В ресторанах Казахстана - значительный отток посетителей
В ожидании девальвации тенге и с тревогой наблюдая за падением рубля, казахстанцы стали заметно меньше тратить в заведениях общепита
27 января в своем приветственном письме участникам второго съезда Национальной палаты предпринимателей Казахстана президент Нурсултан Назарбаев отметил: «Сегодня мы сталкиваемся с непростой ситуацией в мировой экономике, которая влияет и на внутренний рынок».
Одной из самых чувствительных отраслей экономики, на которую уже повлияла эта «непростая ситуация», стал ресторанный бизнес. Участники рынка рассказали Forbes.kz, с чем им пришлось столкнуться.
Удержать оставшихся
Управляющий директор компании «AB Restaurants» Аскар Байтасов констатирует факт оттока посетителей, но в данный момент называет его естественным.
- В начале года, как правило, у большинства жителей всегда трудности с чистым доходом: новогодние каникулы, траты на подарки родным, отпуска, - говорит Аскар. - И в этом году, мне кажется, также сыграла свою роль ситуация в России - наши соотечественники потратили большую часть свободных денег именно там. Теперь финансовый запас просто должен снова скопиться.
По словам собеседника, обычно ближе к весне рынок оживает, в конце февраля начинается более динамичное посещение ресторанов и кафе, увеличивается приток гостей. Однако так это работает на стабильном рынке.
- В феврале-марте мы ожидаем девальвацию в пределах 15% и понимаем, что временное падение спроса будет снова, - говорит Байтасов. - Но наша маркетинговая стратегия тоже адаптируется. Сейчас она направлена на удержание существующих гостей, создание программ лояльности и интересных активностей. С прошлого года мы не повышали и не будем повышать цены на наши блюда: работаем над себестоимостью продуктов и вводим более доступные позиции, всё, чтобы держать долю рынка и стабильный гостевой поток.
По словам спикера, если и будет отмечаться отток гостей, то скорее всего в ресторанах со средним и выше среднего уровнем чека (6-8 тыс. тенге и выше на человека). Для гостей этого сегмента более остро сказываются финансовые изменения. Кофейни и демократичные кафе и рестораны со средним чеком в 2,5-5 тыс. будут чувствовать себя более комфортно.
Аскар Байтасов рассказывает: прошлый финансовый кризис его компания пережила, ведя тесную работу с арендаторами и поставщиками по цене. Также в меню вводили более доступные позиции, удерживая средние цены. Велась более плотная работа с сетевыми концепциями, внедрялись комплексные системные предложения для гостей.
Выживут сильнейшие
- На наш взгляд, на плаву останутся рестораны, у которых разработаны и внедрены стандарты сервиса и кухни, те, кто годами выстраивал лояльные отношения со своими гостями, концептуальные и проработанные бренды, - считает Аскар Байтасов. - В прошедшем году на рынок вышло большое количество любителей – тех, кто впервые решил попробовать себя в этом бизнесе. На мой взгляд, они и будут уходить первыми с рынка, ближе к лету, наверное. Ну и, конечно, будет естественный выход с рынка устаревших концепций, что мы в принципе и так наблюдаем каждый год. На мой взгляд, к лету до 15% заведений может закрыться.
А вот в руководстве ресторана LT Grill The Ritz-Carlton, Almaty, который работает в сегменте luxury, Forbes.kz сообщили, что не видят оттока посетителей. Там надеются, что этого не произойдет и в течение всего года. Компания не планирует менять партнеров, и ее средний чек не изменился.
Управляющий партнер ресторанов Dedas Puri & Vino Da Puri Найля Калтаева тоже утверждает, что в ее заведениях оттока посетителей не ощутили.
- Наш первый ресторан мы открыли сразу после девальвации 2014, с пониманием непростой экономической ситуации. И все усилия мы направили на привлечение гостевого потока, - говорит Найля. - Мы ожидаем, что возможный отток будет, поэтому наша команда специально разработала антикризисную стратегию на 2015, которую мы воплощаем в жизнь. Первое, что мы сделали, - убрали из счета обязательные 10% за обслуживание.
По словам Калтаевой, заходя на рынок, в ее компании четко понимали, как будут развиваться рестораны. Поэтому заранее планировали ценообразование таким образом, чтобы занять свою нишу на рынке и стать доступными для своей целевой аудитории (средний чек в ресторанах компании – 3,5 тыс. тенге на человека).
Дьявол кроется в аренде
Тем временем совладелец ресторана «Киевский» Александр Трегубенко отмечает негативную тенденцию на рынке общепита с декабря 2014. По словам спикера, спад произошел на 20-30% по среднему чеку и на 10-15% по посещаемости ресторана. Посетители в первую очередь стали отказываться от дорогих напитков и дорогих блюд. Соответственно, администрация стала меньше заказывать дорогих продуктов у поставщиков.
Трегубенко рассказывает: совладельцам их ресторана повезло с тем, что у них нет обязательств по аренде и кредитам, но имеется выгодное месторасположение и вкусная кухня.
- В ресторанном бизнесе спрос - непредсказуемая вещь, прогнозы на будущее делать сложно, - говорит Александр. - Но если негативная тенденция продолжится, нам придется ужимать штат. Возможно, придется урезать зарплату персоналу, хотя, я думаю, до этой крайней меры дело не дойдет. А начнем мы с того, что сделаем гостям выгодные предложения, может быть, снизим цены и, думаю, выкарабкаемся.
Директор компании «Намедни Project» Андрей Пырликов солидарен с коллегой: особенно тяжело придется владельцам заведений, расположенных в арендованных помещениях. А таких, по мнению ресторатора, например, в Алматы - более половины. Многих арендодателей не интересуют затруднения владельцев точек общепита, они не идут на финансовые уступки, привязав стоимость аренды к доллару.
- Безусловно, после Нового года поток посетителей в ресторанах уменьшился, - рассказывает Андрей. – Только по новогодним корпоративам мы недобрали около 40-50% прибыли. Хотя в этот раз даже позволяли клиентам приносить в заведения свои спиртные напитки. Я волновался, что это только с моими ресторанами происходит. Но проехал по городу и увидел, что посещаемость падает даже у суперуспешных флагманов.
В первую очередь Пырликов связывает происходящее с непростой экономической ситуацией. Казахстанцы боятся тратить, накапливая ресурсы в ожидании очередной девальвации. Учитывая ситуацию в России, многие также предпочитают не тратиться. Или делают это очень ограниченно. Например, вместо банкета на 30 человек заказчик собирает 15.
Тем не менее, по словам Пырликова, бизнес, которым он занимается, - «вечный».
- Даже в революционной России и в военное время люди хотят хлеба постоянно и иногда зрелищ, а также хлеба в аккомпанементе со спиртным, которое может немного отвлечь от проблем, - говорит Андрей. - Потому я смотрю в будущее с оптимизмом. Непростое время - это толчок к улучшению качества, развитию самодисциплины, поиску новых путей развития своего бизнеса.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook