Цены на газ в РК не повышаются из-за дотаций КазТрансГаза
125 млрд тенге – такую сумму национальный оператор в сфере газоснабжения субсидировал в отрасль в 2015 ради сдерживания тарифов на газ для конечных потребителей
В пятницу, 18 декабря, на официальном сайте АО «КазТрансГаз» была опубликована информация о деятельности компании за 2015. На первый взгляд выглядит она как дежурный отчет о проделанной работе. Он так и остался бы незамеченным, если бы не некоторые озвученные факты и цифры, которые тянут на настоящую сенсацию. Например, о том, что в 2015 Казахстан впервые в истории избавился от импорта иностранного газа. Отныне наша страна собственными силами и средствами покрывает внутреннюю потребность в этом виде топлива.
КазТрансГаз хочет вернуть контроль над грузинской «дочкой»
АО «КазТрансГаз» надеется в рамках предарбитражных процедур урегулировать с... →
Это особенно актуально в свете «газовых конфликтов» в мире, когда углеводороды порой становится разменной монетой в политической борьбе. И наличие собственного газа – один из важнейших пунктов в обеспечении топливно-сырьевой независимости.
Это важное для страны событие почему-то без особого ажиотажа скромно произошло 17 ноября 2015, когда завершилось строительство участка «Бейнеу – Бозой» газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» и нитки «С» магистрального газопровода «Казахстан - Китай». До этого юг Казахстана отапливался газом из Узбекистана, который шел к нам транзитом через Киргизию. И в сильные холода зимой несколько регионов Казахстана испытывали реальный дефицит топлива. Теперь газ на юг поступает с западных регионов страны.
Полностью проект «Бейнеу – Бозой – Шымкент» будет завершен в 2017, проектная мощность всех трех ниток составит 55 млрд кубометров газа в год. Кроме этого, окончание строительства участка «Бейнеу – Бозой» и нитки «С» позволило соединить в единую газотранспортную систему все магистральные газопроводы страны. Кстати, участок «Бейнеу – Бозой» был введен в эксплуатацию на пять месяцев раньше запланированного графика. Это позволило «КазТрансГазу» сэкономить государству $500 млн.
Впрочем, теперь мощностей «КазТрансГаза» хватает не только для того, чтобы обеспечить голубым топливом Казахстан, но и существенно увеличить экспорт. Так, если в 2014 компания продала за рубеж 1,8 млрд кубометров газа, то в 2015 поставки за рубеж составят 2,6 млрд кубометров, что на 45% больше.
Очевидно, что активная газификация страны приводит и к улучшению экологии. О проблемах с окружающей средой, кстати, в последнее время все чаще говорят алматинцы, которые травятся городским смогом. Машины дымят выхлопами от сожженного бензина, частный сектор – углем, а городские котельные и электроцентрали – мазутом.
Решит ли перевод авто на газ проблему дефицита бензина в РК
В среду, 18 февраля, мажилис одобрил ратификацию поправки о продлении срока... →
К сожалению, городская программа полного перехода города на газовое отопление пока далека от завершения. А «КазТрансГаз» мог бы как раз стать спасительным кругом для задыхающихся горожан. Обозреватель Forbes.kz специально уточнял в компании, хватит ли объемов и мощностей «КазТрансГаза» для полной газификации Алматы. Последовал однозначный ответ: хватит.
Кстати, еще одну цифру о деятельности «КазТрансГаза» мы приберегли, что называется, на десерт. Как уже сообщал Forbes.kz, после отпуска тенге в свободное плавание местные акиматы в городах и областях страны ведут активные переговоры с поставщиками коммунальных услуг о сдерживании тарифов. Многие казахстанцы любят жаловаться на расценки монополистов, порой называя их даже «антинародными» компаниями. Но большинство граждан даже не представляют, какими усилиями и какой ценой обходится это сдерживание тарифов. В частности, «КазТрансГаз» только в этом году дотировал на внутренний рынок 125 млрд тенге для того, чтобы не поднимать цену на голубое топливо! То есть себестоимость газа, который компания добывает или, по большей части, закупает у иностранных добытчиков для внутреннего обеспечения, значительно выше той цены, по которой газ реализуется на внутренний рынок. А ведь компания легко смогла бы потратить эти деньги, например, на полное погашение своих обязательств. Но тогда каждый из 7 млн. казахстанцев, который пользуется газом, заплатил бы за «голубое топливо» в среднем на 17,5 тыс. тенге больше. Но в «КазТрансГазе» пока предпочитают брать эти долги на себя и субсидировать рынок.
Кажется, понятно, кто один из явных претендентов на победу в конкурсе за звание самой народной компаний страны, работающей на благо государства и общества.