Супермаркеты продают зарубежные товары под видом казахстанских
В алматинских супермаркетах Magnum и Silk Way в Алматы на полках с вывеской «Сделано в Казахстане» выставлен товар из России и Белоруссии, выяснил Forbes.kz
Республиканскую акцию «Сделано в Казахстане» инициировали активисты Общенационального движения «Казахстан-2050». Суть акции в том, что секции с продукцией отечественных производителей отмечают в супермаркетах ярлыками с надписью «Сделано в Казахстане». Акция призвана выделить казахстанскую продукцию, сделать ее более привлекательной для покупателей и поддержать отечественных производителей.
Поддержать отечественных производителей призвал и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 11 февраля. Этому предшествовали заявления казахстанских бизнесменов о том, что они испытывают сильную конкуренцию со стороны российских и белорусских производителей после начала функционирования ЕАЭС и девальвации рубля.
Российский товар на казахский мотив
Однако покупатели, решившие поддержать отечественных производителей, рискуют принести прибыль их конкурентам из стран-партнеров по ЕАЭС. Так, обозреватель Forbes.kz Виктор Бурдин обнаружил в супермаркете Magnum в ТРЦ Maxima, на полках, помеченных ярлыком «Сделано в Казахстане», влажные салфетки «Ас ату».
Несмотря на упаковку в традиционном казахском стиле, на самом деле эти салфетки произведены российским ООО «КОТТОН КЛАБ».
Директор департамента маркетинга и рекламы торгового комплекса Magnum Cash & Carry Виктор Горегляд пояснил Forbes.kz, что причиной несоответствия стал "человеческий фактор".
«Сотрудник отдела, увидев на упаковке салфеток казахстанкий дизайн и название «Ас ату», ошибочно выставил ценник с дизайном «Сделано в Казахстане», - объяснил он.
С продавца, допустившего ошибку, взяли объяснительную и провели с ним работу «по улучшению качества выполнения возложенных обязанностей и предотвращению подобных ситуаций в будущем», подчеркнул Виктор Горегляд.
Деревня «Простоквашино» в составе Казахстана
В супермаркете Silk Way на пересечении улиц Толе би и Наурызбай батыра на полках, помеченных ярлыками акции, мы обнаружили упаковки рафинированного сахара с изображением гор, орла и казахского национального орнамента и броской надписью KazProducts.
Однако на обратной стороне упаковки указано, что сахар произведен в Белоруссии, а KazProducts – название официального дистрибьютора белорусского сахара в РК.
Кроме того, на полках с молочной продукцией ярлыком «Сделано в Казахстане» помечен известный российский бренд «Простоквашино».
Рядом – сырный продукт «Фетакса», производителем которого на упаковке значится ООО «Хохланд Руссланд», Россия.
Ответственность за несоответствие товаров указателям маркетолог сети супермаркетов Silk Way Аида Магзи возложила на... покупателей:
- Покупатели нашего супермаркета, рассматривая товар, передвигают его, поэтому указатели и не соответствуют.
F: Но ведь покупатели не могут передвинуть весь товар одного производителя на другое место и аккуратно его там расставить.
- Покупатели переклеивают указатели с надписью «Сделано в Казахстане».
F: То есть покупатели отклеивают указатели и приклеивают их на другие места?
- (Смеется) Иногда они (указатели. - F) закрывают ценники. И покупатели, чтобы увидеть ценник, отклеивают указатель и приклеивают его где-нибудь рядом. Но мы уже все ярлыки переклеили и теперь будем жестко контролировать, чтобы они были на нужных местах.
F: Как будете контролировать?
- Теперь супервайзеры будут постоянно следить за этим. Понимаю, то, что случилось в нашем магазине, неприятно, но это человеческий фактор.
О нарушениях знают не все
Медиадиректор общенационального движения «Қазақстан 2050» Канат Ауесбай рассказал Forbes.kz, что такие случаи активистам известны.
«Действительно, в некоторых магазинах на специально выделенных полках «Сделано в Казахстане» выставляется продукция, произведенная в других странах. Наши активисты фиксируют такие нарушения и делают замечания самим ретейлерам. Они также документируют нарушения (делают фотографии) и собираются отправить эти фотографии в Общество защиты прав потребителей», - сообщил он.
Канат Ауесбай рассказал, что активисты проводят комплексное исследование, в котором собирают информацию о торговых точках-нарушителях.
«Исследование будет презентовано в мае 2015. Пока в интересах исследования движение не может назвать эти торговые точки», - подчеркнул он.
В Комитете по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК сообщили Forbes.kz, что к ним жалоб о нарушении акции не поступало, и они пока не могут сказать, какое наказание повлечет за собой такое нарушение.
Напомним, в январе 2015 первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев заявил, что на аренду в супермаркетах торговых полок для отечественных товаров будет выделен 1 млрд тенге. В феврале заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Нуржан Альтаев сообщил, что крупные ретейлеры готовы предоставить полки бесплатно.
Тем временем, как видим, некоторые из них занимаются профанацией хорошей инициативы.