Волшебный толчок

Где можно найти инвестиции казахстанскому стартапу

Фото: © Depositphotos.com/vectotaart

Не каждый инвестор решится финансировать стартапы, потому что это высокорисковые проекты: в среднем «выстреливает» только один из десяти новичков. Самим стартаперам тоже непросто построить свой бизнес, особенно если на рынке до этого не было аналогичного. Как показывает практика, начинающие предприниматели сталкиваются с различными проблемами, включая отсутствие оригинального концепта, плана развития, опыта продвижения и, конечно, финансирования.

На казахстанском рынке стартапы в большей степени поддерживаются государственными фондами, кредитующими их на выгодных условиях, и бизнес-акселераторами, а частных инвесторов, которые выступали бы в роли бизнес-ангелов, критически мало.

По данным фонда «Даму», который был создан государством для поддержки развития малого бизнеса, за 10 лет 1077 проектам начинающих предпринимателей было выдано 79,4 млрд тенге в виде льготных кредитов, субсидий и гарантий. К сожалению, долю инновационных проектов среди них выделить не представляется возможным, поскольку такая статистика фондом не велась. Что касается отраслей, то больше половины – 53,5 % – средств было выделено проектам в обрабатывающей промышленности, 11,2 % – в сфере транспорта и логистики, 8 % – в оптовой и розничной торговле. И только 1,9 % всех средств ушли 19 проектам в сфере научной и технической деятельности, 0,6 % – 10 проектам в области информации и связи.

Одним из самых популярных старт­ап-акселераторов на сегодняшний день можно назвать акселератор автономного кластерного  фонда «Парк инновационных технологий», действующего под брендом Almaty Tech Garden, который тоже создан при поддержке государства. К слову, средства фонда, предназначенные для поддержки инновационных проектов,  формируются из средств государства, недропользователей (в рамках 1% СГД), а также за счет привлечения частного капитала. Almaty Tech Garden осуществляет акселерацию и инкубацию стартапов, выделяя посевные инвестиции и инструменты соинвестирования. Главный критерий отбора стартапов в проводимых фондом конкурсах – инновационность. Предложенные проекты должны быть нацелены на международные рынки, а не ограничиваться Казахстаном. Кроме того, особое внимание уделяется тому, чтобы проекты не были «вещью в себе», а вносили вклад в общее развитие, образовывали кластер.

По данным Almaty Tech Garden, за 2016 год акселерацию прошли 30 старт­апов. Восемь проектов после этого стали участниками СЭЗ «ПИТ» (специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий» – территория с особым административным режимом, предлагающая структурированный пакет стимулов со стороны государства, например освобождение от таможенных пошлин, облегченный таможенный режим, для компаний, которые размещают свой бизнес внутри СЭЗ). Среди успешных проектов фонд, в частности, отмечает Bizmo – высокотехнологичную компанию со 100 %-ным казахстанским содержанием, занимающуюся внедрением мировых практик сферы закупок в реальном секторе. Другие успешные проекты: RELOG (React Delivery) – облачная система по управлению логистикой и доставкой; «Био-Продукт» – компания по производству и продаже продуктов питания оздоровительного и функционального назначения; OrionM2M – беспроводная сеть интернета вещей на территории РК. Строительство ведется на базе оборудования и программного обеспечения собственного производства. И другие проекты.

Еще один способ привлечь финансирование – краудфандинг. Этот метод успешно применяется на развитых рынках, но у нас еще только приживается. По словам основателя краудфандинговой площадки baribirge.kz Анны Таджимуратовой, компания готова совместно с авторами прорабатывать и запускать стартап-проекты. Но, по ее признанию, есть проблемы с самими участниками и доверием потенциальных «вкладчиков». «Сбор средств на коммерческий стартап возможен в двух вариантах: на прототип или на запуск производства при наличии работающего прототипа», – объясняет условия размещения на площадке Таджимуратова. Однако на практике таковых пока не было, поскольку заявки от начинающих предпринимателей дальше самой идеи не идут. Никаких бизнес-плана и стратегии.

Среди финансирования стартапов частными лицами можно отметить проводимый бизнесменами Кенесом Ракишевым и Вячеславом Кимом конкурс «Построй свой бизнес». За три года его проведения победителям в общей сложности было вручено около $590 тыс.

Тем не менее, как считают эксперты, в Казахстане растет интерес коммерческого сектора к стартапам. Доказательством являются открывающиеся инкубаторы, хакатоны и другие мероприятия. Компании активно предоставляют задачи для конкурсов, которые стартапам предоставляется возможность решить. Наряду с этим наблюдается повышение внимания к отечественным инновационным разработкам разных секторов промышленности. Так, в 2016 году совместно с НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» проведен первый космический хакатон, направленный на привлечение стартапов для решения задач космической отрасли.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

565
просмотра