Нужно ли финсектору Казахстана восстановить национальные рейтинги?

7084

До недавнего времени в Казахстане работало два национальных агентства

ФОТО: © Depositphotos.com/indomercy2012

Фонд развития предпринимательства «Даму» в рамках «Дорожной карты бизнеса» намерен субсидировать часть купонной ставки облигаций, выпускаемых бизнесом для финансирования собственной деятельности. Как отмечает директор департамента субсидирования фонда Сауле Абишева, сейчас средняя ставка кредитования МСБ составляет 14–17%. Если 11% из них будет оплачивать государство через «Даму», это станет хорошим подспорьем для снижения долговой нагрузки на предпринимателей.

Механизм поддержки существует с начала 2020 года и предусматривает частичное субсидирование ставки по обес­печенным облигациям, выпущенным для финансирования инвестиционных проектов. «Даму» предлагает включить в проект необеспеченные облигации, а также расширить цели финансирования, разрешив привлекать деньги на пополнение оборотных средств.

Если планам «Даму» суждено будет сбыться, средний бизнес сможет привлекать деньги на «оборотку», не изыскивая залоги и под комфортный процент, что, скорее всего, выльется в большое число заявлений о регистрации выпусков. Покупателями облигаций могут выступить не институциональные инвесторы, в том числе физические лица, пробующие себя на фондовом рынке. В принципе, краткосрочные облигации средних компаний при нужном соотношении цены и риска весьма привлекательны для мелких инвесторов. Однако есть небольшое «но». Облигация, как известно, фактически долговая расписка. Приобретая ее, инвестор рассчитывает вернуть деньги с процентом, и для него первостепенно финансовое здоровье заемщика и его возможность обслуживать долг. Поэтому инвестору, особенно неквалифицированному, нужны инструменты оценки надежности эмитента. Инициатива «Даму» их не содержит.

Основным мерилом кредитоспособности эмитента долговых бумаг являются рейтинговые оценки. Такой институт экспертизы, как рейтинговое агентство (РА), повышает доступность привлечения финансирования через фондовый рынок для предпринимателей и позволяет охватить более широкий круг инвесторов, в частности розничных, использующих внешнюю экспертизу в оценке рисков.

В мире насчитывается почти сотня рейтинговых агентств, хотя инвесторы отдают предпочтение «большой тройке»: Fitch, Moody's и Standard & Poor's. На развитых локальных финансовых рынках существуют национальные агентства, рейтингующие по национальной шкале – когда сопоставляются внутренние риски заемщиков. Внутренней оценкой пользуются локальные инвесторы, а для заемщиков – получателей рейтинга ее стоимость в разы дешевле, чем международная оценка. Поскольку стоимость рейтинга включают в затраты по выпуску облигаций, заемщик, намеревающийся размещаться на местном рынке, предпочтет оценку от местного РА.

Судя по всему, «Даму» намерен максимально сократить издержки МСБ по выпуску облигаций, поэтому не ставит перед ним требование по наличию рейтинга. Но даже если бы таковое было, заемщики не смогли бы его выполнить. Ведь в Казахстане на сегодня отсутствуют национальные РА.

Без пророка в отечестве

До недавнего времени в Казахстане работало два национальных агентства – «Эксперт РА» и Рейтинговое агентство РФЦА, созданные при участии иностранных партнеров. Поле для их деятельности создавали листинговые требования KASE о наличии кредитного рейтинга у эмитента облигаций. В 2014 биржа провела реформу официального списка ценных бумаг и требований к ним, изменив принципы листинга. Новые листинговые правила не настаивали на обязательности наличия рейтинга, и листинг перестали рассматривать в качестве квазирейтинга и показателя инвестиционного качества инструмента. Новая структура официального списка KASE стала ориентироваться на показатели ликвидности. Биржа предложила инвесторам ориентиры торгуемости и обеспечила максимальное раскрытие информации об эмитентах и ценных бумагах, предоставив инвесторам возможность самостоятельно оценивать качество ценных бумаг для принятия инвестицион­ных решений.

Отмена требований по рейтингу на KASE совпала с реформой пенсионной системы. Активы частных фондов передали в ЕНПФ, не заинтересованный в покупке облигаций компаний средней капитализации с национальным рейтингом. Других инвесторов для таких облигаций в то время не нашлось. Банки и страховые организации ограничены в покупке облигаций без международного рейтинга, паевые фонды не восстановили позиции после кризиса 2008 года. В итоге спрос на облигации второго эшелона иссяк. Клиенты закончились, и казахстанские РА тихо-мирно прекратили свою деятельность.

Сейчас неквалифицированные инвесторы оценивают риски кредитоспособности, исходя из рекомендаций аналитиков инвестиционных компаний, в случае когда последние аналитически сопровождают конкретного эмитента. Но, как правило, инвесткомпании анализируют крупных эмитентов. К тому же у них присутствует конфликт интересов между аналитическим подразделением и брокерским бизнесом. Поэтому мелкий инвестор заинтересован в появлении внешней независимой оценки, признаваемой регулятором и рынком.

Между тем организация национального РА пока не стоит на повестке дня. Тому есть несколько причин, считает директор департамента аналитических исследований Jýsan Invest Бауыржан Тулепов. Прежде всего существуют законодательные требования для казахстанских финансовых организаций по проведению обязательной самостоятельной оценки кредитного качества эмитентов. Кроме того, по мнению эксперта, имеются макроэкономические проблемы по отсутствию полноценного рынка частных эмитентов. Не в пользу создания РА говорят низкая маржинальность этого бизнеса и дефицит профессиональных кадров. «Эти проблемы в том или ином виде присутствовали на рынке и раньше, из чего происходил формализм в работе существовавшего ранее РА РФЦА. Следовательно, в том случае если ответственные лица имеют планы по возобновлению работы в этом направлении, эти проблемы следует решить. В частности, сделать необязательной оценку кредитного качества эмитентов для финансовых организаций, хотя бы в некоторых случаях», – поясняет Тулепов. Он полагает, что организация национального РА станет актуальной по мере развития рынка ценных бумаг, в частности сегмента корпоративных облигаций. «С учетом того, что доверие к рейтинговому агентству вырабатывается на опыте взаимодействия с эмитентами, а это требует времени, стоит задуматься об организации РА уже сейчас», – говорит Тулепов.

При этом эксперт оговаривает необходимость негосударственного статуса агентства, поскольку характер бизнеса РА основан на независимости. В то же время этому направлению явно требуется государственная поддержка, например, по возмещению части операционных затрат для установления максимально интересных цен на услуги, с учетом небольших размеров фондового рынка Казахстана.

Другие не в счет

В отсутствие внешней экспертизы неквалифицированные инвесторы могут воспользоваться другими инструментами, частично покрывающими инвестиционные риски. В частности, в Казахстане существует институт представителей держателей облигаций. Он предусматривает, что инвестиционная компания или банк периодически оценивает кредитное состояние эмитента облигаций и его способность обслуживать свой долг, доводя информацию до владельцев облигаций. Данный институт имеет один недостаток: экспертизу проводят профессиональные участники финансового рынка.

Торговые площадки в свою очередь не будут стремиться вновь взять на себя функции квазирейтинга. «В рамках своих правил у биржи нет конкретного плана по введению жестких требований по наличию рейтинга, – говорит заместитель председателя правления KASE Наталья Хорошевская– Тем не менее как организатор торгов биржа стремится к тому, чтобы любая компания, находящаяся в списках, какого бы качества она ни была, раскрывала бы информацию о себе таким образом, чтобы инвесторы могли сами оценить ее финансовую устойчивость и принять решение: покупать ценные бумаги или нет».

В Нур-Султане на бирже AIX в листинговых требованиях также нет обязательного наличия кредитных рейтингов у эмитента, его получение является добровольным решением. Правила листинга AIX предполагают раскрытие финансовой отчетности по международным стандартам, что дает инвесторам возможность оценить финансовую состоятельность и кредитное качество эмитентов. «Возможно, для некоторых категорий инвесторов наличие рейтингов, особенно от международных агентств, является важным фактором при принятии инвестиционных решений, однако на данной стадии развития мы не планируем устанавливать для эмитентов требования по кредитным рейтингам», – сообщили в пресс-службе биржи.

Если облигационные займы средних компаний начнут набирать объемы, инфраструктуру рынка ценных бумаг придется расширять. На развитых рынках РА готовят отраслевые отчеты и прогнозы, а также предлагают сервисы, позволяющие в режиме реального времени получать оценки вероятности дефолтов и рисков, а также анализировать события, не охваченные рейтинговой моделью.

Показательно, что в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) считают важным развитие в Казахстане национальных РА. «Необходимость развития внутреннего рынка кредитных рейтинговых агентств отражена в Концепции развития финансового сектора Казахстана до 2030 года. Объективно на сегодняшний день сложно представить альтернативный для инвестора инструмент оценки кредитного качества потенциального объекта инвестирования», – прокомментировали вопрос Forbes Kazakhstan в пресс-службе регулятора. Услугами международных РА пользуются в основном крупные национальные и частные компании, а также финансовые организации. Тогда как кредитные рейтинговые оценки локальных РА, к примеру, могут использоваться при оценке компаний малого и среднего бизнеса для предоставления им различных форм государственной поддержки, таких как субсидирование и гарантии, считают в АРРФР. Услуги РА, по мнению регулятора, могут иметь широкое применение на финансовом рынке. В частности, использоваться при оценке качества активов, приобретаемых компаниями по страхованию жизни в рамках продуктов накопительного страхования, венчурными и инвестиционными фондами, в том числе фондами недвижимости: в случае если такая оценка будет предус­мотрена правилами данных фондов либо при желании инвестора.

В АРРФР отмечают, что рынок кредитных рейтинговых оценок в Казахстане должен накопить необходимую «критическую массу» наработанной практики присвоения рейтингов. Ее достижение является необходимым для адекватной оценки объективности и эффективности методологической базы, беспристрастности локальных рейтинговых агентств. Движущей силой развития института кредитных РА, по мнению регулятора, должна являться потребность рынка в получении качественной и непредвзятой экспертной оценки. Это позволит в будущем «внедрить регулирование и стандарты деятельности кредитных РА на территории Казахстана, а также использовать их кредитные рейтинги для целей пруденциального и иного регулирования».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить