На правах рекламы

Золото Востока: как инновации выводят сельхозпереработку на новый уровень

7688

Растительное масло в последние годы остается одним из немногих сельхозпродуктов, демонстрирующих ценовую стабильность на фоне постоянного увеличения спроса. Это позволяет переработчикам масличных культур уверенно инвестировать в увеличение мощностей и расширение ассортимента продукции

Цех по рафинации растительных масел применяется для очистки масел от примесей и фосфорсодержащих веществ
Цех по рафинации растительных масел применяется для очистки масел от примесей и фосфорсодержащих веществ

Трехкратный рост

Крупнейший казахский производитель подсолнечного масла, компания «ВостокСельхозПродукт», была основана в 2000 году в Восточно-Казахстанской области. За 20 лет она выросла из небольшого местного производства в лидера отрасли, отмеченного наградами как лучшее предприятие Казахстана в сфере переработки сельхозпродукции.

Иван Глушков
Иван Глушков

В 2020 компания провела полную модернизацию производства, установив современное высокопроизводительное оборудование. Это позволило втрое увеличить мощность и выйти на переработку 300 тонн подсолнечника в сутки. Также повысилось качество продукта, которое сегодня возможно контролировать в режиме on-line. Проект был реализован совместно с партнерами из КНР и компанией Bühler Казахстан-Швейцария.

- Теперь наше производство безотходное, - рассказал Иван Глушков, руководитель компании «ВостокСельхозПродукт». - Все органические остатки перерабатываются. В частности, запущена линия по изготовлению топливных брикетов из лузги подсолнечника. А продукт переработки подсолнечного масла, соапсток, используется для дальнейшего производства бытовой химии и моющих средств. Шрот идет на приготовление комбикормовых смесей для птицефабрик. Таким образом, производство стало экологически чистым и «умным».

В целом, предприятие в месяц перерабатывает около 10 000 тонн сырья, выпуская 5 000 тонн готовой продукции.

Стандарт качества

Следующий вопрос, который предполагает решить компания «ВостокСельхозПродукт», – это подготовка сырья. Сейчас предприятие имеет собственные посевные площади 14,5 тыс. га. Из них подсолнечником занята половина. Конечно, выгоднее всего было бы все поля засевать этой востребованной культурой. Но ради сохранения плодородия почвы и соблюдения грамотных агротехнологий необходим севооборот. Поэтому ежегодно половина полей уходит под альтернативные культуры, в основном зерновые.

Такой подход позволяет получать стабильно высокие урожаи даже на бедных почвах, находящихся в распоряжении компании. Хорошо показывают себя и семена фирмы «Сингента». Благодаря этому урожайность подсолнечника составляет 18 ц/га, что выше средней по региону.

Оборудование по дезодорации растительных масел. Целью процесса является удаление из масла одорирующих веществ, которые придают вкус и запах
Оборудование по дезодорации растительных масел. Целью процесса является удаление из масла одорирующих веществ, которые придают вкус и запах

Однако полученного сырья все же недостаточно для того, чтобы полностью загрузить мощный перерабатывающий завод. Так что тут используют отработанный формат сотрудничества с партнерскими фермерскими хозяйствами, которые весной получают от «ВостокСельхозПродукт» всю необходимую помощь для успешного проведения сева (семена, горючее, удобрения и т.д.), а осенью продают заводу урожай по согласованным ценам. В выигрыше обе стороны.

Таким образом, собственное сырье закрывает 30% потребности переработки, а партнерские поставки дают 70%. Однако в таком формате работы все-таки остаются нюансы. А именно - качество сырья, которое неоднородно у разных фермеров.

- Дело в том, что установленное нами новое оборудование для переработки очень требовательно к качеству поступающего подсолнечника, - пояснил Иван Глушков. – Избыточная влажность, сорная примесь – все это нужно приводить к единой норме. Именно поэтому наш проект на нынешний год – создание элеватора с мощным очистным и сушильным комплексом объемом хранения 20 тыс. тонн сырья и возможностью расширения до 50 тыс. тонн. Он позволит решить проблему подготовки поступающего к нам сырья.

Сейчас «ВостокСельхозПродукт» имеет склады и небольшой сушильный комплекс. Но ввод нового элеватора с комплексом сушки, очистки и подработки выведет технологический процесс на новый уровень. Согласно подсчетам, если сейчас подготовка и хранение тонны сырья обходится в $12, то после введения в эксплуатацию элеватора расходы снизятся до $7. Также дополнительной статьей экономии станет тот факт, что за счет расширения возможностей хранения компания сможет осенью, в период минимальных цен, закупать существенный объем сырья, не опасаясь последующих сезонных скачков цен.

Ценные смеси

После ввода в эксплуатацию нового комплекса хранения и подработки «ВостокСельхозПродукт» планирует расширить ассортимент выпускаемой продукции.

- Сейчас мы работаем над проектом по запуску технологии гомогенизации масла, - рассказал Иван Глушков. – У нас уже есть разработки в этом направлении, на которые мы получили патент в Казахстане и в США. Эта технология подразумевает смешивание подсолнечного масла с другими продуктами. Самый простой пример – смешивание подсолнечного и оливкового масел. Также популярная тема – смешивание подсолнечного масла с различными уксусами. Это повышает качество продукта и спектр применения.

Цех по винтеризации растительных масел. Здесь происходит выведение осадка из масла, который, кстати, часто можно увидеть в продукции на стихийных рынках

Цех по винтеризации растительных масел. Здесь происходит выведение осадка из масла, который, кстати, часто можно увидеть в продукции на стихийных рынках

То есть такая продукция может использоваться уже не только в пищевых целях, но также применяться как сырье в косметологической и фармацевтической промышленности. Для производителей это интересно, поскольку рентабельность таких инновационных продуктов намного выше рядового масла.

Отметим, что «ВостокСельхозПродукт», являясь крупнейшим производителем подсолнечного масла в Казахстане» акцентирует свое производство именно на местном рынке – 70% продукции остается в стране. Бренды хорошо известны казахстанцам – «Алтын Май», «Солнечное», «Нур».

На экспорт уходит 30% - в Китай, Россию, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан.

- Потенциал роста в экспорте у нас есть, - отметил Иван Глушков. – Государство поддерживает выход на внешние рынки, в том числе за счет возврата НДС. Это позволяет нам оставаться конкурентоспособными. Но все-таки обеспечение внутреннего рынка – наш приоритет. И все свои инновационные новые продукты мы в первую очередь ориентируем на казахстанский рынок.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить