Яндекс.Афиша начинает продавать билеты в Казахстане. Что думает об этом ближайший конкурент?

11779

Сможет ли российский интернет-гигант составить конкуренцию казахстанским сервисам по онлайн-продажам билетов на развлекательные мероприятия

ФОТО: pixabay.com

В четверг, 24 октября, в Казахстане заработало ещё одно подразделение Яндекса - Яндекс.Афиша. Это агрегационный онлайн-сервис, где можно приобрести билеты в кино, на концерты, театральные постановки и другие мероприятия.

Стоит отметить, что к моменту запуска интерфейс сервиса переведен на казахский язык. Сейчас в Казахстане через Яндекс.Афишу открыты продажи билетов на мероприятия в трёх городах: Алматы, Нур-Султане и Караганде.

Среди первых билетных партнёров Яндекса в Казахстане – сервисы «Городские зрелищные кассы» (kassy.kz) и Zakazbiletov.kz.

Помимо Яндекс.Афиши в Казахстане представлены и другие сервисы Яндекса – Поиск, Яндекс.Музыка, КиноПоиск, Яндекс.Такси, Яндекс.Еда и другие.

Сервис Яндекс.Афиша открылся в России в 2005 и на тот момент содержал расписания кино, театров, концертов и выставок. В 2011 появилась возможность покупать билеты в кино. Спустя четыре года стало возможным приобретать онлайн-билеты и на другие мероприятия: на мюзиклы, шоу, в театры и на прочие события.

По данным PwC за 2018 год, объём российского билетного рынка, по различным оценкам представителей индустрии, составил от 45 до 60 млрд рублей в год без учёта сегмента кинотеатров. В числе крупных игроков - Kassir.ru, Concert, Ponominalu, Kassy.ru, Redkassa и прочие билетные операторы.

Стоит отметить, что Яндекс.Афиша работает почти в 200 городах России, реализуя билеты в том числе от вышеуказанных сервисов.

Во многих странах рынки продаж билетов монополизированы. В Европе ключевым билетным оператором является Eventim. В Северной Америке — оператор Ticketmaster.

В Казахстане также идет активное развитие этого сегмента онлайн-торговли. По оценкам Forbes.kz, общий рынок e-commerce за 2018 год составил $1,2 млрд и вырос по сравнению с предыдущим примерно на 20%. При этом лидеры рынка показали более существенный прирост. Например, сервис онлайн-продажи билетов «Тикетон» показал 65%-й рост за год.

Ticketon.kz – крупнейший в Казахстане сервис онлайн-продажи билетов на культурно-развлекательные и спортивные мероприятия. Сервис работает в 18 городах Казахстана, где к нему подключено более 150 различных объектов: кинотеатров, дворцов культуры и спорта, стадионов, театров, музеев и прочих учреждений. Также сервис вышел на рынки трёх соседних республик – Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Виктория Торгунакова
ФОТО: архив Виктории Торгунаковой
Виктория Торгунакова

- Исходя из имеющихся у нас данных, рынок продаж билетов в сфере entertainment в Казахстане за 2018 год составил около 104,5 млрд тенге – это общая доля рынка билетов с учётом онлайн-продаж. По различным оценкам, доля нашего сервиса в сфере онлайн составила не менее 80%. 67% кинотеатров Казахстана подключены к онлайн-продажам Ticketon. 28% всех кинотеатров и 75% от числа всех театров страны работают на нашем кассовом программном обеспечении, - рассказала CEO Ticketon.kz Виктория Торгунакова.

С момента запуска в мае 2012 сервисом реализовано более 5,5 млн билетов в кино, театры, на концерты, спортивные мероприятия и прочие события. 80% онлайн-билетов сейчас продаётся через мобильный интернет, в том числе через приложение. Выручка компании за прошлый год превысила $10 млн.

По словам Виктории Торгунаковой, за семь лет деятельности компании как минимум четыре похожих проекта не выдержали конкуренции и ушли с рынка. Сегодня в стране осталось немного игроков. Помимо «Тикетона» это kassir.kz, kassy.kz и zakazbiletov.kz.

- Да, наша доля велика, но нас трудно обвинить в монополизме. Когда в 2012 году мы открылись, рынка как такового не было. Мы всё создавали фактически с нуля и сами двигались методом проб и ошибок. И даже сегодня мы выходим в новые города Казахстана и опять же с нуля создаём рынок. Потому что наши конкуренты в регионы особо не заходили, а мы шли туда, вкладывались и окупались, например, в течение четырёх лет. Мы приезжали в новый город и ставили в театр свое оборудование. Бывало, что самостоятельно проводили интернет, обучали кассиров программам. Для нас это большой опыт, а самое главное в нашей сфере – уровень договорённостей, наработанных контактов. И в этом плане у нас сегодня есть определённый порог защиты, - отметила руководитель компании.

Изначально львиную долю онлайн-продаж сервиса составляло кино. Сегодня этот показатель снизился в сравнении с другими предложениями – концертами, театральными постановками и пр. При этом «Тикетон» продаёт более 15% билетов от всего кинобокса Казахстана. Театральных билетов – около 80% от общей массы.

- Сегодня перед походом в театр или на концерт люди заранее приобретают билеты онлайн. Потому что если все билеты на киносеанс раскуплены, на кассе можно купить билеты на более позднее время и пройтись по фуд-корту или магазинам или вообще пойти на другой фильм. В театр или на концерт люди идут целенаправленно, и им не хочется портить себе вечер отсутствием билетов. Вообще люди стали более активно ходить в театры. И аудитория сильно омолодилась. Это кейс, которым мы гордимся, - объяснила Торгунакова.

Серьёзное влияние несколько лет назад на рынок оказали финансовый кризис и девальвация. Аудитория встала перед выбором – потратить деньги на что-то более материальное либо пойти отдохнуть в кино или на концерт. Тем более что с учётом роста курса валют организаторы мероприятий в определённый момент начали поднимать цены на билеты. Произошёл спад продаж. Позднее рынок вновь пошёл вверх, поскольку организаторы решились на снижение стоимости, а население в целом уже привыкло к всеобщему повышению цен.

- Большим фактором у нас является и сезонность. Большинство эстрадных звезд дают концерты весной и осенью. Эти периоды у нас насыщенны. При этом часто бывает так, что, допустим, Валерий Меладзе и Григорий Лепс выступают в одном городе с разницей в неделю. А это, по сути, продукт для одной аудитории. И сходить на оба концерта в течение такого короткого промежутка времени для клиентов уже накладно, тем более что обычно это парные покупки, например мужа и жены. Это рождает для нас новое направление - в скором времени мы будем продавать билеты в рассрочку или кредит. Таким образом мы поддержим и клиентов, и организаторов, - рассказала Виктория Торгунакова.

«Тикетон» также планирует более активно выступать не только в качестве билетного оператора, но и в роли самостоятельного организатора мероприятий.

- В этом году мы уже провели несколько эстрадных концертов и спектаклей в качестве организаторов. Опыт вышел удачным. Поэтому в следующем году мы планируем организовать около 50 собственных мероприятий - одно из них будет суперкрутое, с участием мировой звезды. Это то, к чему мы сегодня пришли. Мы анализируем потребности наших клиентов. У нас есть своя big data, пусть она и небольшая, но очень ценная. Мы обрабатываем много информации, знаем, на что пойдут казахстанцы, сколько они готовы заплатить и в какое время года. Ранее мы сами консультировали организаторов по многим вопросам, но теперь будем делать это в том числе и для себя, - поделилась планами генеральный директор Ticketon.kz.

Как рассказала собеседница, «Тикетону» будет проще привозить больших звёзд ещё и потому, что они работают в четырёх центральноазиатских республиках, и таким образом можно будет организовать настоящее турне для артиста по этим странам, что позволит снизить цену на билеты.

К вопросу о том, готов ли Ticketon.kz к тому, что на рынок выходит новый конкурент в виде Яндекса, Виктория Торгунакова отметила, что это нужно воспринимать как один из витков развития рынка. В целом же это должно послужить развитию общей индустрии.

- Мы сами сегодня действуем в четырёх странах, а в 2020 году планируем выйти и на российский рынок, всерьёз его рассматриваем. Если говорить о выходах на другие рынки, то это всегда новый опыт. Когда мы заходили в соседние республики, то сделали оценку местных рынков и думали, что пойдём по тому же пути, который уже прошли. В итоге столкнулись с тем, что в каждой стране есть свои особенности. Люди везде разные, у них другие потребности, другая ментальность. Уровень проникновения того же интернета совсем другой, где-то он быстрее наших ожиданий, где-то медленнее. И цифры, которые мы планировали достичь, пришлось корректировать. В одном сегменте мы планы перевыполнили, а в другом – наоборот, не достигли. Сейчас мы присматриваемся к России и видим, что там другой рынок, наш бизнес строится там по-другому. При этом нам легко масштабироваться, потому что мы развиваемся не просто как билетный оператор, но и как интернет-компания, которая разрабатывает собственный софт. У нас нет большого штата – всего 44 человека. Большую часть нашей компании составляют программисты и маркетологи. В каждой из соседних республик работает всего по одному сотруднику. Всё управляется отсюда, из Алматы. Благодаря всему этому мы входим в рейтинг Forbes Kazakhstan, - напомнила Торгунакова.

Виктория Торгунакова
ФОТО: kazfootball.kz
Виктория Торгунакова

- В 2016 году в Казахстан уже заходил российский игрок kassir.com. К сожалению, у них не получилось. К слову, часть той команды сегодня приходит к нам уже в составе Яндекс.Афиша. Хочу пожелать, чтобы в этот раз у них всё сложилось. Думаю, что частично им поможет то, что у Яндекса в определённой степени уже выстроена экосистема с другими сервисами, которые здесь уже работают. Это большой плюс. Но при этом нельзя просто прийти на другой активно развивающийся рынок и легко его забрать. Многое будет решать уже имеющийся опыт и, самое главное, наличие договорённостей с организаторами, наработка связей, - отметила Виктория Торгунакова.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить