С открытым шлюзом

10758

Альянс Банк нашел для себя новую нишу в Интернете

В минувшем августе на рынке электронной коммерции Казахстана появился новый игрок. Электронная платежная система KZM.kz, запущенная командой Альянс Банка, стала первой площадкой в стране, на которой аккумулировано столько разномастных сервисов: от ведущих российских банков до игры «Ганджубасовые войны».

Альянс Банк находится на шестом месте среди крупнейших банков страны (по активам). Но самочувствие у него не чемпионское. После национализации в 2009 году банк успешно прошел реструктуризацию долгов, но по-прежнему остается одним из самых проблемных по доле неработающих кредитов. Неудивительно, что банк поменял свою стратегию, сделав ставку на розничных клиентов. Но добиться их расположения нелегко.

«Банковский сектор сегодня — самый конкурентный из всего казахстанского ретейла. Десять ведущих банков предлагают примерно одни и те же продукты. Что делать в такой ситуации? Искать нишевые аудитории!» — объясняет заместитель председателя правления Альянс Банка Аскар Бишигаев. Например, среди интернет-пользователей.

Бишигаев — интернетчик со стажем. Несколько лет назад он работал в «Казахтелекоме» и продвигал «Мегалайн». Особенности интернет-аудитории знакомы ему не понаслышке. «Эти люди покупают компьютеры, регулярно платят за Интернет. Значит, деньги у них есть», — говорит зампред. По его данным, ежемесячно среднестатистический гражданин делает около 15 платежей — за коммуналку, оплачивает покупки, сотовую связь. Почему бы не проводить деньги через электронные системы? Тем более что в Казахстане уже несколько лет развивается интернет-банкинг, системы моментальных платежей (например, QIWI). Многие пользуются электронными деньгами — WEBMoney и другими.

«Но мы посмотрели на рынок и пришли к выводу, что ситуация в электронной коммерции, мягко говоря, не очень хорошая», — говорит Бишигаев. «На сегодняшний день на территории Казахстана мало подобных ресурсов», — соглашается Владимир Ким, директор ТОО «ОСМП» (продвигает терминалы QIWI в РК). В частности, на рынке нет универсальных электронных платежных систем, объединяющих физлиц и разнообразных мерчентов (продавцов товаров и услуг, работающих в области электронной коммерции).

Фото: Андрей Лунин

Альянс Банк решил такую систему сделать. Как рассказывают Бишигаев и его коллеги, концепция проекта оформилась где-то в сентябре 2010 года. К концу года алматинские программисты-аутсорсеры написали сайт KZM.kz. Несколько месяцев заняла интеграция с программными продуктами, используемыми самим банком. И в августе 2011-го KZM.kz обслужил первых клиентов.

В момент запуска на сайте KZM.kz были представлены 12 партнерских компаний. К концу ноября количество сервисов выросло до 117. Из них 54 — это игровые ресурсы. Остальное — сотовые операторы, соцсети, кабельное телевидение и др. Заметно присутствие россиян: через электронный кошелек на KZM.kz можно оплатить услуги МТС, «Мегафона», сделать перевод в несколько российских банков и электронных платежных систем — «Яндекс.Деньги» и «QIWI Кошелек» (всего сайт сотрудничает с восемью платежными системами, в том числе ДЕНЬГИ@mail.ru, RBK money и др.). Бишигаев надеется, что до конца года партнерами проекта станут магазин «Озон.ру», «Казахтелеком» и платежный шлюз электронного правительства.

Все расчеты через KZM.kz идут в тенге. Их можно прямо на сайте конвертировать в рубли (по курсу Альянс Банка).

Банкиры надеются, что количество сервисов будет расти. Одна из главных сложностей — это интеграция сайта с ресурсами партнеров. Сейчас приходится каждый раз делать уникальные шлюзы с отдельными параметрами. «К 1 января 2012 года надеемся выставить открытый API-шлюз, чтобы все желающие сами дописывали нужные для соединения параметры», — говорит Бишигаев. После этого количество партнеров проекта должно резко увеличиться. «Мы создаем площадку, на которой могли бы монетизироваться казахстанские сайты», — говорит банкир.

Еще одна мечта Бишигаева — чтобы совершать платежи могли не только физические, но и юридические лица.

«Команда KZM и Альянс Банка имеет хорошую репутацию в банковском секторе. С такой командой можно и нужно сотрудничать», — уверен Владимир Ким. «Электронные платежи — очень перспективное направление. Мы готовы не только развивать собственную систему, но и сотрудничать с независимыми площадками. KZM — подходящий ресурс, — утверждает топ-менеджер одного из интернет-магазинов, правда, тут же оговаривается: — Мы еще не до конца понимаем этот проект. Подождем, пока сделают открытый API-шлюз».

Не все верят в проект Альянс Банка так, как верит Владимир Ким. «Ограниченность KZM.kz в том, что воспользоваться порталом могут только клиенты Альянс Банка. А у них меньше 1% от пользователей кредитными карточками в стране. Мой прогноз: это умирающий проект», — отзывается о платежной системе один из известных в Казахстане банковских специалистов.

Можно ли считать KZM высокомаржинальным проектом, который поможет банку в конкурентной борьбе?

Бишигаев резко возражает: «Чтобы пользоваться KZM, кредитная карточка вообще не нужна». Правда, клиентом банка быть все же нужно: должен быть счет в банке (для открытия кошелька «Премиум») или, как минимум, надо прийти в банк и зарегистрироваться (для кошелька «Базовый»). Пополнять счет можно только через кассы банка. Бишигаев признает, что это не слишком удобно, но ссылается на требования законодательства. «Мы изучаем нормативную базу, и я надеюсь, что после нового года мы перейдем на облегченную версию регистрации клиентов в рамках законодательной базы», — говорит он. Что касается перспектив проекта, то Бишигаев рассчитывает на 100 тыс. пользователей к концу 2012 года. Сколько их сейчас, зампред не говорит.

У скептиков есть и другие аргументы. «Проще не создавать собственную платежную систему, а воспользоваться существующей — скажем, PayPal или “Яндекс.Деньги”, с проверенными системами безопасности транзакций. Насколько можно доверять KZM — никто не знает», — говорит представитель одной из компаний. «По закону эмитировать электронные деньги можно, только положив на депозит такую же сумму в тенге. Альянс этого не делает», — жалуется другой специалист.

«У нас нет и не будет никаких электронных денег — все расчеты ведутся в тенге! Что касается безопасности, поверьте, мы уделяем ей огромное внимание», — уверяет Бишигаев. По его словам, при расчетах сначала с кошелька снимается определенная сумма, и потом операции идут непосредственно с ней. Таким образом обеспечивается дополнительная секьюритизация остальных денег.

Кажется, единственное требование критиков, которое признает Бишигаев, это недостаточно проработанная эргономика. «Мы еще будем менять интерфейс. Количество сервисов должно вырасти в несколько раз — потребуется очень грамотная и продуманная структура сайта».

Можно ли считать KZM высокомаржинальным проектом, который поможет банку в конкурентной борьбе? И да и нет. По словам Бишигаева, комиссия с клиента составляет 30 тенге за транзакцию в пределах Казахстана. При перечислении денег в Россию (с другими странами KZM пока не работает) она может составить 1–2%, а может и 0% — если мерчент сам платит так называемую «нижнюю комиссию». В итоге первоначальные инвестиции в объеме $400 тыс. банкиры надеются вернуть за три года. На точку безубыточности проект должен выйти через 20 месяцев. «По пессимистическому прогнозу», — уточняет Бишигаев. Не слишком быстро. Зато KZM.kz должен привлечь для Альянса новых клиентов, прежде всего с розничного рынка. И укрепить лояльность клиентов существующих. «В ближайшие два года я жду появления на рынке новых электронных платежных систем. Российские банки уже научились с ними работать. Это настоящие фабрики новых продуктов. Они будут расширять свое присутствие в Казахстане. Если локальные банки не выйдут на тот же уровень — как они будут конкурировать?» — задается риторическим вопросом Бишигаев.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить