Как превратить юношеское увлечение в прибыльный бизнес

7793

Основатель первого в Казахстане автотюнингового ателье BAL Service рассказал Forbes Kazakhstan, как довести "железного коня" до совершенства

Фото: © Depositphotos.com/goceristeski

Увлечение автомобилями началось для Александра Касаткина в седьмом классе – с дальних путешествий на «Москвиче» 412-й модели. «Мои родители родом из Сибири, – рассказывает основатель первого в Казахстане автотюнингового ателье BAL Service. – В Алма-Ату они переехали в 1978. Купили дом с садовым участком и стали возить яблоки на продажу в Алтайский край. Во время этих поездок, видимо, и сформировалась у меня страсть к технике. Потрогать машину, посидеть за рулем – это приводило меня в восторг».

Восторг был настолько велик, что подаренный на совершеннолетие «Москвич» – тот самый, на котором перевозили яблоки, – он разобрал до основания. «Родители выжали из машины все соки, надо было ее реанимировать, – с улыбкой вспоминает Александр. – К их удивлению, за два месяца я превратил старый «412-й» в сверкающий хромом аппарат, заводившийся с пол-оборота. Это был для меня первый подобный опыт, который, однако, оказался удачным».

После службы в армии и учебы в железнодорожном техникуме молодой человек зарабатывал на жизнь по-разному: работал продавцом, таксистом, экспедитором, пригонял машины из Германии и Японии. «Время было тяжелое, начало 90-х. Таких слов, как «тюнинг», я тогда даже не знал. Просто нутром чувствовал, что нужно использовать свою природную способность совершенствовать автомобили», – рассказывает собеседник.
Началось с гаража на станции Шамалган в Алматинской области. «Туда вмещалась только одна машина, – говорит Касаткин. – Да и то было так тесно, что с трудом удавалось не поцарапать дверцы о стены». В первое время вся доработка пригнанных автомобилей сводилась к установке брызговиков, спойлеров, тонировке и покраске отдельных деталей. Тем не менее тогда это было в новинку, и покупатели были в восторге. «Как-то раз я решил покрасить подержанный двигатель – просто залез под капот, стал разбирать и покрывать краской все, что можно, – вспоминает Александр. – Через несколько дней выгнал машину на авторынок и привел тамошнюю публику в полное замешательство: люди подумали, что мотор абсолютно новый. Представляете, какими неискушенными они были?»

Постепенно молва о таланте Александра расходилась по городам и весям. Когда клиенты стали записываться в его гараж за две недели вперед, бизнесмен решил расширяться. Это была вторая половина 90-х, и среди торговцев автомобилями ходили слухи о скором появлении новой «автобарахолки» на месте нынешнего продуктового рынка «Алтын Орда». Касаткин рискнул и, не дожидаясь предполагаемого открытия, взял в долгосрочную аренду два ремонтных бокса неподалеку. Как вскоре выяснилось, поспешил: вместо автомобильного рынка был запущен овощной. «Тогда я понял: надо перебираться в город», – говорит он.

Но прошло еще несколько лет, прежде чем планы Александра начали осуществляться. В 2001 был наконец сделан первый шаг: за $21,5 тыс. предприниматель купил участок с домом в западной части проспекта Рыскулова. Несмотря на трудности с финансированием (около $10 тыс. пришлось занять), Касаткин сразу начал строительство полноценного комплекса по техобслуживанию и тюнингу автомобилей. У местных поставщиков было приобретено необходимое оборудование – покрасочная камера, компрессор, подъемники, моечные машинки. «Юридическими вопросами занимался мой тогдашний деловой партнер по имени Бахыт, – поясняет собеседник. – Когда назрел вопрос о названии компании, решили сложить первые буквы наших имен. Получилось BAL Service. Звучало неплохо».

Всего через девять месяцев после покупки участка тюнинг-ателье начало работу в полном режиме. На строительство ушло около $50 тыс. «С первых дней работы я сделал ставку на квалифицированных специалистов и стал набирать команду, – рассказывает он. – За несколько лет штат вырос до 60 человек, которые работали не покладая рук – заказов было хоть отбавляй».

До кризисного 2008 клиенты приезжали ежедневно, утверждает Александр («купят машину «в масле» – и сразу к нам на доводку»). BAL Service занял пустующую нишу премиального тюнинга: основную массу дорабатываемых автомобилей составили дорогие японские и немецкие внедорожники вроде Toyota Land Cruiser, Lexus LX и Porsche Cayenne. На вопрос, как обстоят дела сегодня, бизнесмен пожимает плечами: заказчики есть, но их не очень много. «Однако, как ни крути, всегда будут люди, которые хотят выделиться из потока. Мы им с удовольствием помогаем. Устанавливаем спортивные обвесы и диски, высококачественные аудиосистемы, перетягиваем салон дорогой кожей», – говорит он.

Комплектующие закупаются в Китае. Там готовый комплект для внешнего тюнинга (включающий так называемые юбки, пороги и прочее) можно приобрести за $3–4 тыс. В приобретении более дорогих европейских аналогов Касаткин не видит смысла: качество у них, по его словам, идентичное. Согласно желанию заказчика аэродинамические обвесы из стекловолокна могут быть изготовлены в цехах BAL Service вручную – все необходимые для этого технологии у компании имеются. «Стараемся не отставать от тенденций, – заверяет предприниматель. – В области тюнинга двигателей и ходовой части с зарубежными ателье тягаться, конечно, сложно, но обвесы наши ничем не уступают». В подтверждение своих слов Александр рассказывает о сотрудничестве с крупными алматинскими автосалонами. «Для «Тойота Центр Жетысу» мы, к примеру, шьем кожаные чехлы, – говорит он и, немного подумав, добавляет: – Конечно, для дальнейшего развития компании этого мало – надо осваивать новые направления».

Одно из таких направлений – тюнинг спорткаров, предназначенных для любительских автогонок. «Автоспорт в стране набирает популярность, – делится наблюдением Касаткин. – В 70 километрах к северу от Алматы строится специализированный гоночный комплекс. Постепенно любительские гонки выходят из «тени», становясь более безопасными, и это хорошо».

Растущая популярность автоспорта дает бизнесмену обширное пространство для деятельности. Это, например, изготовление металлических каркасов безопасности, которыми согласно законодательству должны быть оборудованы все участвующие в гонках спорткары. «Технология изготовления каркасов непростая, – отмечает Александр. – Мы ее сейчас активно изучаем. И признаюсь: мне уже интересно».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить