Отменить валютный коридор не просто, а очень просто

К такому выводу пришла Алия Кулубекова, глава адвокатского офиса «Кулубекова и партнеры», разобравшись в юридических тонкостях постановления правления Нацбанка РК №18 «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты»

Фото: insiderblogs.info

У всех свежи воспоминания событий февраля 2014, когда резко изменился курс доллара и евро к тенге. Именно в этот период Нацбанк РК своим постановлением №18 «Об установлении пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты» (далее - постановление №18) ввел валютный коридор.

Алия Кулубекова.

Этот документ установил с 11 февраля по 31 декабря 2014 пределы отклонения курса покупки от курса продажи: для доллара – 2 тенге, для евро - 3 тенге.

Постановление обязательно для всех участников валютных обменных операций и на всей территории Казахстана. Вместе с тем выяснился ряд интересных особенностей этого документа: он не является нормативно-правовым актом, а представляет собой правовой акт. Такова официальная позиция Национального банка РК, подтвержденная в письмо на имя автора от 13 марта.

Две большие разницы

Давайте разберемся, в чем же разница между правовым актом и нормативно-правовым, ведь значение постановления №18 сложно недооценить, особенно если вспомнить ажиотаж, сложившийся на рынке обменных валютных операций в феврале.

Согласно п.4 ст. 1 Закона РК «О нормативных правовых актах», нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие, а также документ в электронно-цифровой форме, идентичный письменному официальному документу и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи.

Согласно ст.38 этого закона, незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы и должны быть отменены органом, издавшим их, если решение органов юстиции не обжаловано в установленном порядке. В этом же законе в ст. 36 предусмотрено, что нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции, вступают в силу со дня государственной регистрации.  А также нормативные правовые постановления центральных государственных органов вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после дня их первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки. Государственная регистрация актов, представленных в органы юстиции, осуществляется путем проведения юридической экспертизы на предмет наличия нормы права, соответствия акта законодательству РК и внесения в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов с присвоением номера государственной регистрации.

Постановление №18 такую регистрацию и последующие процедуры опубликования не проходило. Значит, Нацбанк РК действительно не считает его нормативно-правовым актом.

А между тем,  ст.30 закона устанавливает, что официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

К чему такие риски?

Возникает резонный вопрос: неужели обязанность, возложенная на обменные пункты уполномоченных банков и уполномоченных организаций, не дает права гражданам расчитывать на установленный коридор для обменных операций? Тогда для кого и зачем принималось постановление №18, если оно не затрагивает права всех граждан РК на всей территории РК?

Постановление №18 устанавливает пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым обменными пунктами, то есть оно предполагает возможное возникновение юридической ответственности для граждан и юридических лиц за превышение пределов отклонения курса в период с 11 февраля по 31 декабря 2014, то есть за действия, которые ранее не влекли такой ответственности.

Соответственно, на наш взгляд, постановление №18 в силу ч.4 ст.36 закона не могло быть введено в действие до истечения 10 дней с даты его официального опубликования и без соответствующей государственной регистрации.

На практике же получилось совершенно не так. Постановление №18 стало обязательным к исполнению уже 11 февраля. И в каждом регионе страны наказали обменные пункты, которые допустили отклонение от установленного коридора, назначив им высокие штрафы и приостановив действие их лицензий.

Что же защищал Национальный банк РК, так скоро приняв постановление №18, и отвечает ли этот документ таким сложным вызовам на рынке РК? Ведь, если  постановление №18 является правовым актом, как утверждает Нацбанк РК, то подача заинтересованными лицами заявления об отмене, изменении или приостановлении действия правового акта в вышестоящий государственный орган или в суд приостановит его действие до принятия соответствующего решения (ч.4 ст.8 Закона РК «Об административных процедурах»), то есть приостановится его действие на всей территории Казахстана. Это очень рискованное решение, даже сегодня сохраняются такие риски!

Согласно ч.3 ст.4 Закона РК «Об административных процедурах», правовые акты индивидуального применения не входят в законодательство РК и не относятся к нормативным правовым актам. Правовой акт должен распространяться на индивидуально определенных лиц (п/п 2 ч.2 ст.4 Закона РК «Об административных процедурах»). И, согласно ст.5 Закона РК «Об административных процедурах», в правовом акте должно быть четко изложено содержание намечаемых мер, исчерпывающе определен круг лиц, на которых распространяется действие правового акта и (или) которые несут ответственность за их реализацию в установленные сроки.

Но обратимся к пункту 4 Постановления Правления Национального Банка РК №78 от 24.08.2009 (далее - постановление №78), которое, кстати, является нормативно-правовым актом, так как прошло государственную регистрацию и опубликование. Этот пункт указывает, что пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, устанавливаются постановлением Правления Нацбанка. И оно должно содержать:

- виды иностранных валют, по которым устанавливаются пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге;

- предел отклонения для каждого вида валюты;

- период действия установленных требований.

Таким образом, содержание постановления, которым устанавливаются  пределы отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, вообще не предполагает наличие в нем описания круга лиц, на которые это постановление распространяется. Это свидетельствует о том, что такие постановления правления Нацбанка РК распространяются на неопределенный круг лиц, а значит, могут быть только нормативными  правовыми актами.

Вопросы требуют ответов

Тогда как постановление №18 можно назвать правовым актом и как его можно было принять с нарушением требований, предъявляемых к его содержанию? На наш взгляд, по всем своим характеристикам постановление №18 является нормативным правовым актом, а не правовым актом, так как распространяется на неопределенный круг лиц на всей территории РК и  является обязательным для исполнения всеми финансовыми организациями, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории РК.

Почему Национальный Банк РК так рисковал и продолжает рисковать, устанавливает такие важные требования к обменным курсам валют простым правовым актом, формальное обжалование которого способно приостанавить его действие?

Если постановление №18 - нормативный правовой акт, то почему он не прошел государственную регистрацию и опубликование в соответствии с требованием законодательства РК?

И почему опять пострадали предприниматели, которых привлекли к ответственности за нарушение даже не законодательства, а обычного правового акта или все-таки нормативного-правового акта, но не вступившего в законное действие?

Эти вопросы требуют своих ответов, так как предприниматели, на наш взгляд, не должны страдать от непродуманных решений государственных органов.

Справка

Согласно ч.3 ст.188 КРКоАП, несоблюдение уполномоченными банками и уполномоченными организациями установленных Национальным Банком Республики Казахстан пределов отклонения курса покупки от курса продажи иностранной валюты за тенге по операциям, проводимым через обменные пункты, - влечет штраф на должностных лиц в размере 100 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами среднего предпринимательства, - в размере 200 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере 500 месячных расчетных показателей.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
11833 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить