Нурбанк подводит итоги 2021 года

Председатель правления АО «Нурбанк» Гульнара Мусатаева рассказала о том, как и за счет каких ресурсов достигнуты результаты

Гульнара Мусатаева

ФОТО: © архив пресс-службы
Гульнара Мусатаева

Гульнара Абаевна, традиционный вопрос: как вы оцениваете итоги 2021 года для банковского сектора в целом?

- Банковский сектор Казахстана по-прежнему остается крупнейшим сегментом финансового сектора страны. В последние годы он развивался активными темпами, чему способствовала выбранная и реализованная государством стратегия по формированию устойчивого финансового сектора, способного поддержать в дальнейшем устойчивое развитие экономики. 

Несмотря на финансовые трудности, крупнейшие банки по-прежнему доминируют на рынке, что в значительной степени обусловлено историей. Необходимо отметить, что высокая зависимость внутреннего рынка страны от небольшой группы банков потенциально влияет на устойчивость всей банковской системы в периоды кризиса. Наиболее же динамичными являются мелкие и средние банки.

В 2021 году банковская система показала положительную тенденцию. На конец ноября активы сектора выросли до 36 трлн тенге. Увеличение активов относительно 2020 года составило 15,5%. Кредитный портфель банков вырос на 16,1%, до 18,3 трлн тенге. Займы экономике составили 17,2 трлн тенге и увеличились на 18% относительно начала 2020 года. Депозиты выросли на 17,6%.

По итогам 11 месяцев 2021 года Нурбанк показал рост чистых процентных и чистых комиссионных доходов. За счет каких источников был получен такой результат? Что помогло банку этого добиться?

- Операционные доходы Нурбанка по итогам 11 месяцев 2021 года увеличились в 1,5-м размере. Этому способствовал рост регулярных банковских доходов, таких как процентный доход, который прирос за год на 21%. Диверсификация бизнесов позволяет стабилизировать результаты в условиях экономической волатильности.

Повышение операционной эффективности в 2021 году достигнуто за счет кредитной деятельности и операционного обслуживания клиентов. Мы концентрировали внимание на поддержании клиентов в период пандемии, в том числе их платёжеспособности, и на контроле за обеспечением бесперебойной работы в условиях эпидемических ограничений.

Прирост чистого комиссионного дохода получен и за счет увеличения клиентской базы и роста объема переводных операций. В 2021 году банк запустил пакетные предложения для клиентов по РКО, подключение к пакетам позволяет клиентам сократить расходы на банковские операции, оплатив только одну комиссию, осуществлять включенные в пакет операции бесплатно в течение месяца.

Покупка современных POS-терминалов расширила торговую сеть на 23%, количество обслуживаемых коммерсантов при этом выросло на 5%. Сумма операций в торговой сети выросла на 25%, следствием чего стало увеличение комиссионного дохода за 2021 год по торговому эквайрингу на 27%. По итогам 11 месяцев банк показал чистую прибыль в размере 1,8 млрд тенге. По итогам 2021 года мы не ожидаем, что будут существенные изменения в части прибыли.

К началу декабря ссудный портфель банка значительно вырос. Какой клиентский  сегмент сейчас в приоритете у банка и как вы оцениваете качество ссудного портфеля?

- Прирост ссудного портфеля с начала года составил 5,4%, или 12,7 млрд тенге. В структуре портфеля доля корпоративного бизнеса занимает 55%, МСБ - 29%, розницы -  16%. Рост кредитного портфеля, клиентской базы и объемов кредитных выдач обеспечили все ключевые бизнес-сегменты: кредитный портфель крупного корпоративного бизнеса вырос на 6%, прирост показал и портфель МСБ, увеличившись на 28%, розничный кредитный портфель вырос на 1%. В целом кредитный портфель хорошо диверсифицирован по отраслевой структуре.

В 2021 году банк активно работал с государственными программами по поддержке МСБ, реализуемыми фондом «Даму». Мы рады быть участниками этой программы, помогая государству эффективно доводить кредитные ресурсы до конечных получателей и помогать предпринимателям готовить планы антикризисного восстановления. Наращивая работу с фондом и увеличивая конкурентоспособность Нурбанка среди БВУ, мы усиливаем направление по привлечению гарантий «Даму». За 2021 год филиалами были выданы займы почти на 17,8 млрд тенге с привлечением 325 гарантий.

Какие задачи ставит перед собой банк в новом году по кредитному портфелю?

- Наши планы на 2022 год оптимистичные. Согласно стратегии на 2021-2025 годы приоритетным развитием бизнеса является розничное направление. Прирост ссудного портфеля розничного бизнеса мы планируем на уровне 19% от текущего объема. Поддержку кредитным целям окажет продолжающаяся трансформация. Банк стремительно движется в плане цифровизации и автоматизации услуг. Мы на пути создания маркетплейса по товарному кредитованию. Также планируем внедрить продукт по программе ипотечного жилищного кредитования «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи».

Основными задачами на 2022 год для блока МСБ остается увеличение и диверсификация кредитного портфеля, наращивание портфеля банковских гарантий. Для этого в банке активно продвигается микрокредитование, в рамках которого за 2021 год было выдано на 3,7% кредитов больше по сравнению с 2020 годом.  Предоставление микрокредитов является хорошей поддержкой субъектам малого бизнеса, в том числе женского предпринимательства. Именно на малом бизнесе держится вся сфера услуг, общепита, мелкой торговли.  Заемщики сегмента микробизнеса составляют 49,5% от количества заемщиков МСБ.

В 2021 году банк активно работал по расширению депозитной базы. Какие факторы сказались на притоке депозиторов в банк?

- Рост депозитного портфеля в денежном выражении составил 55%, обусловлен он приростом тенговых депозитов. Мы считаем, что наша продуктовая корзина по депозитам является привлекательной для клиентов. Депозиты мобильные, удобны в использовании, накоплении и снятии и рассчитаны под нужды потребителя.

На приросте также сказалось повышение доверия населения к национальной валюте, в том числе за счет гарантирования вложений Казахстанским фондом гарантирования депозитов. Наибольшей популярностью у наших вкладчиков пользуются депозит «Нур Алтын Оптимальный», основные преимущества которого – возможность частичных досрочных погашений, неприменение штрафных санкций при досрочном расторжении договора, сумма гарантирования КФГД - до 10 млн тенге. А также популярен депозит «Нур Алтын Сберегательный» без права пополнения, у которого самая высокая ставка вознаграждения и сумма гарантирования КФГД до 15 млн тенге.

Со стороны МСБ также наблюдается увеличение и рост депозитного портфеля, что в первую очередь говорит о доверии со стороны юридических лиц к банку как финансовому институту и активному участнику рынка.

Как проходила IT-трансформация банка? О каких результатах для клиентов можно уже говорить? Какие продукты запустил банк в отчетном году?

- Мы запустили новое мобильное приложение для физических лиц, ускорив процедуру открытия депозита онлайн и открытия платежных карт. В 2022 году будет запущено новое мобильное приложение для юридических лиц. В первом квартале планируем предложить розничным клиентам кредитную карту, карту рассрочки, продукты онлайн-кредитования.

В 2020 году банк перешел на новую IT-систему, что позволило автоматизировать ряд ключевых процессов обслуживания клиентов, сократить их время. Одним из новых направлений в 2021 году стали комплексные пакетные предложения для юридических лиц, благодаря которым клиент сам выбирает ежемесячную комиссию по операциям в зависимости от своих потребностей. В 2022 году планируем увеличить предложения для клиентов в сфере трансграничных платежей, платежей внутри Казахстана.

Что банк ожидает от 2022 года?

- Банк нацелен в 2022 году на развитие и рост по всем направлениям бизнеса. Мы продолжим вкладываться в диверсификацию бизнеса, улучшение цифровых каналов и качества обслуживания наших клиентов. В 2022 году Нурбанк  празднует 30-летний юбилей со дня основания,  и мы намерены оправдать доверие и ожидания наших клиентов, продолжив динамичное развитие, сбалансированный рост, внедрение новых услуг и технологий. Кроме того, руководством банка разработана новая стратегия развития, которая учитывает требования рынка, пруденциальные нормы регулятора и запросы клиентов.

На ближайшие 3 года перед банком стоят следующие стратегические задачи. Первое, это рост прибыльности в целевых сегментах и продуктах. В розничном бизнесе планируется наращивание высокомаржинального бизнеса по кредитам наличными и кредитным картам/картам рассрочки, с акцентом на цифровых каналах привлечения клиентов. По МСБ планируется увеличение рентабельности через цифровое транзак­ционное обслуживание, участие в государственных программах по поддержке и развитию предпринимательства, привлечение ресурсов для микрокредитования и увеличение его объема на 70%. В корпоративном блоке планируется специализация на приоритетных отраслях экономики и развитие передовых клиентских решений с высокой отдачей на капитал, включая проектное финансирование. Мы нацелена и на привлечение ресурсов финансовых институтов на долгосрочной основе, привлечение средств с низкой процентной ставкой.

Вторая стратегическая задача банка – формирование многоканальной мультипродуктовой платформы. Она позволит улучшать предложение продуктов и совершенствовать клиентский путь, делать акцент на цифровом сервисе и лучшей функциональности, удобстве и надежности обслуживания, начиная с выгодных кредитных и дебитных карточек до технологий бесконтактной оплаты за товар или услугу. В рамках задачи намерены продолжить внедрение передовых технологических и организационных решений для повышения эффективности процессов.

Третья стратегическая задача банка – реализация синергии между аффилированными компаниями и Нурбанком за счет комплексного предложения населению финансовых услуг, вектор на построение своей экосистемы. Универсальный банк хорош тем, что опирается на несколько столпов. Когда проседает один, другой нас поддерживает.

В целом в 2022 году Нурбанк будет лучше, быстрее и успешнее.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6151 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить