Сколько Coca-Cola зарабатывает в РК и на чём экономит в кризис

34325

Об этом рассказал директор по корпоративным коммуникациям материнской компании – CCI - Атилла Ерликая

Фото: mzansilive.co.za

Владелец бренда самого известного в мире напитка работает в Казахстане с 1994 года через ТОО «Coca-Cola Almaty Bottlers» (CCAB). Тогда в РК был открыт первый завод всемирно известного производителя. И хотя казахстанцы пьют местную Coca-Cola уже более 20 лет, немногие знают, кто владеет бизнесом по розливу этого напитка в нашей стране. Владельцы бренда в РК решили исправить эту ситуацию и «стать более открытыми» для казахстанцев. Forbes.kz узнал детали из первых уст. 

О бизнесе в Казахстане рассказывает Атилла Ерликая. Он является директором по корпоративным коммуникациям Coca-Cola İçecek (CCI) – компании, которая выпускает напиток на 25 заводах в 10 странах мира: Казахстане, Турции, Киргизии, Азербайджане, Туркменистане, Таджикистане, Сирии, Ираке, Иордании, и Пакистане. Ей и принадлежат казахстанские заводы по производству напитка, придуманного 130 лет назад.

Атилла Ерликая.
Атилла Ерликая.

Основным акционером CCI является турецкая Anadolu Group с долей в 50,3%. Пакетом 20,1% акций владеет «бабушка» казахстанской CCAB - головная компания The Coca-Cola Company. Еще 3,79% компании принадлежат турецкой компании Özgörkey. Остальные акции CCI размещены на турецкой фондовой бирже Borsa İstanbul.

Интересен тот факт, что головная The Coca-Cola Company не является крупнейшим держателем акций CCI. По словам Атиллы Ерликая, так американцы работают во многих странах мира: они предпочитают дать возможность развивать локальный бизнес, а сами становятся партнерами местных игроков.

Компания CCI была создана в Турции почти 30 лет назад с головным офисом в Стамбуле. CCI - пятый крупнейший ботлер Coca Cola в мире, который в год производит напитков в объеме 1,2 млрд юниткейсов (юниткейс – единица измерения производителей, которая соответствует упаковке объемом в среднем 5,6 литра). Продуктовая линейка компании насчитывает 25 брендов воды, соков, чаёв, спортивных, энергетических и газированных напитков, и, конечно, Coca-Cola.

Что касается финансовых показателей, то в 2015 доход CCI составил 6,7 млрд турецких лир (около $2 млрд), EBITDA - около 1 млрд лир (около $300 млн). Данные по Казахстану компания отдельно не разглашает. Однако, как рассказал Forbes.kz Атилла Ерликая, продажи в нашей стране занимают около 8% бизнеса CCI. Поэтому, применяя грубые математические подсчеты, можно условно сказать, что доход от продаж CCI в Казахстане в 2015 мог составить около $150 млн, EBITDA – около $24 млн.

Атилла Ерликая уверяет, что CCI – одна из самых «зеленых» компаний не только в евразийском регионе, но и в мире. Так, она входит в рейтинг ООН 100 самых экологичных компаний – больше ни одна компания из 10 стран, где работает CCI, в рейтинге не представлена. Для производства напитков и упаковки требуется большое количество энергии и воды, и в CCI усиленно работают над тем, чтобы снижать потребление ресурсов.

- Казахстан является чемпионом среди стран группы по экономии воды, - говорит Атилла Ерликая. – За последние 10 лет на местных заводах компании снизили показатели водопользования на 30%. Сегодня в Казахстане, чтобы произвести 1 литр напитка используется всего 1,5 литра воды, это включая производство бутылки и этикетки. 93% отходов производства здесь полностью перерабатываются.

На производство в Казахстане в CCI вообще смотрят серьезно. С 1994 группа инвестировала в страны Средней Азии около $0,5 млрд. Из них половина пришлась на Казахстан. Первый завод компании - в Алматы на улице Гоголя – был открыт более 20 лет назад, и на нем действовало две производственные линии. В 2005 производство было перенесено – тогда был построен большой завод в поселке Береке близ Алматы, и там было открыто уже 10 производственных линий. А в 2016 CCI официально запустила второй казахстанский завод - в Астане - стоимостью $80 млн. Пока там действуют две производственные линии, но есть возможность увеличить их количество до 10. Не исключено, что они будут запущены совсем скоро - за последние 5 лет CCI вдвое увеличила объемы продаж в нашей стране. Сегодня Coca-Cola Almaty Bottlers входит в тройку крупнейших FMCG–компаний страны.

На производство Coca-Cola в Казахстане напрямую работают около 700 человек, а учитывая различные агентства, дистрибьюторов, компания считает, что создала в стране 2500 прямых и косвенных рабочих мест.

Казахстанскими кадрами турецкие владельцы бизнеса вообще гордятся. Вот, например, почему.

- Готовую продукцию мы разливаем в том числе в пластиковую бутылку, которая делается из гранул, - рассказывает Атилла Ерликая. – Для этого бутылка выдувается с помощью давления и горячей воды. Наши немецкие поставщики оборудования установили норму подачи давления в 32 бар. Однако инженеры в Турции «поколдовали» и смогли уменьшить давление до 17 бар. А снижение давления при производстве – это колоссальная экономия электроэнергии. Производители оборудования сказали, что это невозможно. Но в Турции смогли это сделать. Но потом казахстанские инженеры смогли снизить давление до 15 бар! При этом сохраняется качество, естественно. Таким образом, расходы на производство бутылки у нас снизились почти в два раза.

Конечно, кризис не мог не затронуть производителя напитков. Тем более, что ингредиенты для продукта и материал для упаковки закупаются за рубежом. Бизнес пришлось оптимизировать. Так, в бутылках для некоторых напитков снизили количество пластика. Например, литровая бутылка для воды Bonaqua раньше весила 21 г, сейчас – 10 г. Из-за этого она стала тоньше и мягче, но зато проще перерабатывается. Также на бутылках с некоторыми напитками стали заметно тоньше пластиковые крышки – тоже сэкономили на материале. В 2015 была еще попытка уменьшить 0,5-литровую бутылку с колой до 0,450 л, но потом производители вернули прежний объем. Эти и другие меры, в том числе инженерные инновации, позволили компании повысить цены на свою продукцию всего на 10%. И падения спроса на казахстанские напитки CCI не произошло.

- Наш продукт не премиальный, а ежедневный, и нам важно, чтобы он оставался доступным для потребителя, - говорит Атилла Ерликая. – Да, время для казахстанской экономики сейчас сложное, но мы продолжаем вкладывать в производство, потому что знаем: тяжелые времена рано или поздно пройдут, и инвестиции положительно скажутся на нашей деятельности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить