Стройка продолжится

7208

Как в BI Development встречают новые вызовы в эпоху пандемии?

Согласно исследованию консалтинговой компании Knight Frank, 57% девелоперов всего мира приостановили свою деятельность в связи с пандемией коронавируса. Однако в Казахстане, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, крупные игроки на рынке жилстроя демонстрируют неплохие бизнес-результаты по итогам года. Максим Чернышов, генеральный директор BI Development, отмечает, что компании удалось выполнить поставленные цели на этот год. Застройщик намерен сохранять и наращивать свое лидерство в регионах присутствия, а также занять ведущие позиции не только в Казахстане.

Максим, расскажите, тяжелый ли год выдался для компании?

– Действительно, год был полон вызовов. Из­-за локдауна продажи жилья в апреле упали в 3 раза по сравнению с мартом. Нам пришлось временно приостановить строительные работы на некоторых проектах, сократить накладные расходы, а также перейти на онлайн-­консультации. Однако задачи, которые изначально стояли перед нами на год, мы выполнили! Из основного: стратегическая цель по выручке на 2020 год была 300 млрд тенге, и в ноябре мы ее достигли. То, что казалось бесконечным ужасом в начале, к концу лета превратилось в отличный результат, который повлек за собой рекордные продажи в осенний период.

Назовите основные причины падения продаж и как удалось справиться с их решением?

– Самой большой проблемой для всех девелоперов стал запрет на передвижение людей по городу. В нашей компании этот вопрос решили благодаря цифровизации: за время первого карантина менеджеры провели около 7 тыс. консультаций и денежных транзакций. Сейчас благодаря отложенному спросу в столичные отделы продаж ежемесячно приходят порядка 10 тыс. человек (прирост на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года).

Мы связываем увеличение трафика с несколькими причинами. Во-­первых, 95% своих объектов наша компания завершает в срок. Во­-вторых, холдинг не просто возводит здания, а создает стиль жизни будущих жителей, формируя необходимую инфраструктуру: школы, поликлиники, дороги. В­-третьих, у нас репутация надежного застройщика. Нам доверяют уже 225 тыс. казахстанцев, и с каждым годом эта цифра растет. Потому что мы слышим и ценим нашего клиента и стараемся не бросать жителей при возникновении внештатных ситуаций. В-­четвертых, мы постоянно внедряем новые IT-решения, призванные облегчить жизнь нашим клиентам. Например, это презентованная в конце октября экосистема - приложение BIG App.

Какие стратегические цели стояли перед вами в этом году?

– Нам удалось вырасти в доле по реализации первичного жилья в Нур-­Султане до 55% и закрепиться в Алматы на уровне 22%. Кроме того, мы успешно выполнили план продаж в Ташкенте. Рассчитываем увеличить долю нашего присутствия на узбекистанском рынке до 30%. До конца этого года мы сдаем в эксплуатацию по всем регионам более 1 млн кв. м жилья – это порядка 7 тыс. квартир. Вывод проектов завода ModeX был приостановлен в связи с переориентированием готовых блоков на возведение инфекционных госпиталей. Сейчас команда пересматривает график строительства по ЖК «7я» и «Сезім қала». В следующем году в планах построить 175 тыс. кв. м жилья по данной технологии. Модульное строительство – одно из инновационных направлений нашей сферы и должно получить широкое распространение по всему Казахстану.

Изменились ли в целом тренды в жилстрое за время пандемии?

– Изменение образа жизни людей повлекло за собой формирование новых предпочтений. Определенный спрос сместился с одно­-, двухкомнатных квартир на более просторные либо на частные дома со своей территорией. Люди устали сидеть в заточении и захотели собственное дворовое пространство. Поэтому мы быстро среагировали на новый тренд и выпустили в продажу соответствующие продукты: коттеджный городок BI Village Deluxe 4, продолжение проекта Vela Village 3-­й сектор и абсолютно непривычный для рынка недвижимости объект – Vela Village Land, где мы реализуем права аренды на земельные участки внутри охраняемой и безопасной зоны, а клиенты строят недвижимость самостоятельно по трем видам проектов, которые мы им дарим.

Как вы считаете, есть ли на казахстанском рынке девелопмента выигравшие и проигравшие?

– Существенных изменений на жилищном рынке не произошло. Но как минимум кризис отразится на сроках сдачи объектов, и это будет видно у ряда некоторых девелоперов. Потому что мы, как крупнейший застройщик, тоже это почувствовали на себе. Не исключено, что если бы пандемия оказалась более затяжной, то рынок проверил бы многих игроков. В целом строительную отрасль можно отнести к числу тех, кого пандемия затронула не так кардинально, как другие сектора экономики. Наша сфера, наоборот, стала локомотивом. Объем строительных работ и услуг за девять месяцев 2020 года вырос на 10,5%. Ввод жилья за этот же период составил 9,6 млн кв. м по РК, это на 9% больше, чем в прошлом году.

Ипотечное кредитование, на ваш взгляд, станет драйвером отрасли?

– Мы очень на это надеемся. Объем оформленных жилищных займов за девять месяцев 2020 года составил почти 600 млрд тенге, это больше на 3%, чем за аналогичный период 2019-­го. В следующем году кредитные программы должны заработать в полной мере с учетом возможности использования пенсионных средств, а также благодаря тому, что многие проекты, которые мы запустим, будут иметь лицензию ФГЖС, что позволит продавать объекты долевого строительства в ипотеку. По данным наших аналитиков, программы «Бакытты отбасы 2–10–20», «Шанырак 5–10–20», «Баспана хит» должны дать импульс развитию ипотечных займов на 60–70%. Другие страны уже давно пришли к таким показателям. К примеру, в соседней России 65% всех сделок ДДУ приходятся на жилищные займы. У лидирующего застройщика РФ – компании «ПИК» по итогам первого полугодия 2020-­го доля ипотечного кредитования составила 76%. И большая часть из них – с господдержкой.

Касательно распаковки пенсионных средств, по нашим оценкам, 1,7 трлн тенге – это ориентировочная сумма изъятия от всех накоплений фонда. То есть около 530 тыс. человек смогут использовать свои деньги на улучшение жилищных условий. Из них недвижимость на сумму примерно 700 млрд тенге приобретут как минимум 100 тыс. казахстанцев. Поэтому мы в компании готовим большой портфель проектов в продажу и постараемся быть «на волне» будущего спроса, предложив клиентам разнообразный продукт во всех сегментах, городах и локациях.

Насколько сильно вы хотите увеличивать объемы в следующем году и за счет чего последует рост?

– В следующем году мы планируем выпустить в продажу по Нур-Султану порядка 15 тыс. квартир во всех сегментах жилья. В Алматы – 4 тыс. квартир, также стандарт­, комфорт­, бизнес­- и премиум­-классов. Рассчитываем расти за счет жилищных займов. Цель на 2021 год – 50% сделок в ипотеку.

Также мы делаем ставку на создание дополнительной ценности для клиентов даже после заселения. В этом нам помогут новейшие разработки наших IT-­специалистов – продукты BI Cleaning и BI Ferma, а также BI Club, в котором постоянно регистрируются новые партнеры, готовые предоставить скидки и специальные условия для наших жителей. Возможность управлять своим жильем через приложение BIG App трансформируется вслед за рынком и превращается в некий SuperApp.

А как обстоят дела с проектами на внешних рынках?

– В марте этого года мы вышли на рынок Узбекистана и начали строительство первых зарубежных проектов в партнерстве с девелопером Murad Buildings, создав совместную компанию NRG. Сейчас у нас есть пять проектов, которые мы собираемся развивать, два из них уже в активной проработке – это жилые дома в Ташкенте NRG Oybek и NRG Mirzo Ulugbek. В будущем планируем возводить и объекты инфраструктуры. По стратегии компании на 2020–2024 годы, наша цель – сконцентрироваться в крупнейших городах Казахстана и Центрально-­Азиатском регионе. Также мы продолжим рассматривать вопросы относительно выхода на рынок России, чтобы в полной мере раскрыть свой потенциал.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить