Сколько «Яндекс.Такси» будет зарабатывать на казахстанцах

32903

Об этом в интервью Forbes.kz рассказал генеральный директор компании Тигран Худавердян

Тигран Худавердян.
Тигран Худавердян.

Как уже сообщал Forbes.kz, с 28 июля в Алматы запущен сервис «Яндекс.Такси». Он работает в партнерстве с таксопарками города и позволяет пользователям через мобильное приложение заказать ближайшую свободную машину с шашечками. Примечательно, что запуск «Яндекс.Такси» состоялся буквально сразу после выхода на казахстанский рынок другого международного сервиса по заказу машин – Uber. Несмотря на внешнюю похожесть – работу с онлайн-заказами – сервисы кардинально отличаются в главном: через Uber пользователь заказывает машину с частным извозчиком, через «Яндекс» - официальное такси.

В среду, 27 июля, в Алматы состоялась презентация «Яндекс.Такси», на которой гендиректор компании Тигран Худавердян дал интервью Forbes.kz.

FТигран, когда вы готовились выйти на казахстанский рынок, наверняка проводили его оценку. И что вы скажете о нашем рынке?

- Начну издалека. Ранее считалось, что крупные рынки такси в основном сконцентрированы в супермегаполисах с многомиллионным населением – в Москве, Нью-Йорке, Лондоне и т.д., где складывается достаточно высокий средний чек за поездки. А в городах поменьше считалось, что таксопаркам работать было не интересно – население сравнительно небольшое, средний чек маленький. Мы же проанализировали ситуацию и поняли, что это не так. Мы запускались в России в сравнительно небольших городах с населением в 1-1,5 млн человек. Выяснилось: средний чек здесь, да, в разы ниже, но во столько же раз выше частотность поездок. Люди в небольших городах пользуются такси чаще, порой даже как общественным транспортом. Например, если здесь автобусы перестают ходить после 22.00, то в это же время поездки на такси резко возрастают. Мы поняли, что именно такие города нам интересны.

И рынок Алматы тоже очень интересный. Здесь вместе с агломерацией проживает 2 млн человек, город является крупнейшим в стране - соответственно здесь и платежеспособное население.

FГотовясь к выходу, вы не встретили сопротивление таксопарков, чиновников?

- Нас приняли очень тепло. Особенно нас удивил акимат города. Его сотрудники еще до выхода «Яндекс.Такси» на рынок в Алматы сами связались с нами и инициировали подписание меморандума о сотрудничестве и взаимопомощи. Такую поддержку инноваций со стороны властей редко встретишь.

FЛюбой алматинец вам скажет: услуги официальных таксопарков Алматы заметно, порой в разы дороже, чем «бомбил». Своим запуском в городе вы таксистам фактически ломаете цену. Так почему они встретили вас «очень тепло»? Какая им выгода сотрудничать с вами?

- Тому, что у таксопарков цены выше, есть простое объяснение – владельцы такси в отличие от частного сегмента ограничены в ресурсах. Например, у владельца компании всего 100 автомобилей, и с таким количеством машин ему нужно обслуживать весь город. Скажем, когда поступает заказ из другого конца мегаполиса, туда надо отправлять машину. Добавьте к этому время простоя в ожидании заказа. Все это создает огромные дополнительные расходы. Простой пример: таксист на вокзале назначает вам троекратную цену за поездку. Вам она кажется несправедливой. Но на самом деле цена - правильная, потому что вы должны заплатить таксисту еще и за всё то время, что он вас ожидал, потому что за день ему надо заработать определенное количество денег.

Что делаем мы? Даем возможность таксомоторным компаниям стать такими же мобильными и эффективными, какими являются частники с улицы. Наша компания, агрегатор, не отправляет такси в другой конец города, а находит ему пассажира в нескольких минутах езды. И тем самым мы уравниваем шансы официальных такси и частников. Если раньше им приходилось конкурировать в абсолютно неравных условиях, то сейчас ситуация становится прямо противоположной. Такси уже не простаивают, а работают гораздо эффективней, за счет чего и цена на услуги перевозки ниже.

Вы не поверите, но еще пять лет назад Москва была городом, где никто не пользовался официальным такси – они стоили дико дорого. Но произошел полный переворот: сейчас в столице России никто уже не голосует на улице. И таксомоторные компании, которые раньше просто выживали или были на грани вымирания, сейчас развились. У крупнейшего таксопарка города, например, сейчас 4 тыс. машин.

FВы наверняка встречались с руководством наших таксопарков, видели наши такси. Какое впечатление они произвели на вас. На приемлемом ли они уровне?

- Более чем. Мы видим, что рынок в Алматы достаточно развит, здесь работают разные игроки – мелкие и крупные. Когда я прилетел в аэропорт Алматы, то увидел на стоянке такси разных сервисов. Важно, что здесь нет монополизации и чрезмерной регуляции. Как, например, в Стамбуле, где рынок настолько зарегулирован, что там везде ездят одинаковые такси и цены у всех одинаковые. А у вас на рынке реальная конкуренция.

FСколько «Яндекс. Такси» в Алматы будет зарабатывать с каждой поездки, сгенерированной вашим сервисом?

- У нас – простая и открытая экономика. Сейчас, на старте, мы ничего не берем, чтобы облегчить запуск. Нулевая комиссия действует первые несколько месяцев, а в некоторых городах - до года. Дальше вводится комиссия. Вообще на рынке комиссия варьируется в пределах 10-30%. 30%, например, взимается за поездки бизнес-класса. В «Яндекс.Такси» же средняя комиссия  –  10-11% без НДС. За поездки высокой стоимости комиссия несколько выше. А на маленький чек комиссия вообще не применяется - было бы несправедливо брать с водителя комиссию за поездку стоимостью 100-200 тенге.

FВаш интерес понятен. А какая выгода рынку от вашего прихода?

- В первую очередь от этого выигрывают пассажиры, получая комфорт и невысокую стоимость услуг. Мобильные сервисы позволяют организовать рынок, сделать его более эффективным.

В выигрыше и таксопарки. Сегодня у них есть возможность расширить бизнес, серьезно его реструктурировать и оптимизировать. Симбиоз с мобильной платформой позволит таксопаркам покупать всё больше машин, привлекать больше водителей и зарабатывать больше. В Москве, например, в одном таксопарке четыре года назад было 70 машин, а сейчас - 1200. В регионах России, например, наблюдается дефицит машин, и мы стимулируем таксомоторные компании закупать новую технику. Поэтому я абсолютно уверен, что качество услуг такси вырастет и в Казахстане.       

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить