«Каша» госзакупок: депутатам не понравились улучшения в закон о тендерах

31533

Навести порядок в системе закупок квазигосударственного сектора пытались депутаты мажилиса в среду, 3 октября, на пленарном заседании. При обсуждении выяснилось, что защита интересов отечественных производителей и масштаб коррупции в этой сфере больше волнует самих депутатов, чем чиновников

Иллюстрация: © Depositphotos.com/omieyomie

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора» представлял новый министр финансов Алихан Смаилов. Поздравив его с назначением и пожелав успехов на новой должности, депутаты, тем не менее, не стали делать новому министру «скидки», указав на несколько серьёзных брешей в документе.

Законопроект предусматривает увеличение пороговой суммы закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП (с 240,5 тыс. тенге до 1 202 500 тенге). В рамках введения четвёртого уровня бюджета для сельских акиматов этот же порог увеличивается до 3 тыс. МРП (6 807 000 тенге). Это, по мнению министра, «позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам и поддержать отечественных поставщиков».

В закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП, или до 2 405 000 тенге) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров, что «позволит закупать более качественные товары».

Вводится понятие «электронный кошелёк», что позволит «автоматически возвращать обеспечение заявки на счёт потенциального поставщика, тем самым будет снижена нагрузка на участников закупок по затратам на услуги банка».

Предусматривается и создание централизованных закупочных органов - на республиканском, областном и районном уровнях на базе действующих единых организаторов.

- Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. В целях единообразного подхода теперь закупки единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут четко разграничены закупки централизованных служб, - объяснил Смаилов.

Законопроект решает, по мнению Минфина, и вопрос демпинга. В частности, даётся чёткое понятие «демпинговой цены» и её недопущения. Согласно проекту, демпинговой признается «цена, предложенная участником конкурса, которая является ниже порогового значения, определяемого правилами осуществления государственных закупок».

Вносятся и механизмы защиты от «срыва» госзакупок. Министр пояснил:

- Появилась целая когорта «профессиональных жалобщиков», «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок. Как правило, такие «профессиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации. Для исключения таких ситуаций предлагается запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников; не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации; не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).

Отдельный блок поправок направлен на сокращение возможностей для закупок из одного источника. Так, из 53 оснований для проведения таких закупок исключается 5. Кроме того, устанавливается административная ответственность членов конкурсной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса.

Законопроектом предлагается установить административную ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок; перевести все эти закупки в электронный формат. При этом за Минфином закрепляется утверждение единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением фонда «Самрук-Казына».

Депутаты же предложили Минфину пойти дальше. В частности, вывести из-под действия закона закуп питания для военных, по аналогии с приобретением питания для школ и больниц.

- Как показывает нынешняя практика, в ряде больниц и школ в питании, которое приобретается именно демпинговым способом, нет никакого качества, - считает председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. - Завтра такая ситуация может сложится и в военной отрасли, поэтому мы должны очень тщательно посмотреть этот вопрос. В больницах, школах, в военных учреждениях никак нельзя поддерживать демпинг. Сегодня, посмотрите: в школах цены демпингуют, а каком качестве, о каком здоровье детей может идти речь? То же самое по медучреждениям. Поэтому здесь надо до второго чтения внимательно посмотреть, если есть вывод - давайте выведем, давайте сделаем по крайне мере эти категории: школы, медучреждения, ну и понятно, вопрос воинских подразделений.

Странным образом, по мнению депутатов, оказались «за бортом» норм законопроекта и положения о защите интересов отечественных производителей. Павел Казанцев обратил внимание, что действующий закон о госзакупках позволяет на основании критериев, отражённых в правилах госзакупок, создавать преимущества отечественным поставщикам, если они предоставляют документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров нацстандартам или сертифицированы системой менеджмента качества.

- Законопроектом же предлагается вместо этой нормы записать «критерии, влияющие на конкурсное предложение, определяются правилами исчисления госзакупок». В связи с чем эта норма исключается, а определение критериев переводится в подзаконные акты? - удивился депутат.

- Мы считаем, что при проведении госзакупок также нужно учитывать и другие критерии - неценовые, важные, чтобы обеспечивать качество поставляемых товаров работ и услуг. Такие, как инновационность или высокотехнологичность, коэффициент налоговой нагрузки поставщика, и другие разные критерии, направленные на то, чтобы гарантировать качество продукции. Поэтому предлагается в целях регулирования отнести это на подзаконный акт. Перечень отрабатывается, на это требуется время, чтобы мы шире могли охватить критерии, - объяснил министр.

- Речь идёт о наших отечественных товаропроизводителях, о том, чтобы у них была очень качественная продукция, соответствующая стандартам, - заявил Нурлан Нигматулин. - Сегодня важно законодательно поддерживать отечественных товаропроизводителей, особенно если их товар соответствует нацстандартам. Нынешняя редакция дает такую возможность, вы, разработчики, предлагаете эту норму исключить. Мы очень хорошо знаем практику, подзаконный уровень имеет свойство быстро изменяться. Сейчас вы впишите требования о соответствии стандартам, а завтра по рекомендации, как у нас принято, зарубежных консультантов, съездим к ним, ещё и сюда их привезем, а потом ещё будем аргументировать, что для каких-то рейтингов, и эту норму уберём ещё и из правил. В результате будет страдать отечественный производитель, продукция которого будет на конкурентоспособном уровне.

Ещё одно спорное положение - ответственность субъектов квазигосударственного сектора. Одной административной ответственности, по мнению депутатов, недостаточно. С ними солидарен и заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов.

- На сегодняшний день если взять компании квазигосударственого сектора, то к субъектам коррупционных правонарушений относятся только лица, выполняющие управленческие функции. По факту это только первые руководители, - согласился он. - Мы эту проблему знаем, и сейчас нами подготовлена концепция законопроекта, на прошлой неделе она была одобрена на межведомственной комиссии. Мы предлагаем расширить субъектный состав субъектов коррупции и добавить туда должностных лиц квазигосударственного сектора, не только первых руководителей, но также имеющих возможность влиять на принятие решений при проведении закупок либо при распределении средств бюджета, национального фонда либо самой компании. Мы эти поправки предлагаем, сейчас уже начнётся процесс согласования с госорганами.

Но при этом, по словам Бектенова, раньше конца весны - начала лета 2019 этот законопроект в парламент не попадёт, поскольку только сейчас агентство начало процедуру согласования документа с государственными органами. Нигматулин предложил весны не ждать:

У нас есть и другие законы сейчас. Давайте агентство инициирует, я думаю, что правительство не будет возражать. Надо восстановить историческую справедливость или устранить эту историческую несправедливость, - заявил он.

Завершили бурное обсуждение ожидаемым результатом - одобрением законопроекта в первом чтении. Все острые вопросы мажилисмены решили рассмотреть ещё раз - во втором чтении.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить