Рынок онлайн-коммерции «разогрелся» на фоне девальвации тенге

11403

Кризис и девальвация тенге заставили казахстанские компании более агрессивно продвигать свои услуги и товары в интернете. Об этом свидетельствуют данные анализа интернет-площадки Allbiz, подготовленного специально для Forbes.kz

Иллюстрация: therunet.com

Активизация после проседания

В этом году пик активности продаж казахстанских компаний в интернете пришёлся на январь-март. В I квартале 2015 предприниматели получили 48% от общего количества интернет-заказов за девять месяцев года. Уже к средине весны объёмы интернет-продаж существенно просели – число заказов упало почти в два раза.

Такое заметное падение было вызвано существенным ухудшением экономической ситуации в России (это главный торговый партнёр Казахстана в интернете) и трудностями в экономике Украины (второго по объёмам торгового партнера).

После резкой девальвации тенге в августе многие представители малого и среднего бизнеса были настроены весьма пессимистично, ожидая начала негативных трендов в экономике. Но, как оказалось, удешевление нацвалюты вынудило компании активизироваться, по крайней мере, в онлайне. По данным Allbiz, в августе объёмы онлайн-торговли незначительно снизились – на 12%. Но уже по итогам сентября количество интернет-заказов, которые получили компании РК, выросло на 10%. Это позволило им практически вернуться к июльским объёмам.

В октябре наметилась позитивная динамика – общее количество заказов казахстанских компаний выросло на 25% по сравнению с сентябрём. Это свидетельствует о том, что бизнес начинает понимать – в условиях кризиса роль интернета как значимого канала продвижения и продаж существенно возрастает.

Куда поставляли

56% всех экспортных онлайн–заказов, которые получили казахстанские предприятия за 10 месяцев 2015, приходятся на долю российских компаний. Украина получила почти 12% заказов, а покупатели из Узбекистана сгенерировали 7%. Также компании получали значительное количество интернет-заказов из Киргизии, Турции, Китая, Белоруссии и США. Замыкают десятку самых активных покупателей казахстанской продукции Германия и Польша.

Что продавали

Самое большое количество заказов в интернете получают казахстанские производители и продавцы продуктов и напитков. На этот сегмент приходится 11% от общего количества интернет-заявок за 10 месяцев этого года. Ещё 16% заказов получают компании, работающие в сферах стройматериалов и сельского хозяйства. Другие заметные категории товаров, которыми торгуют казахстанские предприниматели: товары для здоровья и красоты, авто-мото-велотехника, мебель, одежда и обувь, промышленное оборудование. При этом три ведущих направления лидируют и в структуре онлайн-экспорта РК. Но их доли существенно выше, чем на рынке онлайн-торговли в целом. Эти три категории занимают 60% от общего количества экспортных заказов Казахстана.       

Всё – на экспорт!

По итогам 10 месяцев 2015 количество импортных заказов казахстанских компаний в онлайне на 20% превысило число экспортных заявок. В то же время динамика роста экспортного направления впечатляет - в октябре заказы в этом сегменте онлайн-рынка выросли более, чем в два раза по сравнению с сентябрем и практически достигли показателей самого удачного для бизнеса месяца в году – января. Доля октябрьских заказов составила 15% от их общего количества за 10 месяцев. Это означает, что бизнес начинает понимать, что решение проблемы ликвидности находится в развитии экспортного направления и освоении новых рынков. 

Нет поводов для паники

Результаты исследования Allbiz показывают, что интернет-торговля Казахстана пошла в рост, несмотря на негативные явления в экономике. Всё большее количество компаний и предпринимателей делают ставку на онлайн, так как видят его растущую роль в продвижении на зарубежные рынки. Кроме того, переориентация на интернет-продвижение дает возможность экономить на рекламе и маркетинге, что крайне актуально в тяжёлые времена. Предприниматели понимают, что бояться инвестировать в этот канал не стоит. Чем больше будут вложения, тем больший «выхлоп» они дадут в перспективе.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить