Бирюзовый холдинг

Гендиректор Turkuaz Зеки Пилге о карьере, аэропортах и Конфуции


Группа компаний Turkuaz

1 млрд долларов
годовой оборот

40 тысяч
торговых точек

68 тыс. кв. м
складских помещений

Фото: Илья Назаренко

Крупные мировые компании оптимизируют свою структуру, избавляясь от непрофильных активов. Тренд дошел до Казахстана – например, «Самрук-Казына» объявила о программе, по которой часть «дочек» нацкомпании будут очищаться от балласта. Однако в Казахстане существуют многопрофильные холдинги, которые не спешат следовать за мировым трендом и, наоборот, открывают для себя все новые направления. Казахстанским примером может служить группа компаний Turkuaz. Сегодня Turkuaz – это ряд предприятий: торговля, производство сельхозтехники и продуктов питания, логистика, управление аэропортами, строительство, девелопмент и многое другое. Компания состоит из 26 региональных офисов со штатом более 5 тыс. человек. Помимо Казахстана Turkuaz присутствует в Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Вьетнаме.

Руководителя Turkuaz, его основателя турка Зеки Пилге знают большинство крупных казахстанских предпринимателей и всегда отмечают его поразительную работоспособность, его умение эффективно управлять огромным холдингом. «Турки прекрасно чувствуют себя на развивающихся рынках, к числу которых относится Казахстан. Если бы многопрофильность не приносила прибыли, то Turkuaz ушел бы от этого», – заметил владелец сети «Магнум» Александр Гарбер.

Зеки Пилге приехал в Казахстан в 1992 году с $10 тыс. в кармане, сейчас он возглавляет самый крупный в стране многопрофильный холдинг с оборотом около $1 млрд.

А началось все с Turkuaz International Trade Company, которая была создана в начале 1990-х годов в Стамбуле. Turkuaz в переводе с казахского – «бирюзовый», такого цвета казахстанский флаг, замечает Пилге. «После окончания медицинского университета в 1991 году я начал думать, как себя реализовать. В это время как раз произошел распад Советского Союза и некоторые страны Центральной Азии – бывшие республики СССР – получили независимость. В Турции у меня был друг, с которым мы решили в мае 1992 года поехать в Казахстан и организовать здесь свое дело. Через полгода после того, как Казахстан получил независимость, мы прибыли сюда. Мы поверили в Казахстан и оказались правы. Первые наши собственные вложения, небольшие деньги, были в торговую компанию. У нас не было тогда иностранных партнеров, сейчас есть, но только в промышленной сфере», – рассказывает Пилге.

Сначала они торговали продуктами питания, затем текстилем, мебелью, «белой» техникой. «Самые трудные времена были в 1992–1994 годы. Тогда была гиперинфляция, деньги очень быстро теряли цену, и, заработав, нужно было быстро решить, куда направить эти средства. Первые крупные деньги мы заработали в торговле», – вспоминает Пилге.

Пилге всегда знал, что станет бизнесменом и откроет собственное дело. Несмотря на то что по профессии он врач-терапевт, еще студентом он решил, что его бизнес не будет связан с медициной. «По образованию я доктор, и, приехав в Казахстан, я походил по больницам, так сказать, оценил инвестиционную привлекательность этой отрасли, но лишь утвердился в мысли, что медициной заниматься не буду, да и обслуживание в больницах бесплатное. Поэтому и тогда, и сейчас я не вижу себя на этом рынке», – говорит Пилге.

Турки прекрасно чувствуют себя на развивающихся рынках, к числу которых относится Казахстан

Хотя он и родился не в Казахстане, у него сложилось ощущение, что он всегда здесь жил. «Здесь моя работа, мои друзья, всё здесь, – рассказывает Зеки. – Я считаю, что Казахстан моя вторая родина. Вначале мы были очень маленькой компанией, но мечты у нас были большими. Нужно не бояться мечтать. Я 19 лет живу в этой стране и могу сказать, что за это время она показала очень серьезное развитие. Скоро Казахстан будет праздновать 20-летие, а мы отметим 19-летие».

Успех Зеки Пилге в Казахстане связывают еще и с тем, что он свободно говорит на казахском языке. «Мне всегда с ним было легко в бизнесе, так как не было языкового барьера, что очень важно. Кроме этого, Зеки бей всегда был честным партнером, даже в начале 1990-х годов, что было большой редкостью», – вспоминает известный казахстанский медиабизнесмен, работавший с Пилге в 1990-е годы.

В начале октября 2009 года на Зеки Пилге было совершено покушение в Стамбуле. Неизвестный расстрелял машину, в которой ехал Пилге со своим партнером по бизнесу. Пилге тогда был серьезно ранен, а его партнер Хайри Ерсой погиб на месте. Следствие связало покушение с профессиональной деятельностью Зеки Пилге, который после покушения передвигается на инвалидной коляске.

Империя Turkuaz

Структура холдинга диверсифицирована по направлениям, которые имеют свои управляющие компании. Группа дистрибуции и маркетинга включает в себя Cat – продукты питания, чистящие средства и средства личной гигиены, Turkuaz Automotive – автомобильные аккумуляторы и шины, моторные масла, Turkuaz Machinery – продажа строительной техники, Turkuaz Dis Ticaret – импортно-экспортные операции, Turkuaz Edible Oil – производство растительного масла, Henkel Bt JV – производство строительных смесей, Asia Tea – расфасовка чая. Группа подрядных работ и оформления земельных участков включает в себя непосредственно подрядную группу, управление аэропортами компании Turkuaz и группу разработки проектов и земельных участков.

Turkuaz Central Asia Trading является крупнейшей торговой компанией в Центральной Азии и эксклюзивно представляет на территории региона Nestle, Unilever, Colgate, Energizer&Schick, Philips Lighting, Baltimore, PepsiCo.

Фото: Андрей Лунин
Алматинский Финансовый центр знаком каждому горожанину

Областью специализации Turkuaz Machinery является поставка оборудования и сервисное обслуживание для горно- и нефтедобывающих, а также строительных предприятий Центральной Азии. Нынешней осенью эта компания подписала договор с международным производителем строительной техники New Holland о начале производства в Казахстане комбайнов. Всех планов Зеки Пилге пока не раскрывает, однако охотно размышляет на тему казахстанского сборочного производства.

По его мнению, нельзя недооценивать роль сборочного производства в Казахстане. Нужно с чего-то начинать. «Сектор спецтехники очень широкий, и строительные машины всегда будут пользоваться спросом. Казахстан сейчас импортирует всю спецтехнику, которая присутствует на рынке, и так будет происходить еще долго, но здесь можно провести интересную параллель с иностранным опытом. В 1970-е годы в Турции открылось первое производство по сборке итальянских автомобилей Fiat, тогда тоже было много критики со стороны общественности. Это была только сборка, но через 40 лет в Турции было построено еще семь иностранных фабрик. То есть у этих семи марок есть только две страны сборки – Турция и США, – проводит историческую параллель Пилге. – В настоящее время эти производства выпускают автомобилей на общую сумму $25 млрд, в том числе $7 млрд – это экспорт запчастей. В настоящее время 70% турецкого рынка покрывается именно этими производствами. То есть начали со сборки, попутно поднимая отечественный автопром. Поэтому нельзя говорить, что сборка автомобилей – это что-то мизерное».

Казахстан сейчас импортирует всю спецтехнику, которая присутствует на рынке, и так будет происходить еще долго

Стоит отметить, что New Holland является ведущим мировым брендом сельскохозяйственной техники с широкой линейкой продукции, в том числе тракторов, от малых специализированных моделей до очень мощных. У компании также есть много моделей жаток, пресс-подборщиков. И, по всей видимости, New Holland пришла в Казахстан надолго, и стоит ожидать еще много совместных проектов по выпуску сельхозтехники.

Стройка века

Визитной карточкой Turkuaz в области строительства является известный каждому казахстанцу, построенный вдоль проспекта Аль-фараби Алматинский финансовый центр. Кризис, конечно, внес коррективы в планы Turkuaz, но Зеки Пилге считает, что строительная отрасль крайне важна для экономики государства, и рассказывает о новых проектах. «В Казахстане растет население, которому необходимо больше жилья – дома стареют. На строительном секторе завязано более 200 попутных секторов в Казахстане, поэтому развивать его очень важно, – размышляет Пилге. – Как пример, сейчас мы строим в Астане Музей истории Казахстана, в Алматы – возводим шопинг-молл «Есентай». На эту площадку придут новые для Казахстана бренды – Louis vuitton, Saks 5-th Avenue и многие другие».

Помимо Алматинского финансового центра силами Turkuaz построены такие объекты, как «Максима Резиденс», жилой комплекс «Арман Вилл», ведется строительство «Алтын Есик».

Строительством в холдинге занимается компания Turkuaz Invest, которая с 2003 года возводит жилые комплексы, бизнес- и торговые центры. Кроме того, холдинг Turkuaz имеет подразделение, которое выпускает стройматериалы. Например, Izo Block LLP производит кирпич 27 различных видов, мощность предприятия – 40 млн штук в год.

Помимо этого, Turkuaz совместно с Henkel производит в Казахстане цемент, черепицу, системы термоизоляции, настилки, гидроизоляцию для строительных нужд. Все это производится на заводе в Кашчагае, мощность которого составляет 100 тыс. тонн продукции в год.

Строит Turkuaz не только дома и торговые центры – в зоне особого интереса компании строительство и управление международными аэропортами. В настоящее время у Turkuaz есть два реализованных проекта: в 2004 году в турецком городе Далмане был построен собственный международный терминал по модели «Строить – Управлять – Передавать». Его стоимость составляет около $150 млн. Этот аэропорт находится на третьем месте по пропускной способности среди всех турецких аэропортов. Примечательно, что он был полностью построен на казахстанские деньги компании Turkuaz, и это были крупнейшие частные казахстанские инвестиции в иностранные проекты.

В 2008 году началась работа над проектом аэропорта в Актау, в прошлом году работа практически завершилась, в этом году компания заканчивает реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Общий объем инвестиций Turkuaz в этот проект составил около $80 млн. «На открытие аэропорта в Актау прибыли главы четырех государств: Казахстана – Нурсултан Назарбаев, России – Дмитрий Медведев, Азербайджана – Ильхам Алиев, Туркмении – Гурбангулы Бердымухаммедов. Получилось так, что они прибыли незапланированно, как раз в это время у них было совещание по Каспию, – напоминает Пилге. – Самолеты прибывали через каждые 10–15 минут. Главы государств встретились на красной дорожке в аэропорту».

Кстати, в прошлом месяце в Актау совершил посадку самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрия». Стоит отметить, что этот самолет сможет сесть далеко не в каждом аэропорту мира.

Накопив серьезный опыт в строительстве и управлении аэропортами, Turkuaz присматривается к другим государствам мира. В настоящее время он ведет переговоры о концессио­нальном участии еще в нескольких проектах. К примеру, компания ведет строительство нового аэропорта Борисполь в городе Киеве на тех же основаниях. Об остальных проектах Зеки Пилге говорить не захотел, ссылаясь на то, что «еще рано».

Осенью 2003 года Turkuaz запустил в Казахстане завод по производству подсолнечного масла площадью 8,5 тыс. кв. м. Ежедневно на этом предприятии перерабатывается 240 тонн подсолнечника и выпускается около 100 тонн рафинированного масла. Мощность завода по переработке масла-сырца составляет около 75 тыс. тонн в год. Попутно Turkuaz развивает сырьевую базу, засевая подсолнечником пустующие земли в Актюбинской и Уральской областях.

В производственном центре Central Asia Tea Almaty Turkuaz выпускает 3 тыс. тонн пакетированного чая в год под брендом Rahmet. Сейчас доля компании на рынке в этом сегменте составляет 12%.

В непродовольственном секторе Turkuaz также показывает серьезные темпы роста. Подразделение Automotive является генеральным дистрибьютором Shell Lubricants в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и Монголии. В направлении продаж аккумуляторов Turkuaz Automotive занимается дистрибуцией торговых марок Mutlu и Hugel производства Турции. В сегменте продаж автомобильных шин помимо торговой марки Pirelli с начала нынешнего года Turkuaz Automotive официально стал эксклюзивным дилером шин GT Radial. Turkuaz Automotive является поставщиком лакокрасочной продукции торговой марки Marshall, принадлежащей мировому лидеру и компании номер один в данном секторе AkzoNobel.

Кадровый вопрос

Сейчас Turkuaz одна из самых больших компаний в Центральной Азии, но начинал Зеки Пилге, как и многие, с мелкооптовой торговли. Он вспоминает, что тогда он остро нуждался в деньгах для развития бизнеса, но со временем понял: оборотные средства важны, но не менее важны коллектив и грамотный подбор персонала. «Во время кризиса персонал торговой компании Turkuaz состоял из 900 человек, треть из них были турки. Сейчас в торговой компании работает 2800 человек, а иностранцев всего 20. Мы уделяем большое внимание воспитанию собственных кадров, в торговой компании есть специальное подразделение, которое занимается обучением персонала, – делится опытом Зеки Пилге. – Прирост управленческих кадров в Turkuaz идет медленно, но постоянно – примерно два хороших менеджера из одного подразделения в год, всего чуть более 40 человек из всех подразделений. Это те управленцы, которые в будущем будут занимать хорошие должности. Я требую от своих директоров филиалов, чтобы они давали местному персоналу возможность развиваться. Конфуций как-то сказал: “Если вы думаете о будущем за год – сажайте саженцы сейчас, если думаете за 10 лет вперед – посадите сразу дерево, если думаете о своей стране за 100 лет вперед – обучите человека”. Если мы думаем не только о своем будущем, но и о будущем страны, мы должны давать казахстанским работникам качественное образование. Самые ценные резервы в Казахстане – это люди. У меня есть такие сотрудники, которые работают со мной 18 лет из 19».

Однако рассчитывать только на внутренние резервы не приходится – Turkuaz финансирует Институт иностранных языков и деловой карьеры, где учатся около 3 тыс. человек. «Мы “привязываем” наших студентов к стипендиям, которые с каждым годом будем увеличивать. Сейчас не хватает квалифицированных управленцев, но я считаю, что вызов менеджеров из-за рубежа – это лишь временная мера, нужно воспитывать своих. Мы привозим специалистов из Индии, Америки, других стран, но верим в будущее казахстанских управленцев», – замечает Пилге.

Помощь связями

В 1995 году в Казахстане было создано общество бизнесменов Казахстана и Турции, известное под аббревиатурой КАТИАД. Зеки Пилге является председателем этой организации с 2004 года. За это время турецкие инвесторы привлекли в Казахстан около $3 млрд в несырьевой сектор. «Мы помогли многим бизнесменам по линии этой организации. Например, в Алматы есть фабрика по производству лекарственных средств “Нобель”. Мы оказываем поддержку еще одной компании, которая будет производить здесь лекарственные средства. Всего в Казахстане около 800 компаний с турецким капиталом, – делится Зеки Пилге. – Конечно, $3 млрд это мало по сравнению с вложениями других инвесторов, которые привлекли $150 млрд, но “фишка” в том, что это инвестиции не в нефтяную отрасль, а в производство продуктов питания, строительных материалов, лекарств, в сектор обслуживания».

Архив Turkuaz Machinery

Кроме того, по линии КАТИАД казахстанские студенты получили возможность бесплатно обучаться в турецких вузах и при этом еще получать стипендию. Абитуриенты, которые успешно прошли экзамен, получают право обучаться в лучших университетах Турции, при этом им предоставляется общежитие.

Общий объем инвестиций Turkuaz в аэропорт Актау — $80 млн

«Моя работа – это мое хобби, – говорит Зеки Пилге. – С моей философией бизнеса все так же предельно просто, главное – это честность и работоспособность. По моему мнению, нельзя добиться успеха, полностью не отдавая себя работе. Не работая, только курицы могут нести яйца. Я хочу, чтобы все, что я делаю, было превосходным. Весь персонал, который работает со мной, знает об этом. Если мы беремся за какую-то работу, она должна быть выполнена превосходно “от и до”».

Единственное, на что у Зеки хватает времени, – это путешествия, однако и здесь чувствуется его прагматизм: он путешествует только по делам. «Я люблю бывать в странах северной Европы: Норвегия, Дания, Швеция. Что тянет туда? Там как-то все по порядку, есть демократия, очень культурные люди. Там решены социальные проблемы», – поделился Пилге. Путешествует Зеки только в те места, где у него есть дела. «Путешествия для меня – это возможность познакомиться с новыми людьми, которые будут полезны для бизнеса. Я побывал во многих странах мира. Есть те места, куда я хочу попасть, где я еще не был, например в Латинской Америке. Недавно общался с послом Бразилии и сказал ему о своем желании побывать в его стране. Франция мне нравится, но я не люблю французов».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
20609 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
27 июня родились
Анатолий Побияхо
основатель и основной акционер Line Group
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить