Народный контроль

7263

Эксперты дали рецепты борьбы с аппетитами чиновников

Фото: Илья Назаренко

Булат Абилов, сопредседатель социал-демократической партии "Азат"

Непрозрачные госзакупки давно стали черной дырой, в которую ежегодно уходят многие миллиарды бюджетных тенге. К сожалению, природа нынешней власти такова, что по принципу круговой поруки те, кто осуществляет подобный промысел, в 99 процентах случаев остаются безнаказанными.

Стоит ли удивляться, что под государственными номерами уже можно увидеть последние модели самых дорогих автомобилей, а кабинеты чиновникова все чаще стали украшать предметы, место которым разве что в музее или на выставке самых дорогих и бесполезных курьезов?  

Пока успехи государства в экономике и социальной сфере таковы, что пределом  презентабельности его представителей должны быть «Жигули», велосипед или даже общественный транспорт!

А чтобы ликвидировать саму основу для непрозрачных госзакупок, стране нужны демократические реформы! Эффективный, наделенный всеми контрольными полномочиями, честно избранный парламент. Независимые СМИ. Развитое гражданское общество. Действенное местное самоуправление. Только в этих условиях государственные закупки превратятся из средства наживы в механизм обеспечения реальных потребностей государства.

Архивы пресс-служб

Сергей Уткин, независимый юрист

Вы выявили наглядные примеры неэффективного расходования госфинансов с точки зрения общественного блага. Такое положение вещей стало возможным только из-за плохой системы контроля. Лучшая система контроля — та, которую невозможно подкупить или запугать, с которой нельзя договориться. Сегодня же казахстанские чиновники в основном могут друг с другом как-то договориться, поэтому все живут припеваючи — и контролеры, и подконтрольные.

Я вижу решение проблемы с контролем государственных финансов только в их полной прозрачности. Допустим, в год в бюджет страны поступает и расходуется около 4 триллионов тенге. Если любой человек через Интернет сможет разобраться, на что конкретно была израсходована каждая теньгушка государственных (наших общих) средств, то будет совершен революционный прорыв, в результате чего количество этих злоупотреблений уменьшится в разы.

В принципе, сайт по госзакупкам, на котором вы выявили сумасшедшие расходы госучреждений на предметы роскоши, это как раз и есть шаг в том самом направлении, о котором я говорю.

Архивы пресс-служб

Мадина Нургалиева, эксперт Института политических решений

Вопрос не просто в безответственности наших госслужащих. Это, думаю, системная проблема, глубоко пустившая корни в благоприятной среде. По большому счету, особо «яркие» государственные закупки — это хорошо отработанная двусторонняя схема получения прибыли. Товары или услуги выставляются по завышенной, иногда в разы, стоимости. А разница между рыночной и покупной ценой по договоренности делится между участниками процесса.

Проблема в том, что в существующем законодательстве достаточно лазеек для успешного обогащения. Приблизительно представить масштабы этого явления (в денежном эквиваленте) можно — для этого достаточно посмотреть стоимость товаров и услуг в рамках госзакупок. Как правило, они завышены на 40–60% от рыночной стоимости, а в необходимости и целесообразности некоторых услуг и вовсе приходится сомневаться.

Уменьшение аппетитов зарвавшихся чиновников — недостаточная мера, это лишь микроуровень, а изменения необходимы комплексные. Речь нужно вести об оптимизации и совершенствовании самого механизма государственных закупок. Кроме того, коррупционное сознание высоко развито не только у госслужащих, но и у населения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить