На правах рекламы

Время жить счастливо - это всегда сейчас!

10646

Dostyk Plaza: итоги 2017 года и планы на будущее

Алексей Хегай
Фото: Андрей Лунин
Алексей Хегай

Рост потребительского рынка Казахстана, уверенный оптимизм его участников относительно ближайшего будущего экономики, ноу-хау в управлении интересным, но сложным бизнесом – об этом и не только рассказал генеральный директор ТРЦ Dostyk Plaza Алексей Хегай в эксклюзивном интервью Forbes.kz. Почти год назад он поделился новым подходом к управлению торговым центром, в этот раз мы решили узнать, каковы успехи команды Dostyk Plaza. 

Алексей, в прошлом году вы представили свои методы управления в условиях кризиса. Расскажите, каковы их плоды? Чего удалось добиться вашей компании, с какими результатами закончил 2017 год ТРЦ Dostyk Plaza?

- Для нас прошедший год был невероятно ярким и насыщенным. Мы активно реализовывали нашу главную задачу - заботу о посетителях нашего ТРЦ во всех её проявлениях. Мы прошли практически полную оцифровку бизнеса и основных показателей ТРЦ, завершив формирование полного объёма данных. Наконец, мы значительно оздоровили финансовую модель проекта.

Кардинальным изменениям подверглась наша маркетинговая стратегия. Непосредственными клиентами нашей компании являются арендаторы, однако весь 2017 год усилия команды ТРЦ были ориентированы на посетителя, наш маркетинг приобрёл более сложную и витиеватую конструкцию «B2B2C». Мы приложили максимум усилий, чтобы предоставить посетителям ТРЦ всё, что необходимо для удовлетворения их потребностей и желаний, и мы делали это гостеприимно, вкусно, комфортно и безопасно. Мы информировали покупателей обо всех изменениях, которые происходили в ТРЦ, открыто и оперативно. Судя по отзывам наших посетителей, нам это удалось.

Мы сконцентрировали усилия на точной, буквально ювелирной, выверке структуры брендов в нашем проекте, с особой тщательностью привлекая новых арендаторов необходимого нам сегмента и направления. В результате арендованная площадь выросла на 7,4 тыс. кв. м и составила более 45,3 тыс. кв. м, или 83,1% от общей площади. Мы смогли создать уникальный набор магазинов, собрать воедино сильных ретейлеров. В поддержку нашей стратегии по представлению брендов в категории «средний», «средний плюс» и «премиум», в 2017 году в ТРЦ было заведено 28 новых брендов с самых разных рынков – от желатерии до бургерной и бара, от детской одежды до профессиональной спортивной и люксовой деловой, от автомойки до магазина трендовых канцелярских товаров и мобильных устройств.

С точки зрения эффективности бизнеса нам удалось значительно продвинуться в реализации нашей долгосрочной задачи - оздоровлении финансовой модели. В результате валовая выручка компании показала прирост на 23% в долларах США по отношению к 2016 году и составила $22,76 млн за весь 2017 год. Мы достигли тех целей, которые ставили себе на год. В 2015 году переход к плавающему курсу тенге и политике инфляционного таргетирования создал новую, более жёсткую, но в то же время предсказуемую реальность. Национальный банк контролирует инфляцию и волатильность тенге, благодаря чему бизнес почувствовал себя уверенно, получил возможность прогнозировать и планировать, выстраивать свою стратегию.  Мы создали правильную, жизнеспособную и понятную модель бизнеса, приняли стратегию развития на три года, составили бюджет, который смогли выполнить по итогам 2017 года, потому что колебания курса были в рамках прогноза регулятора. Мы планируем увеличить валовую выручку к 2020 году еще на 26% по отношению к 2017 году, и она составит порядка $28,72 млн. На сегодняшний день мы идём точно по прогнозным данным, и у нас нет никаких сомнений, что по итогам 2018 года мы достигнем поставленных целей.

В 2017 году перед нами так же стояла задача по увеличению трафика посетителей ТРЦ. Данная задача была успешно выполнена. Рост посещаемости составил порядка 38% по отношению к 2016 году.

После достижения значительного роста количества посетителей перед нами возникла задача - увеличение конверсии посетителей ТРЦ в покупателей. Необходимо заметить, что конверсия в Dostyk Plaza изначально была значительно выше остальных торговых центров, и это связано с самой концепцией ТРЦ, его локацией и точечно направленным маркетингом. В 2017 году мы дополнительно смогли ощутимо увеличить процент конверсии, рост ее составил 6%. На 2018 год мы поставили себе задачу повысить этот показатель.

Одним из наиболее важных маркеров для оценки и прогнозирования для нас на текущий момент является выручка арендаторов на квадратный метр площади в долларах США. Данный показатель в 2017 году отражает уверенный рост по отношению к 2016 и даже 2015 году, в котором курс доллара составлял 185 тенге. Общий прирост оборота торговых точек Dostyk Plaza 2017 года к 2016 году составил 24%, чем мы очень гордимся. 

Мы понимаем, что восстановление потребительского рынка многократно усилило эффект от реализации наших планов. Такой позитивный тренд подогревался ещё и активным интересом европейских, российских и украинских операторов, готовых инвестировать в ретейл-бизнес Казахстана. Это очень радует, ведь инвестиции в этот сектор подтверждают, что мы выходим из очередного витка экономических трудностей.

Надо отметить, мы всей командой всегда воспринимаем трудности как вызов. Они вынуждают выйти из зоны комфорта и посмотреть на ситуацию под другим углом, найти новые бизнес-инструменты. Благодаря девальвации 2014, а потом и 2015 года мы смогли построить устойчивую оцифрованную модель бизнеса, собрать огромную базу данных, которая помогает анализировать все происходящие события, выявлять факты влияния на различные показатели. Сегодня мы анализируем такие факторы, влияющие на бизнес, как погодные условия и осадки, эффект проводимых активностей и мероприятий, продвижения в digital-среде в различных социальных сетях. Мы определяем, как они могут влиять на такие показатели, как оборот на квадратный метр магазинов, посещаемость, конверсию, средний чек. Для глубокого анализа мы приобретаем очень специфичные данные по геотаргетингу, анализируем группы данных, распределённых по величине чека, при этом мы детально погружаемся в каждый слой таких данных. Мы проводим специализированные опросы, формируя для себя актуальное мнение жителей нашего города.

Следующий шаг в цифровом пространстве для нас - это точечная персонификация покупателей. Мы хотим с абсолютной точностью видеть социальный профиль наших посетителей, понимать, каковы их желания, для того чтобы дать им возможность реализовать свои желания в нашем ТРЦ. Дать им то, чего они хотят, сделать их шопинг и отдых в Dostyk Plaza максимально комфортным и удобным, поскольку наш казахстанский и алматинский покупатель стал более требовательным! Он точно знает, что и какого качества он хочет. В ресторанном бизнесе уже недостаточно одного хорошего повара при отсутствии сервиса и, наоборот, крайне недостаточно только хорошего сервиса при неинтересной кухне. Покупатель ожидает от шопинга положительных эмоций и позитива, поэтому совместная задача девелоперов и ретейлеров - предоставить возможности покупателю удовлетворить все свои желания при адекватном соотношении цены и качества, сделать всё возможное, чтобы все 1 млн посетителей ТРЦ в месяц чувствовали себя счастливо.

Кроме того, мы отчетливо видим наличие дефицита качественных и интересных брендов детской одежды, и дефицит этот наблюдается не только в нашем ТРЦ, а в целом на рынке Казахстана. Мне бы хотелось наблюдать более активный интерес и участие американских, европейских и азиатских брендов, поэтому, пользуясь случаем, призываю их поспешить! Ведь крайне важно зайти на растущий рынок, а не в момент его насыщения!  

В этом году мы планируем увеличить количество посадочных мест на фуд-корте и увеличим количество «мягких зон» внутри ТРЦ. Мы обновили наполнение фуд-корта качественными и интересными концептами. Здоровая пища и свежие продукты - вот на чём сейчас акцентируют внимание молодые и активные ребята, которые открывают точки быстрого питания. Это уже новый шаг. Во главе угла - здоровье и качество! Это повод для нас гордиться нашей прогрессивной молодёжью, которая создаёт и реализует такие проекты. Кстати, вы пробовали у нас на фуд-корте мороженое из шубата? Теперь это наша, национальная «фишка»! 

Вернёмся к вопросу баз данных. Сейчас модно говорить о big data, о том, что необходимо развивать данное направление, но мало тех, кто чётко представляет, как пользоваться массивами данных и для чего. Можете поделиться своим опытом и наработками?

- Мы анализируем ежедневно обновляемые данные о продажах у наших арендаторов, о количестве посетителей ТРЦ, количестве автомобилей, въезжающих на территорию, количестве посетителей у наших крупнейших магазинов, колебаниях величины чека, частоте покупок и т.д. – у нас море данных. В процессе анализа мы осознали необходимость создания единой цифровой платформы в виде мобильного приложения, которое мы назвали Smart Plaza. Оно совместит в себе удобный платёжный инструмент, масштабную программу лояльности и площадку для онлайн-торговли с огромным потенциалом на будущее. Уже сейчас в приложении реализована возможность купить билеты в кинотеатры Cinemax. При покупке товара или услуги в любой торговой или сервисной точке Dostyk Plaza или в родственном ТРЦ Shymkent Plaza на счёте клиента накапливаются бонусы. Их можно потратить сразу же после их зачисления в магазинах, кофейнях и других заведениях двух ТРЦ - программа лояльности охватывает и объединяет всех наших арендаторов. В скором времени будет реализована возможность оплаты паркинга как бонусами, так и деньгами с банковской карты. Следующим этапом развития проекта будет расширение онлайн-покупок, очереди на подключение ждут магазин электроники Sulpak и супермаркет Galmart. В дальнейшем через Smart Plaza мы сможем предоставлять нашим постоянным клиентам персональные предложения, а в стратегической перспективе платформа станет основой для развития концепции «умного ТРЦ». Официально в эксплуатацию Smart Plaza будет запущена в середине лета. 

А в каких еще направлениях вы развиваетесь?

- На выходе из кризиса мы осознали, что у нашей команды огромный нереализованный потенциал, у нас работают сильные управленцы. Это достоинство усиливается ещё и тем, что мы растим новое поколение сотрудников, активных, целеустремлённых, амбициозных. Мы выявили свои самые сильные стороны, среди которых - многолетний опыт, как вы заметили, умение распоряжаться массивами данных, солидные компетенции в маркетинге и стратегическом развитии, лизинге, привлечении новых операторов, анализе и финансовом оперативном управлении. Именно они будут в дальнейшем нашими драйверами развития. Нам совершенно ясно, что команде стало тесно в наших собственных проектах и уже недостаточно работы просто внутри группы компаний. Имеющийся потенциал необходимо использовать и масштабировать. Всё в соответствии с нашим слоганом-кредо «Опираясь на опыт, опережая время»!  После завершения определённых формальностей и завершения операционных задач, наша команда будет готова брать в управление коммерческую недвижимость других девелоперов! Мы будем готовы воплощать в жизнь новые проекты поэтапно, начиная с оценки состояния, определения стратегии, обозначения рисков, прогнозирования и заканчивая достижением поставленных задач, метрик и критериев выполнения прогнозных целей, оценкой и подтверждением достигнутых результатов. Речь сейчас не только о Казахстане, но и о других странах.

Вы очень оптимистичны, но всегда есть трудности, может, поговорим о них?

- Вы правы, и я, и вся наша команда всегда настроены оптимистично. Я искренне горжусь тем, что работаю в проекте. Это самый сбалансированный ТРЦ, на мой взгляд. Dostyk Plaza - это самый Торговый, самый Развлекательный, самый Центр. И совершенно верно, что трудности есть всегда. Несмотря на происходящее в банковской системе Казахстана, очередную санацию банков второго уровня, которая влияет на бизнес и систему кредитования в стране, мы продолжаем по-партнёрски строить взаимоотношения с кредитующим банком. Однако несовершенство в кредитовании капиталоёмких проектов имеет место быть. Ведь согласитесь, крайне сложно строить девелоперский бизнес с кредитными расходами на строительство не в одну сотню миллионов долларов со сроком кредитования 10 лет. При таких условиях проекты чаще всего переходят в режим неадекватной, просто тотальной экономии расходов, что неизменно сказывается на качестве сервиса. Здорово, что наш кредитующий партнёр Halyk Bank всегда с уважением относится к нам и нашим проектам, но мы понимаем, что формирование новой банковской стратегии в отношении капиталоёмких проектов в целом даст возможность стремительному развитию бизнеса в Казахстане. Сейчас же многие бизнесмены направили взоры за рубеж с целью поиска инвесторов. Это, может, и хорошо, но мы ведь сможем сами внутри страны удовлетворить спрос по инвестированию в местный бизнес и вводить иностранных инвесторов в проекты уже со здоровыми, отлаженными бизнес-моделями. 

Что же об отношении к трудностям, то есть два пути их восприятия, и не только в бизнесе. Первый - мы можем сетовать на сложности жизни, на нездоровую атмосферу в бизнес-сообществе, на сложности с кредитованием. А можем принять вызов, усердно работать, использовать шанс для нового рывка в развитии! Мы можем идти в ногу со временем, развивать сильные стороны и подтягивать слабые! Мы с командой выбираем второй путь. Мы искренне хотим изменить мир и делаем это. Предлагаем всем соотечественникам вдохнуть полной грудью и жить счастливой насыщенной жизнью! Давайте радоваться каждому дню, принимать вызовы и с оптимизмом смотреть вперёд!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить