Миссия выполнена: экономике уже не требуются денежные стимулы Нацбанка

5128

Аналитический центр АФК представляет обзор льготных программ, финансируемых с участием Национального банка Республики Казахстан

ФОТО: Андрей Лунин

• С начала запуска по 5 льготным программам, финансируемым с участием НБРК, с 2018 и до сентября 2021 было выдано займов на 2,8 трлн тенге. Из них 64%, или 1,8 трлн тенге, приходятся на кредиты юрлиц, оставшиеся 36%, или 1,0 трлн тенге, — на займы физлиц.

• В разрезе программ наиболее высокий удельный вес занимают программы: льготное кредитование предпринимателей (ПЛК) — 37%, «Экономика простых вещей» (ЭПВ) — 27%, «Баспана хит» — 21%.


• За счет револьверного принципа объёмы выдачи превысили первоначальные объёмы финансирования: по ПЛК — 131%, по автокредитованию — 127%; объёмы одобренных займов относительно финансирования — по ЭПВ (113%) и «Баспана хит» (122%).

• Неосвоенный объём финансирования наблюдается лишь по льготной программе «7-20-25». Это обусловлено преимущественно тем, что в крупных городах, где сфокусирован основной спрос, сохраняется дефицит первичного жилья, соответствующего критериям программы (макс. стоимость первичного жилья — до 25 млн тенге).

• Таким образом, по 4 из 5 программ целевые ориентиры превышены либо находятся вблизи полного освоения. Поэтому планируемый срок выхода НБРК из госпрограмм до 2025 года, возможно, необходим только для полного освоения льготной ипотечной программы «7-20-25» (при условии невхождения Нацбанка в новые).

• Вместе с тем из 1 трлн тенге, заявленного на программу ЭПВ, лишь 29% фондируется Нацбанком. Более 70% объёма выдачи займов финансируется за счёт собственных средств БВУ.
 

Резюме

Льготные программы кредитования НБРК позитивно влияют на динамику выдачи банковских займов как в отдельных сегментах рынка, так и в разрезе заёмщиков, что говорит об их роли в реализации социально-экономической политики страны. Таким образом, льготные программы Нацбанка сглаживают негативное влияние внешних факторов как на отдельных субъектов экономики, так и на реализацию потенциала развития ВВП страны в целом.

Между тем на фоне высоких показателей освоения программ и наблюдаемого улучшения макроэкономических условий необходимость в их дальнейшей реализации снижается. При этом доля финансирования, предоставленного предпринимателям по госпрограммам НБРК, не превышает 11% от общего портфеля кредитов юридическим лицам. А с учетом того, что по ЭПВ 70% кредитов выдано банками за счет собственных средств, доля НБРК в финансировании предпринимателей составляет около 9%, т.е. занимает относительно невысокий уровень.

Кроме того, растущее инфляционное давление в стране обуславливает необходимость сокращения денежного стимулирования экономики.

Соответственно, планируемый выход НБРК из госпрограмм поддержки экономики до 2025 года является обоснованным и своевременным шагом для разработки альтернативных рыночных инструментов, стабилизации инфляционных процессов, поддержания покупательской способности нацвалюты, содействия конкуренции в реальной экономике и устойчивому экономическому развитию.

Вместе с тем более правильным подходом в реализации социальной политики государства, в том числе жилищной, может быть адресная поддержка социально уязвимых слоев населения. Таким образом, необходимую поддержку от государства могут получать наиболее уязвимые слои населения, а не всё общество в целом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить