Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 4

В заключительной части интервью Алишер Еликбаев рассказывает корреспонденту forbes.kz о профессии PR-менеджера и перспективах развития торгово-развлекательных комплексов в Казахстане

Окончание. Начало читайте здесь: часть 1, часть 2, часть 3.

 

Хорошие пиарщики – штучный товар

F: Алишер, почему вы ушли из журналистики в PR?
- Надо признать, мне казалось, что я был весьма посредственным журналистом. К тому же я понимал, что в журналистике не смогу много зарабатывать. После семи лет работы с 1997 года по 2004 год моя зарплата выросла с 50 до 500 долларов, и большая мне не светила по объективным причинам: мне было 23 года, нужно было ещё годик-полтора поработать, чтобы «перейти на следующий уровень». В это время на одном из мероприятий я познакомился с человеком, который мне предложил уйти к нему в компанию руководителем PR-сектора. Там я стал зарабатывать полторы тысячи долларов. И это был невероятный скачок.
F: Специальное образование у вас в этой области было?
- Я бакалавр журналистики и магистр в области связи с общественностью. Магистратуру я оканчивал в КИМЭПе. Наш факультет, скажем так, был экспериментальным, поэтому я не успел получить там огромного количества знаний по PR. Всё пришлось изучать в поле.
F: Вы считаете себя успешным PR-менеджером?
- Я считаю себя неплохим PR-менеджером. Если говорить об успешности, то нужно возвращаться к четырём с половиной тысячам тенге, которые лежат у меня в кошельке (см. «Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 2»). Оцениваю себя по проектам, которые веду. Самый главный - это, конечно же, это сеть торгово-развлекательных центров MEGA, которой я посвятил семь лет своей жизни. За все годы своего существования (первый торгово-развлекательный центр сети MEGA был открыт в Алматы в 2006 году - F) MEGA смогла остаться самой крупной и самой популярной сетью торгово-развлекательных центров в Казахстане с самой лояльной аудиторией. Думаю, в этом есть и моя небольшая заслуга.
Кроме этого, я уже второй год отвечаю за организацию казахстанского этапа конкурса Done In 60 Seconds в рамках престижного британского кинофестиваля Jameson Empire Awards. В прошлом году Казахстан выиграл этот конкурс среди десятков стран. В этом году мы снова попали в пятерку, но две награлы подряд нам присуждать не стали, но нашу страну на нем любят и уважают, потому что мы представляем на суд жюри очень качественные работы.

F: Какие свои проекты вы считаете успешными?

- Своим успешным проектом я бы мог назвать маркетинговое и PR-продвижение открытия первого магазина ZARA в Казахстане. До прихода в нашу страну ZARA рынок Казахстана был неинтересен многим мировым брендам. На тот момент у нас были только Benetton, Mango, MEXX и ряд малоизвестных брендов. Но мы понимали, если ZARA появится в Казахстане, для крупных игроков это будет сигнал: «Они зашли, значит, пора и нам». Поэтому я и моя команда ответственно к этому подошли. Была проделала огромная работа. Мы организовали кампанию с почти нулевыми затратами: ZARA хотела, чтобы о ее приходе знали все, но принципиально не хотела тратиться на пиар. И мне как человеку, который отвечал за размещение статьей в СМИ, интервью, шумиху в интернете, пришлось постараться. Зато в день открытия мы побили мировой рекорд - продали больше, чем продавали другие магазины ZARA по всему миру в «дни своего рождения».

Voxpopuli.kz (см. «Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 3») я тоже считаю удачным PR-проектом. Ведь в Казнете есть множество действительно интересных ресурсов. Заходишь ты на такой сайт и думаешь: «Почему народ-то о нём не знает?!» Да просто потому, что создатели сайта нажимают на техническую сторону, но не уделают должного внимания PR. А ведь это очень важная составляющая любого проекта, который рассчитывает на коммерческий успех.

F: Можно ли сказать, что PR в Казахстане ещё не развит должным образом?

- За весь PR отвечать не могу, потому что не считаю себя себя в праве отвечать за весь рынок, мне для этого не хватает опыта. Проблема у казахстанского PR-рынка в другом. Вот вы много знаете хороших сантехников? А хороших дантистов? Наверняка одного-двух - и всё. Специалистов в любой области можно пересчитать по пальцам, и PR не исключение. Хороший пиарщик - штучный товар.

Сейчас невозможно просто уйти из журналистики в PR (бывшие журналисты, кстати, хорошо чувствуют себя на позициях пресс-секретарей), потому что пиарщик должен уже не просто общаться с журналистами, он должен взаимодействовать с государственными и правоохранительными органами, с посетителями и сотрудниками самой компании. Ведь бывает, что сотрудник компании портит отношения с клиентом просто потому, что от не удовлетворен работой внутри компании, он не испытывает гордость за свое место работы. PR-менеджер и такие проблемы должен решать. В MEGA такие задачи были интересные с точки зрения кризисных коммуникаций или с точки зрения общественного резонанса! Жаль, что не обо всём можно рассказывать. Но я всё храню в своей памяти и, может быть, когда-нибудь напишу об этом книгу.

F: О каких-то несекретных кризисных моментах можете рассказать?

- Трудно на чём-то остановиться, столько всего происходило, начиная от борьбы с мошенниками и заканчивая устранением ЧП. В 2008 году в разгар кризиса, мы так же, как и множество других компаний, столкнулись с сокращениями. Была первая волна, все ждали новых увольнений. Атмосфера в коллективе была нервозной. Мы решили немного отвлечь сотрудников о мыслей от грустных мыслей. Совместно с двумя коллегами мы начали организовывать различные мероприятия для сотрудников. Учились кататься на коньках, ходили в кино, прошли курс бальных танцев, водили детей на завод мороженого, мастерили открытки своими руками. Учитывая, что компания экономила деньги, а у сотрудников их просто не было, мы везде договаривались бесплатно. До сих пор люди с благодарностью вспоминают те активности.

Или суперслучай, который мне очень нравится. Ребёнок потерял мишку на территории MEGA и ревел. Мама не знала, что делать, и позвонила ко мне с просьбой о помощи. Мы через все камеры искали игрушку, смогли найти и вернуть малышу. Для ребёнка это было настоящее счастье. У меня тогда не хватило ума сфотографировать ребёнка, маму и рисунок, который они нам нарисовали.

F: В каком направлении развивается сейчас PR в Казахстане?

- В правильном направлении. PR-менеджеры отходят от платных публикаций, сами генерируют информационные поводы. Если даже материал в СМИ размещается за деньги, то его пытаются подать так, чтобы он был интересен читателю, зрителю.

Долгое время на PR-рынке мы наблюдали за одними и теми же людьми - Асель Карауловой, Светланой Крутских, Ларисой Пак, Ларисой Коковинец. Но сейчас стала появляться молодая поросль, за которой очень интересно наблюдать.

Как сделать правильный корпоративный журнал

F: Вы издаете корпоративный журнал MEGAzine на бумаге. Но зачем, если весь мир уходит в онлайн?

- Мы его начали издавать семь лет назад, когда интернет не был развит так, как сейчас. И сейчас журнал в основном берут наши посетители, которые ещё не представлены в интернете. Они смотрят MEGAzine и понимают, какие мероприятия они пропустили: вот в MEGA приезжал Филипп Киркоров, вот давал автограф-сессию Евгений Гришковец.

F: А как можно узнать, что у вас намечается какое-то мероприятие?

- Анонсы мы даём на сайте MEGA. Он лидер в своей категории - там всегда модно следить за новостями наших центров. На сайте мы выставляем материалы из журнала, но далеко не все. Так что в MEGAzine можно найти много интересного. Если б журнал не был привлекательным для читателя, мы бы не смогли издавать его тиражом 25 тысяч экземпляров. К слову, ни один глянцевый журнал в Казахстане не может похвастаться таким тиражом.

F: Как вы смогли сделать MEGAzine читабельным? Обычно корпоративные издания в руки брать страшно.

- А как обычно подходят к корпоративному изданию? Вот - фотография генерального директора. Вот - фотография начальника службы безопасности. Вот какая-то внутренняя тусовка или, еще хуже, заседание за круглым столом. Мы сразу от этого отказались. Стали издавать весёлый, интересный журнал. На территорию MEGA начали затаскивать звёзд - договариваемся с агентствами, чтобы они завели, допустим, Тимати к нам, чтобы он погулял по нашему центру, дал нам интервью. А потом печатаем это интервью в MEGAzine. Этот подход оправдал себя, не даром же в 2007 году мы стали лучшим корпоративным изданием в Казахстане, а в 2009 году - в СНГ.

ТРЦ становятся местом культурного развития

F: Зачем в Алматы строят продолжение MEGA Alma-Ata и MEGA Park на Сейфуллина?

- Если вы бываете по выходным в MEGA, то знаете, что людям здесь уже тесно, что парковка всегда забита, а рядом с ТРЦ невероятные пробки. А если вы заходите в департамент аренды и говорите: «Я хочу снять у вас бутик», вам отвечают: «ОК, вы будете 305-м в очереди". Вы говорите: «Да я же состарюсь раньше, чем дойдёт моя череда!» И какой у MEGA есть выход из этой ситуации? Строить новые объекты!

F: Но в Алматы уйма торгово-развлекательных центров. Чем вы лучше?

- Можно сравнивать один ТРЦ с другим или одну сеть ТРЦ с другой. Но MEGA - единственная сеть торгово-развлекательных центров в Казахстане, мы представлены в нескольких городах республики. А когда заходит международный бренд, ему очень важно бутик открыть не в одном городе, а в нескольких. И такую возможность предоставляем только мы.

Если сравнивать другие моменты, то в торгово-развлекательных центрах всегда можно заметить проколы в менеджменте: то плохо подобрали арендаторов, то парковку не так организовали, то охрану не так обучили. А нужно сделать так, чтобы абсолютно все службы функционировали исправно. Мне кажется, MEGA - пока единственный ТРЦ, где справляются с такими задачами. Мы готовы добросовестно конкурировать с любым торгово-развлекательным центром, который есть в Алма-Ате и в Казахстане.

F: Как этот бизнес дальше будет развиваться? Что нового смогут дать своим посетителям такие центры?

- Сейчас ТРЦ становятся не просто местом для времяпрепровождения, для получения удовольствия от еды, шопинга и развлечений. Они становятся местом культурного развития людей. Во второй очерели MEGA Alma-Ara будет большое внимание уделено культурным объектам. Для новой MEGA мы купили на аукционе Christie's в Лондоне за о-о-очень большие деньги панно французского скульптора Фернана Леже, наш отечественный скульптор Эдуард Казарян специально для нас готовит интересные вещи, ведутся другие переговоры с художниками. То есть вскоре не обязательно нужно будет ходить в музеи, чтобы познакомиться с мировой классикой, всё это будет представлено в ТРЦ. В принципе, мы бы могли всю территорию центра порезать на мелкие киоски и торговать контрафактом, это приносит больше прибыли. Но мы хотим создавать нечто другое, качественно новое, и мы это делаем.

Не надо скрывать свои доходы

F: Почему вы не стесняетесь говорить о своей зарплате (однажды Еликбаев написал в Facebook, что каждый месяц мог бы на свои доходы покупать иномарку, но не из салона. - F)? Кстати, какая она у вас?

- Если складывать, то около 1 млн тенге в месяц. Я не считаю это моветоном. Потому что мы видим министров, которые ездят на машинах за 200 тыс. долларов. Прокуроров, которые не так много зарабатывают, но при этом шикарно живут. Самыми богатыми людьми в нашей стране являются государственные чиновники. Всё поставлено с ног на голову. И общество нормально к этому относится, хотя к таким вещам должен быть нулевая терпимость.

Такие вещи надо искоренять. Но там (во власти - F) нет людей, которые на самом деле хотели бы это всё переделать. Нужны люди, которые не боятся этого делать, и они должны быть последовательны в своих словах и делах.

Поэтому, публикуя размер своих доходов, я говорю: «Ребята, открывайтесь. Будут верить честным пацанам, будут верить честным ресурсам». Почему я в каждом интервью говорю, что мы (проект voxpopuli.kz - F) «белые», чтобы не предлагали мне откатов и не вмешивали меня в разные схемы? Я готовлю рынок к тому, чтобы он стал более цивилизованным. И чем больше будет людей, которые будут раскрывать свои доходы, тем быстрее мы к этому придём.

Блиц-опрос

F:  Есть ли у вас бизнес-план на жизнь или ближайшее время?

- Нет, я раздолбай.

F:  Ваша формула успеха?

- У меня нет формулы успеха.

F:  На сайте forbes.kz опубликован опрос: «Для вас успех – это: деньги, признание, самореализация, популярность, власть?» Расставьте свои приоритеты.

- Деньги, самореализация, власть, признание, популярность.

Ссылки по теме:

«Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 1», 27 апреля 2013.

«Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 2», 28 апреля 2013,

«Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 3», 29 апреля 2013.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
15714 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить