Сакен Сарсенов: Казпочту ожидает полная цифровизация услуг

12923

Полгода назад председатель правления АО «Казпочта» рассказал Forbes.kz о планах модернизации компании («Казпочта начинает работать по франшизе и запускает дроны»). Все ли планы удалось претворить в жизнь и с какими целями почтовый оператор начинает 2018 год, Сакен Сарсенов рассказал нам в очередном интервью

Сакен Сарсенов
Фото: архив пресс-службы
Сакен Сарсенов

Сакен Сейтжаппарович, начнем с самого громкого вашего заявления: о доставке почты в отдаленные районы Казахстана дронами. Удалось реализовать этот проект?

- Проект реализован, и довольно успешно, сегодня мы доставляем продукцию печатных СМИ и небольшие бандероли в 30 населенных пунктов четырех областей страны. Мы уже перевезли более тонны грузов, а общий налёт составил около 500 часов. Наши расчёты эффективности полностью подтвердились: применение дронов в почтовых перевозках дает значительную экономию средств, тем более что мы не приобретаем дроны, а сотрудничаем с компаниями по принципам сервисной модели. Оплачивая услугу доставки корреспонденции дронами, мы вносим свой вклад в развитие рынка подобных услуг. Если в самом начале к нам поступило предложение только от одной компании, с которой мы и стали сотрудничать, то сегодня число таких компаний возросло, улучшаются и технические характеристики дронов. Рынок заинтересовался и увидел выгоду для себя.

Разумеется, это не отменяет традиционные способы доставки. Но дроны показали высокую эффективность там, где существуют проблемы с дорогами и погодой. В ближайших планах доставка корреспонденции еще в 139 населенных пунктов Казахстана, и возможность доставлять в села лекарственные препараты, об этом уже есть предварительная договоренность с Минздравом.

Но для меня очень важно другое: наши сотрудники наглядно убедились, что мы можем самостоятельно реализовывать высокотехнологичные проекты.

Говоря о технологичных проектах, нельзя не вспомнить про запуск роботизированного офиса Казпочты. Наши люди готовы к таким сервисам?

- Мы открыли первый цифровой офис в ЖК «Хайвилл» в Астане в декабре 2017, и должен сказать, что он пришелся по душе нашим клиентам. Они заходят к нам по пути в супермаркет или вечером после работы, чтобы оплатить свои услуги или забрать посылку из почтомата. Такой цифровой офис заменяет полноценное отделение с 20 сотрудниками, при этом он работает без выходных, с 10.00 до 22.00. В этом году мы запустим еще 7 таких офисов в Алматы, Караганде, Шымкенте и Актобе. На первых порах в офисе работает два консультанта, которые учат наших клиентов пользоваться новыми сервисами. Есть у нас и роботы-консультанты, которые пока могут рассказать об услугах, но в будущем эти роботы смогут принимать заявки, к примеру, на выпуск платежной карты, просто спросив ваши личные данные. Учитывая то, что в электронных консультантах используется система с применением искусственного интеллекта, возможности для наращивания услуг у таких роботов безграничны.

В прошлом интервью вы упоминали о планах предоставления франшизы. Заинтересовался ли бизнес этим предложением?

- Мы провели переговоры с владельцами крупных ритейлерских сетей, имеющих филиалы в сельской местности, владельцами аптечных сетей, АЗС. Бизнес готов сотрудничать с нами на условиях франшизы. Недавно мы заключили договор с компанией, которая планирует открыть 7 точек в Астане, так что мы намерены развивать это направление. Мы хотим дать предпринимателям возможность зарабатывать за счет предоставления услуг Казпо­чты. Тем самым мы увеличим наше присутствие, а предприниматели смогут получать дополнитель­ный доход. Казпочта должна быть в шаговой доступности для клиентов, чтобы зайдя в магазин у дома или заехав на заправку, вы смогли оплатить счета или получить свою посылку.

В прошлом году вы встречались с представителями крупнейшего мирового игрока рынка электронной коммерции, о чем удалось договориться? Готова ли Казпочта стать двигателем этой отрасли в Казахстане?

- У Казпочты есть для этого все возможности – готовая инфраструктура и полный цикл почтово-логистических и финансовых услуг. Именно такой обширный спектр услуг и сервисов, предоставляемых Казпочтой, и стал решающим фактором для Alibaba Group при выборе нас в качестве стратегического партнера в Казахстане. А первым результатом нашего сотрудничества стал выпуск кобрендинговой карты AliExpress с кэшбеком в 1,5%. Наши ближайшие планы – стать локальным партнером AliExpress в Казахстане, мы будем сокращать сроки доставки их товаров в Казахстан благодаря оптимизации логистики и запуску новых продуктов Е-ПАКЕТ и SRM. Также наши команды совместно улучшают сервисы интернет-площадки AliExpress, ориентированной на онлайн-покупателей из Казахстана.

Каким вы видите построение системы электронной коммерции в Казахстане?

- Уже сегодня каждая вторая посылка в стране доставляется Казпочтой. В 2017 мы доставили свыше 16 млн посылок. И мы рассчитываем, что в 2020 увеличим этот объем в четыре раза, доведя до 60 млн посылок. Мы будем продолжать развиваться в двух направлениях: горизонтально – улучшая наш «core» - бизнес-доставку, ускоряя сроки, улучшая качество и внедряя новые технологии; и вертикально - расширяя линейку услуг, то есть предоставляя комплекс услуг для интернет-магазинов от таможенной очистки, складирования, фулфилмента до качественной доставки.

С начала 2017 Казпочта сократила сроки доставки товаров по Казахстану в 2,5 раза (с 15 дней до 6 дней). Многие казахстанцы делают покупки в интернет-магазинах других стран, например Китая, США и стран Европы. Сроки доставки из данных регионов также были сокращены в 2,5 раза, с 60 до в среднем 18-25 дней. Сейчас мы работаем с нашими партнерами из других стран над вопросом оптимизации авиамаршрутов до Казахстана, с таможней Казахстана над автоматизацией процесса таможенной очистки почтовых отправлений, а также модернизируем свою сортировку и процесс доставки. Если раньше мы обрабатывали до 10 тыс. посылок в сутки, то с запуском автоматизированной сортировочной машины мы стали обрабатывать 100 тыс. посылок в сутки. Все это позволит нам сократить сроки доставки из ключевых стран до 10-15 дней в 2018.

Для улучшения качества доставки мы внедряем цифровизацию наших бизнес-процессов, в том числе в информационном взаимодействии с интернет-магазинами. Например, информация о графике работы и адресах наших отделений, супермаркетов посылок и почтоматов доступна в сети и постоянно обновляется.

Покупатель теперь имеет полный контроль над процессом доставки товара посредством смс-уведомлений, телеграм-бота и мобильного приложения рost.kz. Это все то, что в конечном счете влияет на качество.

Кроме стандартных услуг по доставке для интернет-магазинов, Казпочта активно развивает услуги по складированию, упаковке и управлению возвратами. Первый фулфилмент-центр мы запустили в декабре 2017 в Алматы. В Астане аналогичный центр откроется во втором квартале 2018.

Сегодня правительство приняло программу «Цифровой Казахстан», разработана Дорожная карта развития рынка электронной коммерции, а новая редакция Налогового кодекса предусматривает серьёзные льготы для интернет-магазинов, такие как отмена индивидуального и корпоративного подоходного налога на 5 лет. Самое время для бизнеса начать продавать свой товар онлайн.

Как Казпочта взаимодействует с банками второго уровня?

- В настоящее время Казпочта предоставляет весь спектр расчётно–кассовых услуг в рамках Закона «О почте», кроме выдачи займов. Учитывая то, что большая часть наших клиентов проживает в сельской местности, главной нашей задачей является обеспечение доступности всех банковских услуг. Поэтому, безусловно, взаимодействие с банками второго уровня является для нас важным направлением развития бизнеса. Сегодня мы говорим о цивилизованном агентском бизнесе с соблюдением правил НБ РК, с обязательной интеграцией с информационными системами банков и использованием новых технологий обслуживания, в том числе системы биометрической верификации клиентов для минимизации рисков. Мы запустили собственный процессинговый центр, который позволяет выпускать собственные карты за пару дней, и стали работать практически со всеми крупными банками страны.

Если раньше по оформлению кредитов мы сотрудничали с одним банком, то сейчас мы имеем возможность предоставлять кредитные продукты всех банков Казахстана, обеспечивая при этом для всех равное качество обслуживания и создавая здоровую конкуренцию на этом рынке. В 2017 через отделения Казпочты одобрено около 90 тыс. заявок, а средняя сумма кредита составила 250 тыс. тенге.

Кроме трансфер-агентских услуг по кредитованию мы принимаем платежи по погашению кредитов в пользу всех банков и заявки на открытие депозитов банков. К примеру, благодаря сотрудничеству с ЖССБ мы предоставили нашим клиентам возможность участия в государственных программах на приобретение жилья.

Недавно совет директоров компании принял новую стратегию развития Казпочты. Чего ждать клиентам и сотрудникам компании?

- Если с инфраструктурой и ИТ-сервисами мы как-то разобрались, то к качеству оказания услуг есть вопросы. Поэтому следующий год в компании мы объявили Годом качества, и все наши усилия будут направлены на то, чтобы полностью исключить брак в работе. Мы поставили перед собой цель - войти в число 20 ведущих почтовых компаний по версии Всемирного почтового союза. Планируем, что доходы компании в ближайшие 5 лет вырастут более чем на 70%, а производительность труда воз­растет более чем в два раза и до­стигнет 5,7 млн тенге/человек в год. Совместными усилиями мы должны увеличить доходы компании так, чтобы улучшить качество жизни всех работников компании.

Наша бизнес-модель построена на потребностях клиентов и наших конкурентных преимуществах – обширной сети отделений, доступности услуг и их разнообразии. Мы видим себя как платформу для развития электронной коммерции, финансовых услуг, как единого поставщика всего комплекса логистических услуг и услуг доставки для компаний внутри Казахстана и как регионального игрока на рынке транзита товаров между Европой и Китаем, включая соседние регионы.

Это значительное изменение в стратегии меняет нашу бизнес-модель в сторону еще более жесткого контроля за расходами, операционной гибкости, сокращения сроков от идеи до запуска продукта. Мы ставим себе цель сократить сроки курьерской доставки внутри Казахстана до трех дней максимум. Сроки доставки товаров из-за рубежа сократить до двух недель, а возможно, и меньше, чтобы соответствовать постоянно растущим международным стандартам.

То есть вы решили полностью отойти от прежней модели почтового бизнеса?

- А по-другому и быть не может! Меняется уклад жизни – меняемся и мы. В этом и заключен смысл трансформации. Во-первых, это полная цифровизация наших услуг на базе платформы post.kz. Клиент должен иметь возможность осуществлять все операции онлайн, не приходя в почтовые отделения. Причем мы рассматриваем возможность предоставления онлайн не только почтовых и финансовых, но и государственных услуг, о чем ведем переговоры с корпорацией «Правительство для граждан».

Цифровизация бизнеса также включает в себя планы по развитию клиентской аналитики Big Data совместно с ведущими игроками рынка аналитики больших данных. Это мировой тренд, развитие которого поддержал и наш совет директоров. Аналитики McKinsey оценили выборку из 700 компаний по всему миру, и пришли к выводу, что использование аналитики больших данных дает порядка 6% дополнительного дохода.

Второй момент – это организационная трансформация. Мы должны модернизировать компанию, сделать ее клиентоориентированной, а ее структуру более прозрачной и более управляемой. К примеру, мы уже реорганизовали некоторые службы, что позволило минимизировать возможности для хищения средств компании и клиентов, усилить контроль за деятельностью материально ответственных сотрудников.

Третье, и я об этом уже упоминал ранее. Переход на сервисную модель. Это включает в себя, в том числе, и передачу в аутсорсинг всех непрофильных видов деятельности (кол-центр, IT-обслуживание, магистральную логистику). Такой подход позволит нам сосредоточиться на ключевых операциях и повысить качество основных услуг.

Стратегия затрагивает только внутренний рынок Казахстана?

- Нет, конечно. Мы видим, что посылочный и логистический бизнесы стремительно развиваются с приходом онлайн-коммерции, она будет стимулировать рост отрасли. Мы также будем выходить на рынки курьерской доставки, в том числе за пределами Казахстана, где сегодня мы не так активны. Анализ опыта успешных почтовых администраций мира показал, что все они развивали конкурентные услуги курьерской доставки и выходили за пределы своих домашних рынков.

Еще одна наша инициатива - создание транспортного мультимодального коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор». Казахстан является самым удобным сухопутным транспортным «плечом» из Китая в Европу и обратно. Создание коридора позволит расширить комплекс логистических услуг, обеспечить нам выход на рынок курьерской доставки в странах ЕАЭС, а значит, увеличить доходы. Мы уже провели переговоры с нашими азербайджанскими, российскими, иранскими партнерами с тем, чтобы перевозка продуктов электронной коммерции транзитом из Европы в Китай осуществлялась именно через нас. Казпочта должна и может стать международным хабом. Насколько выгоден этот рынок, говорят следующие данные. Китайские аналитики считают, что в следующем году из Китая в Европу уйдет 250 млн посылок, а обратно в страну поступит 800 млн посылок. Китай – самый крупный потребитель европейской продукции. И Казахстан ему не миновать. И это в обозримом будущем дает нам широчайшие возможности. Когда я говорю «нам» - это означает не только Казпочту, но и наших многочисленных партнеров. А это банки, страховые и логистические компании, малые и средние предприятия – наши клиенты.

Все жители Казахстана и огромное количество компаний, работающих в стране - это актив, это одновременно источник и генератор доходов. Поэтому успешная трансформация нашей компании служит цели укрепления экономического потенциала и Казахстана в целом, и его населения в частности.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить