«Добрая воля в отношении России»: почему Казахстан отменил запрет на перецепку грузов

18582

Казахстанских логистов лихорадит с начала войны на Украине: сказались антироссийские санкции, закрытие неба над Украиной и западными регионами России, нехватка транспортных средств поднятие цен на перевозку грузов


ФОТО: © Depositphotos/Johnnyrh

О том, как это повлияет на казахстанскую логистику, рассказала член управленческого совета WiLAT (Women in Logistics and Transport – подразделение Королевского института транспорта и логистики, Великобритания) по Казахстану и Центральной Азии, генеральный директор SevenR Logistics Оксана Сорокина.

Сегодня, по словам Сорокиной, отмечается резкий рост цен на транспортные услуги. Раньше в Казахстан грузы из Европы могли доставлять как казахстанские, так и белорусские, российские и европейские перевозчики.

- А сейчас остались только казахстанские либо белорусские перевозчики, у которых есть зарегистрированные в РК компании. Мы вынуждены резервировать машины за 2-3 недели до погрузки, тогда как в прошлом году достаточно было 3-4 дней. Растут и цены, которые поднимают перевозчики из-за того, что вынуждены простаивать на границе с европейскими странами. Литва, например, сейчас пропускает по 20-30 машин в сутки вместо 200-300. В таких условиях многие клиенты сами готовы переплачивать, - говорит Сорокина.

Оксана Сорокина
ФОТО: © UNDP Казахстан
Оксана Сорокина

Казахстанские заказчики в погоне за быстрой доставкой при рыночной цене в 8-9 тыс. евро за фуру предлагают 10-11 тыс. евро. 

- Также есть нехватка прямых машин из дальних направлений - Швеции, Франции, Испании, Италии и других стран. Конечно, есть альтернативный маршрут через Турцию, Грузию, Азербайджан, но и тут всё не гладко. Во-первых, увеличиваются сроки доставки, не только по причине более длинного маршрута, но и по причине очередей на границе Турция - Грузия, а также в ожидании парома из Баку в Актау. Приоритет отдается контейнерам и вагонам, а автомобили ждут свою очередь до двух недель, - объясняет собеседница.

Во-вторых, альтернативный путь, который сейчас активно прорабатывают госструктуры, выходит намного дороже: если ранее фура из Германии 0бходилась в 10 тыс. евро, то теперь стоит 15,5-16 тыс. евро.

Кроме того, в Казахстане участились случаи задержания грузовиков, которые доставляют продукцию из Европы, но на границе с Россией и Беларусью меняют тягач, оставляя груз под тем же тентом. Эта «перецепка» нужна потому, что российские или белорусские грузовики не могут заезжать на территорию ЕС, как и европейские - на территории РФ или РБ. Однако в Казахстане с 2017 года действовал запрет на «перецепку»: груз должен идти от начала до конца пути следования под одним тягачом. Такой же запрет в России наложен с 2015-го. 

1 июня стало известно, что правительство РК временно приостановило запрет «перецеплять» грузы на российских и белорусских тягачах до 1 января 2023 года. Решение было принято во время встречи глав правительств РК и РФ 30 мая.

В МИИР РК данное решение объяснили «доброй волей в отношении России и Белоруссии». Отмена запрета является ответом на ранее анонсированную белорусскими и российскими властями приостановку действия аналогичного требования в отношении Казахстана.

На вопрос, чем же продиктована приостановка запрета на «перецепку» грузов, Сорокина отвечает, что в Казахстане не хватает машин, растут цены на перевозку и игроки рынка постоянно жалуются в госорганы на рост цен.

- Нам просто не на чем вывозить грузы! Можем вывозить только за сумасшедшие деньги, и всё равно приходится ждать свободный транспорт по две недели. Это решение по крайней мере увеличит количество опций для импортёров. С другой стороны, есть сомнение, что это приведет к снижению цен, что сейчас важно для всех, - отмечает она.

Нехватку автотранспорта в Казахстане сейчас пытаются заполнить те же российские и белорусские перевозчики, которые регистрируют автотранспорт в Казахстане. По словам Сорокиной, это может грозить демпингом.

- А еще - нехваткой «дозволов» (бланков иностранных разрешений на перевозку грузов). Да, новые игроки не получат сразу по 20-30 «дозволов», для начала по одному-двум, но они нужны и нашим, изначально казахстанским перевозчикам. Еще проблема с шоферами - с казахстанского водителя всегда есть спрос, его можно привлечь к ответственности, а по отношению к гражданам РФ или РБ это будет сложнее сделать, - подытожила Сорокина.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube