РК занимает 36 место среди 65 стран в рейтинге доступности бензина

6066

Среднестатистический казахстанец на свою месячную зарплату может купить всего 793 л бензина. Для сравнения: в Катаре на средний по стране заработок можно приобрести в 8 раз больше топлива, в Японии – в 2 раза, в России – в полтора

Фото: oskemen.info

Таковы результаты анализа уровня доступности цен на этилированный бензин в различных странах мира, проведенного ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz».

1 место в рейтинге занял Катар. Среднестатистический житель этой страны на свою заработную плату может купить около 6500 л бензина. Лучший показатель объясняется низкой стоимостью бензина в этой стране – примерно $0,26 за литр и относительно высокой средней заработной платой - около $1700. 2 позиция досталась США, где, несмотря на высокую стоимость бензина ($0,91 за литр), на среднюю по стране заработную плату можно купить 3586 л бензина. Тройку лидеров по доступности топлива занимает Бахрейн (3275 л) благодаря низкой стоимости топлива в $0,28 за литр.

В ТОП-5 рейтинга доступности бензина вошли также Люксембург (2310 л) и Канада (1960 л). При этом в Люксембурге литр бензина стоил в январе этого года $1,77, однако благодаря высокому уровню жизни и самой высокой в мире средней заработной плате такое дорогое по нашим меркам топливо более чем доступно для среднестатистического гражданина страны.

Продолжают рейтинг доступности цен на бензин Австрия (1828 л), Австралия (1728 л) и Норвегия (1572 л). Стоит отметить, что нефтедобывающая Норвегия занимает в мире одно из самых высоких мест по уровню цен на бензин: литр топлива в стране стоит здесь $2,34. Дороже бензин марки АИ-95 можно найти только в Турции, Нидерландах, Италии и Португалии. Однако эта цена топлива подкрепляется высокой средней заработной платой – Норвегия занимает в мире почетное второе место (после Люксембурга) по данному показателю. Замыкают десятку стран с доступным для населения бензином Южная Корея (1504 л) и Япония (1492 л).

В какой стране самый доступный бензин

Казахстан занял в этом рейтинге далеко не почетное 36 место, уступив в том числе и России, которая расположилась в общем списке на 12 строчек выше. Напомним, Министерство нефти и газа неоднократно выступало за выравнивание казахстанских и российских цен на бензин. Между тем, ведомство явно не учитывается фактор доступности бензина для населения. И рейтинг в этом отношении очень показателен. Среднестатистический россиянин на свою заработную плату может приобрести 1168 литров бензина АИ-95, тогда как гражданин Казахстана, живущий на среднюю заработную плату, купит всего 793 литра. И это при том, что средняя зарплата в республике далека от реальных показателей уровня жизни большей части населения.

Примечателен и тот факт, что доступность бензина в Казахстане существенно ниже, чем в большинстве стран-экспортеров нефти, включенных в рейтинг. Исключение составляют только Сирия и Колумбия, где чрезвычайно низкая доступность бензина обусловлена соответствующим уровнем зарплат и сравнительно высокими ценами на топливо.

В свою очередь среди стран постсоветского пространства, представленных в рейтинге, Казахстан занимает второе место вслед за Россией. Однако следует учесть, что из-за дефицита статданных в список не были включены такие  нефтедобывающие государства СНГ, как Азербайджан и Туркмения.

Самым недоступным бензин оказался в Таджикистане. Здесь не только низкая зарплата (около $227 в месяц), но и несоразмерно дорогой бензин – $1,35 за литр. В итоге житель этой страны может себе позволить купить только 168 л. Незначительно лучше ситуация на Филиппинах и в Индии – 201 и 232 литра соответственно. В десятку аутсайдеров также вошли Пакистан (236 л), Молдавия (272 л), Монголия (282 л), Сирия (284 л), Киргизия (295 л), Таиланд (306 л) и Армения (329 л).

Надо включить цену бензина в налог на транспорт

Министерство нефти и газа РК регулярно заявляет о необходимости повышении цен на ГСМ в Казахстане до российского уровня. Объективные основания для этого в связи с процессом евразийской интеграции действительно есть. Однако очевидно, что рост цен на топливо приведет к всплеску цен на все виды товаров и услуг, так как цена на горючее заложена буквально во всем. С другой стороны, миллионы автовладельцев ежегодно вынуждены тратить свое время и нервы в очередях для оплаты налога на транспорт, что создает значительную нагрузку на налоговые органы.

 ОО «Казпотребнадзор» предлагает включить ежегодный налог на транспорт в цену бензина и дизельного топлива. В таком случае налог будет оплачивать только незначительная часть автовладельцев, чьи машины имеют объем больше 4 л и наносят существенный ущерб экологии. Этот налог будет своеобразным экологическим сбором либо налогом на роскошь.

По приблизительным подсчетам, внутреннее потребление ГСМ в Казахстане составляет около 8 млн тонн в год. С населения в виде налога на транспорт в 2012 году было собрано чуть более 25 млрд тенге. Таким образом, чтобы собрать эту сумму за счет включения налога на транспорт в цену бензина, ее необходимо поднять приблизительно на 3-3,5 тенге.

В свою очередь льготникам, освобожденным от уплаты налога на транспорт, необходимо предусмотреть ежегодные материальные компенсации на фиксированную сумму.

Это позволит решить множество проблем:

- повысить цену на бензин без ущерба для кошелька казахстанцев и существенного роста цен на другие товары и услуги;

- ввести прямую зависимость размера налога на транспорт от частоты использования транспортного средства (больше ездишь - больше платишь);

- существенно снизить нагрузку на местные налоговые отделения за счет высвобождения большинства сотрудников, занятых сбором налогов на транспорт;

- будет невозможно уклоняться от уплаты налога на транспорт за счет регистрации автомобилей на имя льготников. Сейчас такую практику широко используют владельцы автомобилей с большим объемом двигателей;

- налог на транспорт будет невозможно уплатить не вовремя либо уклониться от его уплаты. Отпадет коррупционная составляющая и лишняя волокита.

Справка

За основу ранжирования по уровню доступности цен на бензин в мире были взяты данные сайта http://www.mytravelcost.com/petrol-prices/ по ценам за литр этилированного бензина в январе 2013 года. Индикатором доступности цен на топливо стал показатель уровня средней заработной платы в различных странах мира по данным Всемирной организации труда, опубликованным в 2012 году и скорректированный с учетом стоимости жизни в той или иной стране. Перечень стран-участниц рейтинга был сформирован исходя из наличия необходимых данных для включения в рейтинг.

Ввиду того, что в большинстве стран мира наиболее популярной маркой бензина является АИ-95, в ходе исследования не удалось провести ранжирование стран по уровню цен на бензин АИ-92, который используют преимущественно в государствах третьего мира, не слишком заботящихся об экологии. Поскольку правительство ограничивает максимальную цену на такой бензин, он существенно дешевле, чем в большинстве стран мира.

Сейчас разница в цене на бензин марки АИ-92 и АИ-95 в Казахстане около 35 тенге. Для сравнения: в России этот показатель равен, в переводе на казахстанскую валюту, примерно 10 тенге. Соответственно, если бы ранжирование осуществлялось, исходя из текущей цены на бензин марки АИ-92, Казахстан оказался бы на более высоком месте.

С учетом приближения предельных розничных цен на бензин в Казахстане к российскому уровню этот рейтинг можно рассматривать как своеобразную проекцию на скорое будущее.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить