О нем писал Forbes, но он до сих пор без работы

12153

24-летний финансовый аналитик Ерлан Абдикаримов из Алматы, в 2012 году точнее всех в мире оценивший акции Facebook, после закрытия инвестбанка, в котором он работал, сегодня перебивается разовыми заказами

Ерлан Абдикаримов.

В прошлом году американский журнал Forbes рассказал о финансовом аналитике, 24-летнем алматинце Ерлане Абдикаримове, который прославился тем, что при точнее всех в мире оценил акции Facebook при выходе на IPO.

Тогда он дал самую адекватную оценку стоимости акций Facebook в $24,62 при размещении, а когда на IPO она достигла $38, то он дал рекомендацию продавать , заткнув за пояс монстров из JP Morgan и Goldman Sachs. Среди оценок, размещенных на Bloomberg, прогноз Ерлана Абдикаримова выглядел самым пессимистичным, но в итоге оказался самым реалистичным. Для сравнения: JP Morgan дал оценку в $45 за акцию, а Goldman Sachs - на уровне $42. Несмотря на такой успех, недавно аналитик остался без работы, так как с 1 января в Казахстане вступили в силу новые правила, и инвестиционный банк «ИФГ Континент», в котором работал Ерлан, лишился лицензии из-за того, что оказался не в состоянии удовлетворить требованиям финансового регулятора к размеру капитала и объему сделок.

Корреспондент forbes.kz встретился с Ерланом Абдикаримовым и узнал, каким образом ему удалось так точно спрогнозировать падение акций Facebook и чем он собирается заниматься в будущем.

F: Как вы оценивали акции Facebook - случайно угадали или использовал некую методику?

- Многие считают, что это процесс угадывания, элемент удачи. На самом деле это не так. Когда аналитик делает оценку, он смотрит вперед и анализирует, что будет происходить с компанией с точки зрения разных факторов. Я попытался понять, за счет чего зарабатывает Facebook и с какой конкуренцией он столкнется. К примеру, Facebook 85% зарабатывает на рекламе, 15% - на отчислениях от продажи рекламных товаров. Одним из главных его конкурентов является Google. Он тоже зарабатывает на рекламе, но у него немного другая бизнес-модель. Когда человек вводит любой запрос, ему выводится контекстная реклама. У Google достаточно мощные ресурсы, мощный штат. Чтобы оправдать оценку Facebook в $100 млрд, надо предположить, что компания будет очень быстро расти, практически не сталкиваясь с конкуренцией. В реальности же не все так легко дается в бизнесе. Я попытался подойти реалистично при оценке, учесть возможные риски, что пойдет не так. Я делал прогноз на 10 лет вперед. Вторая часть прогноза относится к простпрогнозному периоду. Я подходил к этому с профессиональной точки зрения, как к любой другой оценке.

F: Почему вас заинтересовал именно Facebook?

- Клиенты обратились в компанию, в которой я тогда работал, и поинтересовались, можно ли сделать такую оценку. Я в то время был свободен, да мне и самому стало интересно. На работу у меня ушло примерно две недели: собрал отчетность, проанализировал. По любой акции всегда присутствует либо недооцененность, либо переоцененность. Многие люди дают свои оценки, это сопровождается каким-то ажиотажем…  И когда бумаги сопровождаются таким бумом, присутствует определенная психологическая напряженность. Изначально казалось, что у меня довольно низкая оценка относительно того, сколько Facebook планирует размещать. В то время везде, в том числе и в СМИ, распространялась информация, что стоимость Facebook может доходить до $100 млрд или еще выше. Эта оценка была довольно оптимистична. Я же сделал свою оценку и разместил ее на Bloomberg. Опубликовал оценку в марте 2012-го, а в августе акции очень сильно упали в цене. После этого со мной связались из журнала Forbes.

F: Вы на этом заработали?

- Нет. Я делал прогноз в качестве эксперта.

F: В каком вузе вы учились, с чего начинали свою деятельность?

- Я окончил Казахский экономический университет им. Рыскулова по специальности «Рынок ценных бумаг». Когда поступал туда, советовался с родными. Не могу сказать, что сам так уж стремился работать с ценными бумагами, но исходил из того, что это направление может быть перспективным. Начинал работать в небольшой компании и там познакомился с технической стороной проведения оценки. А во второй компании уже приобрел конкретный опыт. После окончания университета я проработал три года.

F: Нравится заниматься финансовой аналитикой?

- Да, там много моментов, которые делают работу интересной.

F: У вас были еще такие же точные попадания, как с Facebook?

- За каждым аналитиком в нашей компании был закреплен ряд компаний, которые они оценивали, давали рекомендации. У меня были рекомендации по «Полюс Золото» и одной африканской золотодобывающей компании. Я делал оценки, но в дальнейшем не отслеживал результат.

F: Чем вы занимаетесь сейчас и какие планы на будущее?

- Сейчас я работаю над одним проектом, он рассчитан на месяц: помогаю в написании бизнес-плана. В будущем хочу продвинуться в аналитике. Есть у меня идея создать новый вид аналитического репорта. Обычно компании знакомят своих клиентов с информацией при помощи двух видов – через личные контакты либо информативные отчеты в электронном виде. Обычный репорт у нас как выглядит? На первом листе идет несколько новостей, сбоку таблицы, графики. Мне кажется, такая форма не совсем удобна. Я попытался сделать ее более информативной и удобной, чтобы было понятно даже непрофессионалу, незнакомому с различными тонкостями.

Есть также соображения, как можно работать с мобильными приложениями. Смартфоны и доступ к интернету есть практически у всех, кто работает в финансовой сфере, и здесь есть над чем подумать. Сейчас все печатные издания переходят в интернет, он значительно расширяет возможности, коммуникации, облегчает доступ к информации. Любая страница в интернете более интерактивна и мобильна, нежели печатный вариант. Те же самые принципы можно применить и к аналитике. Можно сделать аналитическое приложение, которое будет постоянно обновляться, сделать его удобным и простым - чтобы любой студент мог разобраться. С другой стороны, можно добавить элемент интерактива, нечто вроде аналога социальной сети, когда все, кто получают отчеты, могут делиться мнениями, идеями, обсуждать их. Есть и другие идеи, которые я пока обдумываю.

F: А есть у вас собственное видение развития рынка ценных бумаг в республике?

- Мне кажется, людям надо дать больше свободы, это в дальнейшем приведет к эффективности рынка. Можно даже позволить им на чем-то обжечься. Сейчас государство старается обезопасить людей, их сбережения. С одной стороны, это хорошо. Но люди должны научиться более ответственно относиться к своему выбору того же пенсионного фонда. Если ты не знаешь, куда он инвестирует, то ты на этом можешь потерять. Когда это произойдет, люди начнут более ответственно относиться к своему выбору. И пенсионные фонды тоже начнут более активно развиваться, если им дать свободу в выборе инструментов, принятии решений. Участники рынка тоже должны двигаться в этом направлении – дать возможность понять людям, что им это необходимо.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить