Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 2

16878

Forbes.kz продолжает разговор с Алишером Еликбаевым. Сегодня речь пойдет о том, как правильно вести себя в Сети и как с помощью интернета зарабатывать деньги

Алишер Еликбаев.

Продолжение. Начало см. здесь.

«Масимов - душка невероятный»

F: В конкурсе «Народный любимец-2012» вы завоевали звание «Лидер блогосферы». Расскажите, каково это - быть первым среди блогеров?

- Прикол вот в чём. Во время вручения премии устроили распродажу шаржей на лауреатов. Мой шарж ушёл то ли за тысячу, то ли за пять тысяч тенге. Это реальная стоимость всех этих наград конкретно в моей номинации. То есть нет «единиц измерения», которые бы объективно показывали: этот - лидер блогосферы и крутой чувак, а этот - нет.

F: Разве количество френдов и фолловеров - не показатель крутости?

- Знаю огромное количество людей, у которых намного больше, чем у меня,  френдов и фолловеров. Вопрос в том, почему все обращаются за комментариями ко мне, а не к ним? Но я не чувствую себя лидером блогосферы.

F: Вам это не нужно?

- А мне зачем? Кто-то делает это вполне намеренно, чтобы монетизировать своё пребывание в блогосфере, чтобы ему платили деньги за посты любого характера - о путешествиях по посёлкам, месторождениям, новым дорогам и так далее. Я не беру деньги за посты. Это принципиальная позиция. Все об этом знают. Если хочу куда-то слетать, то лечу по приглашению, но мне за это не платят. Сейчас, к примеру, очень много предложений от компаний по поездкам за границу - в самые разные точки мира, и я нашел выход. Хотите, чтобы полетел именно я - поддержите рекламой сайт Vox Populi (Алишер Еликбаев является руководителем проекта voxpopuli.kz - F), чтобы мы могли делать больше социальных репортажей.

F: Объясните, как вы всё-таки смогли стать таким популярным в сети?

- Я не понимаю, что значит «таким популярным». Объясните.

F: Это когда говорят с придыханием: «Алишер - такой известный блогер!»

- Таня, самый известный должен быть ещё и богатым. Вот (достаёт наличку из кошелька), четыре с половиной тысячи тенге, все карточки пустые, ни на одной нет денег. Это всё, что есть у «самого популярного блогера» Казахстана на данный момент. И это аванс, который я несколько дней назад попросил на работе (сеть торгово-развлекательных центров MEGA - F). Я летал в Нью-Йорк с Samsung, потому что меня выбрали как «популярного» блогера, и потратил там все свои деньги. Поэтому популярность для меня все-таки измеряется в деньгах. А раз у меня их нет, то какой же я популярный? Свою роль давно осознал - эдакий «калиф на час»: сегодня я интересен какому-то количеству людей, а завтра меня с удовольствием забудут.

F: Но некоторые жаждут стать калифом хоть на час. Как это сделать?

- Я веду интересный образ жизни и пишу о том, чем занимаюсь. Работаю PR-менеджером в сети ТРЦ MEGA, ко мне стекается невероятное количество инсайдерской информации, интересной для аудитории Facebook и Twitter. «Вау, на казахстанский рынок заходит Burger King», - узнаю я и делюсь новостью в сети. Для аудитории «Моего мира» это неинтересно, а вот для пользователей Facebook и Twitter - очень важная штука, потому что они скорее всего были за границей, им нравится этот бренд, и если он заходит в Казахстан, то эта новость будет читаться и обсуждаться.

Кроме того, мне приходит невероятно количество приглашений на всевозможные мероприятия. Но проблема в том, что я домосед и почти никуда не хожу. Что мне делать с этими билетами? Я их разыгрываю в Twitter. Это привлекает огромное количество людей.

Говорят, я ещё и остроумный, могу хорошо пошутить. Одна такая шутка обернулась для меня знакомством с Масимовым (Карим Масимов, экс-премьер, ныне руководитель администрации президента - F). Как-то я написал в Twitter: «Давайте работу e-gov оценивать по е-баллам. Премьер там тот же? Кто даст ему по е-баллу?». И через пару дней мы познакомились с Каримом Кажимкановичем Масимовым.

F: И кто кому дал по тому самому баллу?

- Никто никому. Всё было мирно и вежливо. Карим Кажимканович умеет очаровывать.

F: Душка?

- Душка невероятный.

«Я не виноват, что меня много»

F: В каких социальных сетях у вас есть аккаунты?

- В Facebook, Twitter, Instagram и «ВКонтакте». У каждой соцсети своя аудитория, они пересекаются только процентов на 30-40%. Часто бывает, что слышу песню и переделываю ее сразу же в голове или придумываю шутку - всё это сразу выкладываю в Twitter. У меня иногда бывают литературные вечера, я сижу, набираю на iPad свои «литературные произведения», и это не влезает в 140 знаков (максимальный размер сообщения в Twitter. -  F), поэтому выкладываю на Facebook. Или появляется у меня инсайдерская информация о том, что уважаемый агашка купил в подарок своей любовнице торгово-развлекательный центр. Такую информацию выкладываю в Twitter. Люблю фотографировать, а это прямой путь в Instagram. «ВКонтакте» сижу просто по привычке. Меня много. Есть невероятное количество людей, которые меня отключают, но я их всё равно достаю, потому что меня часто ретвитят, «расшаривают» - и я попадаю к тем, кто меня отключил. Завистливых это особенно раздражает. Но я ж не виноват, что люди меня цитируют.

F: Вы так называемый «пятитысячник» - у вас в Facebook 5 тыс. друзей. Насколько я поняла, вы специально ничего не делаете, чтобы удерживать своих френдов. Но если кому-то надо удержать, как это правильно сделать?

- А вот на этом я зарабатываю. Я бываю в Астане и учу высокопоставленных чиновников, как пользоваться социальными сетями. Сначала выслушиваю, для чего им нужно быть в соцсетях. Иногда это просто дань моде: открыть аккаунты во всех социальных сетях, а потом не понимать, что с ними делать, они и висят мёртвым грузом. Одному сказал, что ему вообще не нужно высовываться в соцсетях. Если же человеку действительно нужно, то я с ним целенаправленно работаю, а это уже не одна лекция.

«Главное - не продаваться дёшево»

F: Если кто-то хочет продвигать бренды через соцсети, то каких ошибок нужно избегать?

- Главное - не продаваться дёшево. Ведь если вы будете нормально писать, то популярность почувствуете очень быстро, и тут нельзя продаваться за палку шашлыка. Если вы мужчина старше 25 лет и задались целью, то очень быстро сможете завоевать популярность аудитории. А с аудиторией надо просто разговаривать. У нас же многие ведут «моноаккаунты»: сообщают только о своих новостях, но никогда не комментируют чужие, им неинтересно, как люди реагируют на него. Должен быть диалог. Я всегда хожу на странички других людей, смотрю фотографии, читаю статусы, комментирую.

Кроме того, людям должно быть интересно то, чем вы занимаетесь. Не читаю блоги политиков, звёзд и прочих раскрученных личностей, потому что мне они не сильно интересны. Я читаю сантехника, который интересно пишет в российском ЖЖ. Читаю лётчика, читаю девушку, которая представляется проституткой (хотя не знаю, правду  говорит в этом случае или нет): она рассказывает о жизни своих клиентов. Читаю помощника кинорежиссёра, банкиров, дизайнеров, журналистов. То есть меня привлекает, когда человек интересно рассказывает о своей профессии. Я могу достаточно интересно рассказывать о ритейле, то есть о рынке торгово-развлекательных центров. Считаю, что являюсь в этом вопросе специалистом, поскольку знаю, как привести бренд в Казахстана, как его раскрутить, как избежать ошибок, которые чаще всего в этих ситуациях совершают другие.

F: Ещё какие правила поведения в соцсетях можно выделить? Например, как вы относитесь к несанкционированному включению в группы?

- Отвратительно отношусь. Казнить таких, удалять из друзей. Я удаляю, если подобное происходит постоянно.

Что касается правил поведения, то я провожу тренинги «Этические нормы Facebook». Для меня актуальны такие вопросы: можешь ли ты брать чужую статью и публиковать её у себя на стене? Я иногда беру из ЖЖ интересные статьи, но всегда ставлю ссылку. Или: можно ли ставить фотографии окровавленных младенцев? Считаю, что нельзя. Можно ли ретвитить просьбу о помощи, если ты лично не выяснил, действительно ли люди нуждаются в помощи? А вдруг это мошенники? Думаю, пока ты лично не убедился, что эти люди не мошенники, то не имеешь права вывешивать у себя такие просьбы и вводить в заблуждение свою аудиторию.

F: Не так давно вы писали в Facebook, что подвели финансовые итоги прошлого года и пришли к неутешительному выводу: доходы от работы в интернете у вас составили «всего» $40 тыс. Как зарабатывать в интернете? Дайте конкретные советы читателям.

- Как уже говорил, я зарабатываю тем, что читаю лекции VIP'ам о том, как вести себя в Сети. То есть зарабатываю не в интернете, а благодаря интернету. Если бы я брал деньги за посты, то бы мог зарабатывать больше, но об этом сразу бы все узнали. Меня однажды включили в список, где против каждой фамилии стояла сумма - сколько стоит поддержка этого человека в социальных сетях. Я получил этот прайс и позвонил в рекламное агентство со скандалом. Мне принесли извинения, и больше такого не повторялось.

F: Сколько же вы стоили?

- Около трёх тысяч долларов за один пост. Но это смешно, потому что неправда. Я могу продаться один раз, но дорого. Мы уже говорили о сумме (в первой части интервью. - F) - это 50 млн евро.

Продолжение следует. В третьей части Алишер Еликбаев расскажет, как он продвигает своё любимое детище voxpopuli.kz.

Ссылки по теме:

«Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 1», 27 апреля 2013.

 

«Беседы с Алишером Еликбаевым. Часть 3», 29 апреля.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить