителей отметили, что регулярно проводят оценку степени доверия между сотрудниками и руководством в виде анонимных опросов и, как результат, не испытывают обеспокоенности в отношении этого фактора. 69% респондентов в свою очередь проводят оценку степени доверия между организацией и клиентами через систему CRM, NPS-опросы и другие источники получения обратной связи, где пожелания клиентов сразу прорабатываются и берутся на контроль.

Андрей Курилин,
председатель правления «Ситибанк Казахстан»

Доверие между руководством и сотрудниками – краеугольный камень банковского дела. В последние годы в Казахстане мы наблюдаем стойкий позитивный тренд в комментариях наших сотрудников, которые отвечают на вопросы об их восприятии атмосферы в банке, оценивают руководство, уровень профподготовки коллег, систему поощрения. Поскольку опрос анонимный, повлиять на ответы можно в основном заботой о людях и реальными успехами. Показатель удовлетворенности сотрудников – один из кардинальных сегментов оценки действий руководителя в Citi.

Мы ежегодно проводим опрос Voice of Client, в рамках которого опрашиваем практически всех клиентов – ответы могут быть анонимными и нет. Результаты этого опроса являются важнейшим фактором оценки работы всех сотрудников.


Александр Камалов,
председатель правления ДБ АО «Сбербанк» (Казахстан)

Поскольку банк является сервисной организацией, мы считаем, что счастье наших клиентов невозможно, если их будут обслуживать несчастливые сотрудники. Есть четкие методики, которые позволяют замерять NPS, насколько клиенты готовы нас рекомендовать своим знакомым, насколько сотрудники готовы рекомендовать работу в банке своим друзьям и знакомым. Доверие – ключевой фактор для любой сервисной организации.


Оразхан Карсыбеков,
управляющий директор Kusto Group

Мы проводим анонимные опросы, результаты которых позволяют понять, какие причины для недовольства действиями руководства могут возникнуть у сотрудников. Этот механизм работает во всех подразделениях организации.


Денис Ван ден Вейх,
председатель правления АО «КЦДС «Атакент»

Я не особо верю в разные hr-исследования, поэтому ежедневно стараюсь разговаривать с сотрудниками, узнавать, что их тревожит, как они предлагают решить тот или иной вопрос.


Дмитрий Провкин,
генеральный директор Arena S (Sulpak)

Мы измеряем показатель NPS, иллюстрирующий уровень удовлетворенности клиентов. Второй момент – выполнение сотрудниками стандартов компании. Много лет действует программа «Тайный покупатель». В каждый магазин дважды в месяц приходит «тайный покупатель», действует по определенному сценарию и на основе специального чек-листа дает оценку действиям сотрудников. Каждый покупатель дает оценку сервису через СМС, звонки в кол-центры. Мы работаем с этими оценками, выясняем причины негативных откликов.


Стратегические инициативы для укрепления доверия между сотрудниками и высшим руководством

Станислав Рясков,
AltynEx Company

Автоматизация и искусственный интеллект оказывают влияние на наших сотрудников. Но сейчас все так быстро меняется, что порой невозможно предсказать, что будет через неделю. Мы – активные сторонники автоматизации, «умных рудников». У людей довольно низкая компетенция, нам более выгодно автоматизировать процессы, чем оставить их в зачаточно-ручном состоянии. Мне кажется, у нас люди еще не понимают, что, если вы не будете отдаваться душой тому, что делаете, вас легко заменят бездушным механизмом.


Виктория Горобцова,
генеральный директор Kagazy Recycling

Мы активно занимаемся обеспечением прозрачности в вопросах воплощения в жизнь системы ценностей организации. На протяжении последних пяти лет мы работаем над созданием корпоративной культуры. У нас работают профсоюзы, действует программа, где расписаны планы по внедрению изменений в производство, сотрудники заблаговременно знают, каких перемен следует ожидать. Чаще всего мы стараемся переквалифицировать сотрудников, подготовить их к новой работе.


Оразхан Карсыбеков,
управляющий директор Kusto Group

У нас есть идеи относительно того, как автоматизация и искусственный интеллект могут повлиять на рабочий процесс и на характер работы сотрудников, но не могу сказать, что сегодня мы активно обсуждаем этот вопрос в коллективе.


Марк Луше,
генеральный директор «Leroy Merlin Казахстан»

Мы в некоторой степени используем обеспечение прозрачности политики в области социокультурного многообразия и инклюзивности. Я могу взять на работу человека с ограниченными возможностями, но не для того, чтобы продемонстрировать лояльность к трудоустройству людей с особыми потребностями, а потому, что этот человек разделяет ценности нашей компании и может выполнить возложенные на него обязанности.


Дмитрий Забелло,
председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан)

Мы работаем над обеспечением прозрачности в вопросе вклада сотрудников в реализацию общей бизнес-стратегии. Мы внедрили такой инструмент, как личный кабинет, в котором сотрудник может видеть информацию о своих достижениях и планах в режиме онлайн, вплоть до расчета премии.

Мы видим свою задачу в том, чтобы максимально донести до сотрудников положения системы ценностей нашей организации. Система ценностей – это модель более высокого уровня, ежедневная жизнь компании, то, что мы исповедуем. Важно, чтобы ее знали все. Если мы посмотрим на любые успешные корпорации, то увидим, что там действуют абсолютно понятные и простые системы ценностей.


Роман Володин,
председатель правления «Tele2 Казахстан»

У нас есть Code of Conduct, где четко прописано, что в компании не может быть притеснений на почве национальности, языка, вероисповедания, сексуальной ориентации. Но нельзя сказать, что мы говорим об этом каждый день. Раз в год все сотрудники обязаны пройти ознакомление с Code of Conduct и подписать его. Если мы выявляем негативные факты, то разбираем их и делаем все, чтобы они не повторялись. Здесь многое зависит от того, как ведет себя топ-менеджмент – руководство компании и группы. У нас есть сотрудники с ограниченными возможностями. Мы не ищем целенаправленно таких людей, чтобы трудоустроить, но, если человек подходит на определенную позицию, он остается работать в компании.

Что касается обеспечения прозрачности в вопросах влияния автоматизации и искусственного интеллекта, то идея того, что роботы могут заменить, например, сотрудников кол-центра, не нова.


Серик Толукпаев,
генеральный директор ТОО «Aitas Group», УКПФ

Сейчас мы работаем над переходом компании на систему, которая у разных авторов звучит по-разному. Например, у Логана – это переход на четвертый уровень культуры*, у других – переход на самотрансформирующийся разум. Суть заключается в том, чтобы перейти с понятия «я крутой» на «мы крутые». Один из элементов этого перехода – это как раз доверие членов команды друг другу.


Используемые стратегии для укрепления доверия со стороны клиентов

Рамиль Мухоряпов,
CEO Chocofamily Holding

В отношении благотворительной деятельности мы проводим несистемные кампании. Построили футбольное поле для детей, сотрудничаем с благотворительными фондами – помогаем детям, имеющим проблемы со здоровьем. Пока у нас нет политики отчисления определенного процента доходов на благотворительность, здесь нам есть куда развиваться. Также в некоторой степени вносим вклад в защиту окружающей среды и борьбу с климатическими изменениями – ежегодно участвуем в посадке деревьев. Недавно ввели систему раздельного сбора мусора в офисах.

Мы активно обеспечиваем прозрачность в отношении элементов бизнес-стратегии нашей организации. Открыто говорим и СМИ, и нашим потенциальным конкурентам о наших планах. Часто к нам обращаются компании, которые готовы совместно реализовать тот или иной проект.


Виктория Горобцова,
генеральный директор Kagazy Recycling

Мы вносим вклад в защиту окружающей среды самим родом своей деятельности, выступая как переработчики, ежегодно спасая сотни тысяч деревьев. В декабре прошлого года наше предприятие получило государственную награду по социальной ответственности бизнеса «Парыз» в номинации «За вклад в экологию». У нас действует программа From Recycling to Donation. Это совместная кампания с крупными предприятиями, которые сдают нам макулатуру. Деньги, которые мы платим за макулатуру, перечисляются детским домам – детям с особенностями развития.


Андрей Курилин,
председатель правления Ситибанк Казахстан

Наша миссия – способствовать экономическому росту и прогрессу там, где мы работаем. Мы наращиваем инвестиции в обеспечение кибербезопасности и сохранности данных. Постоянно думаем о кадровом резерве и хотим открывать горизонты для молодежи. Для этого мы выступаем в КИМЭПе, Назарбаев Университете и других образовательных организациях.


Марк Луше,
генеральный директор «Leroy Merlin Казахстан»

Мы начинаем активно работать в сфере охраны окружающей среды. В частности, у нас действует система утилизации батареек, переработки мусора, в ходе специальных акций сотрудники «Leroy Merlin Казахстан» высаживают деревья, чтобы внести свой вклад в улучшение экологической ситуации в тех городах и на тех рынках, где присутствует компания.
Мы активно сотрудничаем с вузами. Практика показывает, что развитие партнерства между компанией и учебными заведениями – один из самых действенных механизмов привлечения персонала.


Алексей Сидоров,
CEO Silkway Ventures

Мы с самого начала завели такую практику и сейчас еще больше работаем над тем, чтобы иметь более тесные связи с университетами. Многие программисты пришли студентами второго-третьего курса и по-прежнему работают у нас. Сейчас мы практикуем это еще больше, потому что новое поколение студентов – самая перспективная для нас аудитория. Самая большая доля сотрудников наших технических подразделений, отделов, где требуется креативность, новый образ мышления, – это представители молодого поколения. Сейчас мы запустили программу шестимесячной оплачиваемой стажировки Talent Hunt. Мы ищем лучших студентов технических вузов и приглашаем их пройти стажировку в нашей компании с возможностью дальнейшего трудоустройства. Таким образом создаем новый кадровый резерв.


Роман Володин,
председатель правления «Tele2 Казахстан»

Мы активно участвуем в благотворительной деятельности, являемся основными спонсорами фонда Reach for Change, который занимается развитием социального предпринимательства в стране.

Активно используем стратегию в области защиты окружающей среды. Ежегодно проводим акцию по сбору мусора в горах. Мы вряд ли можем бороться с климатическими изменениями, влиять на сокращение выбросов, способствовать переводу ТЭЦ на газ, но в тех направлениях, где можем влиять, работаем усиленно.


Ожидания по изменению численности персонала

Лишь 7% руководителей в прош­лом году планировали сокращение штата. В этом году 26% собираются сокращать персонал – в половине случаев по причине автоматизации и внедрения новых технологий.

Денис Ван ден Вейх,
председатель правления АО «КЦДС «Атакент»

Есть некая проблема в том, что квалифицированные люди, работающие на заводах, производстве, стареют и постепенно уходят.


Роман Володин,
председатель правления «Tele2 Казахстан»

Во многих зонах нашей деятельности мы ощущаем нехватку квалифицированных местных кадров. Мы стараемся набирать местных специалистов, но вопрос в том, сколько времени уходит на поиск и какова вариативность выбора.

На некоторых участках работы мы думаем над сокращением персонала за счет аутсорсинга. В некоторой степени это связано с автоматизацией, но по большей части с тем, что мы видим больше целесообразности в передаче ряда проектов на аутсорсинг.


Дмитрий Провкин,
генеральный директор Arena S (Sulpak)

Появляется ряд новых направлений в бизнесе, на ближайшие три года есть планы по реализации новых проектов, под которые мы привлекаем новых сотрудников. Планируем расширить ассортимент онлайн-магазина, для этого нужен человеческий ресурс. Также испытываем нехватку кадров в таких подразделениях, как маркетинг, логистика. В рознице количество сотрудников вырастет за счет открытия новых магазинов. Сегодня в компании порядка 4,5 тыс. сотрудников.


Рамиль Мухоряпов,
CEO Chocofamily Holding

В 2018 ожидается увеличение количества персонала, хотя этот факт не радует. В свое время мы радовались, что коллектив растет, но сейчас понимаем, что большое количество сотрудников – это сложности, координация процессов и расходы. Хотелось бы быть, как WhatsApp: 35 сотрудников и стоимость $20 млрд.


Александр Камалов,
председатель правления ДБ АО «Сбербанк» (Казахстан)

В настоящее время ввиду развития технологий растет спрос на разработчиков, IT-аналитиков, бизнес-аналитиков. Если мы говорим про построение Big Data, индивидуальное предложение – это новая уникальная специальность, которая появилась пять лет назад и очень востребована сегодня. Остаются востребованными менеджеры по работе с клиентами, занимающиеся организацией и разработкой продуктов. Мы проводим автоматизацию определенных процессов, она в свою очередь влияет на перераспределение ролей.


Арминас Мацевичус,
глава кластера «Азия – Кавказ Takeda Pharmaceutical Company Limited»

Нам нужно меньше людей в отделе продаж и в поддерживающих функциях, так как внедряются новые технологии. Бумаг должно становиться все меньше, потому что все быстрее внедряются системы, которые их заменят. Другие функции у нас достаточно автоматизированы.



Взаимодействие с государством

Приоритетные направления государственного развития и эффективность их реализации

Ранга Веларанте,
председатель правления «Санофи Казахстан»

Большую проблему представляет собой коррупция, что не является секретом. Я надеюсь, что она будет пресечена. США тратят примерно 17–18% ВВП на здравоохранение, члены ОЭСР – 8–12% ВВП, государства Средней Азии – 1–4%. Казахстан – 4%. Таким образом, имеется большой потенциал для роста здесь.


Рула Райм,
CEO The Froot Company

В США государство выделяет технологичным компаниям гранты и другие виды финансовой поддержки. В Казахстане на это не выделяется ничего, хотя невозможно создать инновационную экосистему, не инвестируя в нее. Также отсутствует особый налоговый режим для тех, кто зарабатывает на интеллектуальной собственности.


Станислав Рясков,
AltynEx Company

Государство вводит много программ для развития инфраструктуры, но зачастую кажется, что большинство из них не направлены на фактическую помощь. Процедуры слишком забюрократизированы, на бумаге все выглядит идеально, но на самом деле за время от начала до того момента, когда вы что-то получаете, эта инфраструктура становится неактуальной. Основным направлением должно быть развитие людей, поскольку когда-нибудь нефть и другие ресурсы закончатся.


Рахмет Хайруллаев,
генеральный директор ICS, KazPetroDrilling

Сейчас принимается новый кодекс о недрах, изменения привлекательны тем, что при разработке более сложных месторождений недропользователи смогут рассчитывать на привилегии. В этом вопросе нас немного беспокоит чрезмерное регулирование. Верховенство права во всех сферах деятельности государства – это то, что важно всегда и чего всегда не хватает в наших реалиях. Не менее важна борьба с коррупцией и взяточничеством. Инвестиционная привлекательность страны – важный фактор.


Оразхан Карсыбеков,
управляющий директор Kusto Group

Необходимы законодательство о частной собственности и радикальные изменения в судебной системе. Инвесторы будут активно приходить к нам только в случае, если в Казахстане будет создана современная прозрачная судебная система, гарантирующая исполнение законов, будет соблюдаться принцип неприкосновенности частной собственности. Мы работаем с правительством, вошли в состав рабочих групп, обсуждающих внесение поправок в законодательство о недропользовании. В частности, мы настаиваем на том, чтобы выплата так называемого подписного бонуса осуществлялась после проведения разведки, когда известны ее результаты.


Арминас Мацевичус,
глава кластера «Азия – Кавказ Takeda Pharmaceutical Company Limited»

В отношении выхода из сложившегося экономического кризиса государство действует эффективно, но только благодаря скачку цен на нефть. Я думаю, что налоговая система достаточно конкурентоспособна, потому что, в принципе, налоги небольшие. Вопрос только в том, на что эти налоги идут дальше.
Странно, что до сих пор нет мониторинга загрязнения Алматы. Это закон поведенческого уравнения, то есть, если ты видишь, что загрязняешь больше, чем другие, тогда начинаешь делать это меньше.


Александр Камалов,
председатель правления ДБ АО «Сбербанк» (Казахстан)

Во-первых, рост ВВП Казахстана составляет 4,3%, по сравнению с 1,1% в прошлом году. Что касается нашего банка, то розничный кредитный портфель увеличился в 2 раза, корпоративный – на 9%, доход – на 15%. Цифры говорят о том, что в стране можно вести успешный бизнес. Мы активно принимаем участие во всех начинаниях и инновациях, связанных с госпрограммами, в частности «Нурлы жер».


Айтуг Джан,
CEO ТОО «Рамстор Казахстан»

Мы обсуждаем поправки в закон о розничной торговле в рамках платформ, членами которых являемся – Atameken, Tukib, AmCham и Eurobak. Считаем, что государство прислушивается к бизнесу и учитывает его рекомендации.


* типология корпоративных культур, предложенная Дэйвом Логаном, описана в книге «Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры»

Фото: Андрей Лунин, Станислав Антонов, Дмитрий Кролевецкий, b. maindiaux, Елена Северина,
Вагиф Майлов, Сергей Батурин, Евгения Балагута и архивы пресс-служб

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить