Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 3

Forbes.kz продолжает разговор с Алишером Еликбаевым. Сегодня он рассказывает о своем любимом детище - сайте voxpopuli.kz. Еликбаев - руководитель этого проекта, с его приходом казахстанская версия журнала Vox Populi перестала выходить в бумажном виде

Алишер Еликбаев.

Продолжение. Начало читайте здесь и здесь.

Кому нужна «Фотосессия страны»?

F: Алишер, не было ли у вас страха, когда отказывались от бумажной версии журнала? Ведь СМИ, которые имеют интернет-версию, но выросли из бумаги, даже и не думают от нее отказываться.

- Страха не было, потому что это было моё первое решение, когда я пришёл в издание. Я могу заниматься только теми вещами, которые мне интересны: это принципиальный вопрос. Мне предлагали возглавить журнал Vox Populi трижды за те три года, что он существовал у нас на рынке. Но я отказывался. Потом сказали, что хотят развивать интернет-версию. Тогда решил: «А вот этим я и займусь».

F: Чем вам бумага не нравится?

- Я ушёл от бумаги достаточно давно. Это не моё. Неинтересно. Уже на тот момент (voxpopuli.kz впервые вышел в Сеть осенью 2010 года. - F) было понятно, что бумажная версия - нечто архаичное. До сих пор не понимаю, зачем переводить столько бумаги на никчёмные газеты и неинтересные журналы. Хотя бумажная версия нашего журнала была очень крутая. За ней стояли очень талантливые ребята. Но содержать их всех было очень и очень дорого.

F: Кто и как придумал концепцию сайта - «Фотосессия страны»?

- Идея принадлежит мне, а появилась она вот как. Для презентаций мне часто приходилось искать в Сети фотографии на тему «Казахстан». И Google по моему запросу выдавал стандартный набор - Байтерек, Ак Орда, ещё пара зданий в Астане. Но Казахстан-то невероятно разнообразный, у нас красивая природа, интересные люди. И я хотел рассказать об этих людях, о том Казахстане, который не входит в стандартный «суповой набор».

Люди, которым за 30, привыкли искать информацию в книгах, журналах, газетах. А те, кто младше, находят ее только в интернете. И представьте - они в Сети не видят ничего о собственной стране. Они знают всё о канадском мальчике Джастине Бибере, который очень рано начал и стал суперпопулярным, они знают каждую пародию на клип корейца Psy. Но они не знают, что в нашей стране добывается золото и соль. Не знают, как пострадало Аральское море. Не знают, кто делал и делает историю страны. У нас был проект «20 лет Независимости». Каждый год независимости мы рассматривали через призму того, что происходило в стране. Для многих людей стало откровением, почему преследуется Рахат Алиев, кто такой Мухтар Аблязов. Voxpopuli.kz был создан для того, чтобы понятным, не заумным языком рассказывать о Казахстане аудитории «15+», то есть тем, кто взрослеет без газет и книг, - чтобы у них были какие-то ориентиры.

«Приехали к Назарбаевой и быстро решили проблему»

F: Кто придумывает темы для фоторепортажей?

- Мы придумываем, коллектив voxpopuli.kz. В понедельник утром решаем, что будем снимать на этой неделе - и фотографы разлетаются по миру или по Казахстану.

F: Так у вас нет фотокоров в регионах?

- Проблема в том, что региональные журналисты (исключение - Караганда и Актюбинск) несколько зашорены, им не кажутся интересными те места, где они живут. А с точки зрения Алматы и всего Казахстана это может быть очень интересно для фотосессий. Помните наводнение в Уральске? Мы сначала получили фотоматериал от местных корреспондентов, и я был не очень им доволен: они обошлись сухими данными. Я посадил фотографа на самолёт, сказал: «Лети!» - и получил оттуда то, что нужно. Срабатывает механизм, который принято называть «свежий глаз». Фотограф из Алматы смотрит на новый для себя город или страну совершенно другим взглядом. Поэтому для меня очень важно, чтобы мои фотокоры летали на репортажи.

Есть и ещё одна проблема с региональными фотографами. Быть оппозиционером в Алматы не страшно, а в регионе - очень страшно. Выступать против власти на региональном уровне, где тебя никто не защитит, гораздо сложнее. То же самое и с фотографами. Местные не могут поднимать какие-то темы, а приехавшие из Алматы - могут.

F: Но в понедельник невозможно предусмотреть, что будет в среду или пятницу: вдруг какой-то важный информационный повод появится?

- Мы не информационный ресурс, это не наша территория. Мы очень редко берём общеизвестные информационные поводы, чаще новостные ленты берут  эксклюзивную информацию у нас. Поэтому с voxpopuli очень часто воруют контент.

F: Судиться не пробовали?

- А как?! Вот у нас партнёр в России - Lenta.ru. Мы спрашиваем у них, могут ли они выступать нашим юридическим защитником на территории России. Они говорят: «Мы себя защитить не можем от воровства контента. Как мы вас защитим?»

В Казахстане дело до суда тоже не доходило. Но по другой причине. Я знаю практически всех на рынке. Как-то одна республиканская газета украла у нас фотографию. Я позвонил владельцу и сказал: «Ребята, зачем вы так делаете? Вы же большие, а мы небольшие. Вы могли бы просто попросить у нас эту фотографию». Они принесли свои извинения и спросили: «Что мы можем сделать?» Я попросил полосу в газете про наш проект.

Или вот такой случай. Один журнал нас перепечатал без ссылки. Я, естественно, позвонил, стал спрашивать, почему они воруют наши материалы. Мне в ответ: «У нас учредители Назарбаевы, вот идите с ними и разбирайтесь».  Назарбаевых не так много, поэтому я быстро выяснил, что учредитель журнала - Светлана Назарбаева, директор типографии «Дауир», а в прошлом директор моей школы. Её телефон есть у меня в сотке. Я ей позвонил, спросил: «Как так получилось?». Она говорит: «Приезжай, разберемся». Мы приехали и решили эту проблему очень быстро.

Как в Казнете создают монополию

F: Из сетевых медиа сейчас выживают те, кто быстрее всех даёт информацию и как можно в больших количествах, чтобы накормить привередливого пользователя. Как вы умудряетесь процветать, обновляя сайт лишь раз в день?

- В прошлом году рекламный рынок Казнета оценили в $10 млн. Думаю, цифра эта гораздо больше, потому что voxpopuli.kz в 2012 за счёт рекламы (а у нас нет других доходов) заработал $500 тыс. Это не чистая прибыль, а оборот рекламных денег. Реклама Vox практически самая дорогая в Казнете - просто потому, что мы создаём свой контент, за него отвечаем, платим налоги с каждого заработанного тенге, не выдаём зарплату в конвертах, у нас все официально трудоустроены. Очень дорого быть «белым» интернет-проектом, который не занимается покупкой трафика и его перегоном, не является сайтом объявлений, порноресурсом или онлайн-кинотеатром, который ворует контент. Поэтому мы изначально поставили очень высокую цену на рекламу, но из-за хорошей репутации клиенты хотят с нами работать. Например, национальные компании, включая «дочек» «Самрук-Казыны», и крупные коммерческие организации.

F: Но аудитория не требует: «Давай десять фоторепортажей в день, а не один!»?

- Да, наши посетители хотят этого. Но я притормаживаю, потому что для этого нужно увеличивать штат - брать ещё фотографов, редакторов, переводчиков. На это сейчас нет денег. Но я хочу развиваться, я вижу, как растёт рекламный рынок Казнета. Однако вижу и то, как нас от него хотят отрезать. Сейчас появляются крупные игроки, которые хотят монопольно размещать всю рекламу в интернете, но мы пытаемся этому сопротивляться.

F: Как такую монополию можно создать?

- Да очень просто! Вот приходят к тебе и говорят: «Зачем ты думаешь о своей рекламе? Зачем ты мучаешься проблемами выживания? Давай мы будем платить тебе усреднённую цифру, ты будешь выставлять наши рекламные баннеры и думать лишь о своём контенте». Один согласился, второй согласился, а остальных уже просто поломали.

F: Разве не заманчивое предложение? Головных болей нет - реклама есть.

- Я не люблю петь в хоре, не люблю, когда выкручивают руки, и не люблю средние тарифы. Считаю, что мы должны зарабатывать по максимуму.

F: Как удалось достичь баланса между небольшим бизнесом и успешным?

- Один месяц нормально не поработаешь - и уже он не такой успешный. Прошлый год закончили с прибылью, но сейчас уже третий месяц сидим в убытках. Мы, во-первых, стали плательщиками НДС, это сильно ударило по карману. Во-вторых, увеличили коллектив на двух человек. В-третьих, завели новую страничку и больше платим разработчикам сайта. В-четвёртых, есть некая сезонность: ещё утверждаются бюджеты, а на рекламу не выделили денег. Падение по рекламному рынку всегда происходит как раз в это время.

Впрочем, я отношусь к voxpopuli.kz скорее не как к бизнесу, а как к любимому детищу, с которым мне нравится возиться. Деньги в данном случае мне нужны для того, чтобы фотографы могли получать достойную зарплату, мы могли оплатить коммунальные услуги, покрыть кредит, отдохнуть со своими детьми и купить для редакции новую аппаратуру.

«Ты раздражаешь уже тем, что делаешь что-то заметное»

F: Как вы продвигаете voxpopuli.kz на рынке?

- Деньги за это не платим. Даю интервью, на лекциях сообщаю, что есть такой ресурс, наши фотографы рассказывают о проекте, когда прилетают в тот или другой город Казахстана. У нас невероятно лояльная аудитория, она нас любит, предлагает нам темы. Наши посетители - это друзья, они общаются между собой. У нас во всех концах света есть поклонники и помощники. Я могу приехать в любую страну и остановиться у читателя voxpopuli.kz на ночлег. И такое уже не раз было. Такая аудитория дорогого стоит.

Мои фолловеры в Twitter и друзья на Facebook принесли мне много денег. Например, вышел у нас материал о сокращении декретных выплат, звонит Жомарт Ертаев и говорит: «Алишер, эта проблема была далеко от меня, но я прочитал ваш материал и именно после него она меня сильно задела. Можно я дам денег, чтобы поддержать ресурс?» Я сказал: «Жомарт, спасибо большое, мы с удовольствием возьмём эти деньги».

F: Но вас и критикуют нещадно. Как к этому относитесь?

- Спокойно отношусь. Представьте, какое количество грязи на меня вылили за последние три года. Пишут много гадостных вещей - в личку, в комментариях. Открыто выступают против только пять-шесть человек, которых я знаю, а в основном стараются анонимы. Если бы переживал по этому поводу, то давно бы уже скончался. Во мне большая доля пофигизма, я достаточно устойчив к троллингу, что позволяет не принимать все это близко к сердцу. Проблема в том, что тебе не обязательно быть му.аком, чтобы тебя ненавидели. Некоторых ты раздражаешь уже одним фактом, что делаешь что-то заметное и яркое.

Окончание следует. В последней части интервью Алишер Еликбаев расскажет, что в скором времени будут предлагать посетителям торгово-развлекательные центры.

Ссылки по теме:

«Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 1», 27 апреля,

«Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 2», 28 апреля.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12334 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить