BCG: Рейтинг самых инновационных компаний мира

15463

«Совершенствуйся или умри!» – так гласит лозунг Specialized, одного из самых именитых производителей велосипедов высшего класса. И действительно, согласно опросу The Boston Consulting Group (BCG), инновационность является главным стратегическим приоритетом многих компаний на протяжении последних лет

Фото: АП

В частности, более 3/4 руководителей из 1500 опрошенных поставили инновации либо на первое место, либо среди трех наиболее важных показателей для развития. При этом число таких компаний с 2009 ежегодно растет в среднем на 5%.

Такое отношение топ-менеджеров к инновациям, по данным исследователей, подкрепляется инвестициями в это направление, которые значительно выросли за последние годы. Более того, в опросе этого года более половины участников заявили, что планируют увеличить расходы по этой статье на несколько процентов по сравнению с прошлым годом, поскольку благодаря грамотному инвестированию их компании добиваются большего успеха.

Опрос руководителей высшего звена проводился в рамках ежегодного рейтинга, который показывает наиболее инновационные компании и отрасли по версии BCG. Методика расчета данных основывалась на нескольких параметрах: доходность, EBITDA, TSR и расходы на проведение исследований и развитие (R&D).

Первое место в рейтинге 50 самых инновационных компаний мира занимает Apple, вопреки тому, что в первом квартале ее доля на рынке смартфонов сократилась до 18%. Стоит отметить, что «яблочный» гигант удерживает лидирующие позиции с 2005. Руководитель корпорации Тим Кук в конце весны пообещал, что будет выпущено несколько продуктов, способных изменить правила игры на рынке. И, в принципе, частично сдержал слово – в сентябре Apple предложила сразу две модели пятого поколения iPhone. Однако, по мнению экспертов, инновации, которые были внедрены в iPhone 5s и бюджетном iPhone 5c, не оказались какими-то сверхъестественными.

Главный конкурент Apple – Samsung Electronics, пять лет назад занимавшая 26 строчку в рейтинге, в этом году обосновалась на втором месте, сдвинув Google, который был «серебряным призером» с 2006 по 2012. За последние несколько лет бизнес-модель компании в большей степени стала ориентированной на смартфоны. В частности, представленная в этом году новая линейка Galaxy позволила южнокорейскому концерну в июле вдвое обогнать Apple по продажам смартфонов и занять долю на рынке в 30,4%. При этом, как полагают эксперты, нет какой-либо угрозы долгосрочным перспективам Samsung. Успех его заключается в том, что компания никогда не позиционировала себя как новатора, а следовала свежим тенденциям и показывала способность к быстрой адаптации на рынке.

Если же рассматривать рейтинг с точки зрения самой инновационной отрасли, то таковой являются технологии и телекоммуникации. Хорошая динамика роста позиций компаний видна и в сегменте автомобилестроения, который стал вторым. Аналитики BCG считают, что такой резонанс инноваций на автомобильном рынке обусловлен несколькими факторами: увеличение топливной эффективности, снижение цен на электрические и гибридные авто и повышение стандартов безопасности. Это позволило 14 компаниям из автоиндустрии попасть в список, а трем – в десятку.

В чем конкретно заключались инновации трех автомобильных компаний в этом году? Японская Toyota (5 место, +6 строк по сравнению с 2012) славится разработками гибридных двигателей, за счет которых в Европе ее продажи за 2012 увеличились на 2% (до 837 969 штук), и активно занимается продвижением концепт-каров, выполняющих миссию автомобилей будущего.

Американский гигант Ford (8 мес­то, +4 строки за год) также не отстает от своих конкурентов. В этом году в рамках экспериментального проекта OpenXCPlatform компания создала свободный доступ к аппаратным и программным компонентам. Одним из самых интересных предложений стала последняя разработка Ford – умная рукоятка механической КПП.

Тем не менее, не все инновационные решения могут принести свои дивиденды. К примеру, во втором квартале операционная прибыль немецкого производителя BMW (9 место, +5 строк за год) упала на 13%. Причиной снижения стали инвестиции в новые технологии. Однако для того, чтобы поддерживать статус одного из лидеров по внедрению инноваций в автомобильные технологии, в этом году BMW начал серийное производство электроприводного i3. Концепция авто заключается в применении современных сверхлегких материалов и инновационных производственных процессов.

В рейтинге также представлены компании, которые потеряли свои позиции по сравнению с прошлогодним списком. Так, японская Sony (11 место, -4 строки за год), занимающаяся производством аудио- и видеотехники, в сентябре презентовала новый флагманский смартфон XperiaZ1. Сами производители позиционируют его как конкурента GalaxyS4, однако характеристики устройства находятся на среднем уровне. Кроме того, вслед за Galaxy Gear корпорация выпустила «умные» часы Smart Watch 2, а также решила стереть грань между планшетниками и смартфонами, представив концепт в виде браслета под названием Nextep Computer. Из-за слабого контента Sony потеряла позиции в рейтинге. Чтобы исправить положение, ей нужно создать такой продукт, который способен завоевать рынок, как гаджеты Apple. В число «аутсайдеров» также вошли Facebook (12 место, -7 строк), Dell (31 место, -13 строк), Siemens (39 место, -13 строк), Renault (48 место, -14 строк) и Philips (49 место из 50, -16 строк).

Аналитики BCG также назвали «разрушителей» – компании, которые поднялись в рейтинге на 10 и более позиций. Ими в этом году стали Honda (18 место), Daimler (20 место), LG (25 место), Nokia (29 место), ExxonMobil (40), Fiat (43), BP (44), Cisco (46), Target (47) и Nestle (50). Все они отсутствовали в списке BCG с 2010.

Стоит отметить, что рейтинг по версии BCG значительно отличается от аналогичного ежегодного списка американского Forbes. Более того, он подвергся жесткой критике со стороны делового издания по причине того, что методология подсчета консалтинговой группы не соответствует логическим соображениям. Топ-лист передовых компаний Forbes составлялся, исходя из заинтересованности потенциальных потребителей в новых разработках, а также готовности заплатить за них. Таким образом, BCG оценивала частный интерес, а Forbes – корпоративный.

Непоколебимый лидер списка BCG Apple в листе Forbes занял лишь 79 место, Google разместился на 47 строчке, а Samsung даже не попал в рейтинг. В свою очередь, журнал пальму первенства отдал американской компании по разработке программного обеспечения Salesforce.com, «серебро» – биофармацевтической Alexion Pharmaceuticals, а «бронзу» – разработчику программного обеспечения по виртуализации VMware. Ни одна из этих организаций не вошла в рейтинг BCG.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить