Рынок бизнес-путешествий: как технологии трансформируют культуру корпоративных перелетов

16815

Асхат Омаров, основатель сервиса по продаже авиабилетов Santufei, рассказал, куда стремится рынок бизнес-тревела, какие проблемы встречают компании при бронировании билетов и как экономить до 20% бюджета на путешествия

Асхат Омаров.
ФОТО: архив пресс-службы
Асхат Омаров.

Мировой рынок бизнес-путешествий стабильно растет с 2008 года, показывая ежегодно до 7% роста. К 2021 году, при условии сохранения тенденции роста, объем рынка составит $1,7 трлн. Этому способствует несколько факторов: развитие рынка путешествий и туризма и глобализация бизнеса. Компании нацелены на увеличение доходов, что означает больше встреч с клиентами, промо и реклама на большей географии, бизнес-экспансия, а также тренинги и мотивационные программы для сотрудников.

Мировой тренд не чужд Казахстану. В 2017 году расходы на организацию деловых командировок составили $782 млн, а к 2028 году должны достичь, согласно World Travel and Tourism Council, $1,2 млрд.

«В долгосрочной перспективе мы наблюдаем тенденцию роста. Билеты дешевеют, компаний становится больше, а вместе с ними растет количество перелетов», - комментирует цифры Асхат Омаров, основатель сервиса по продаже авиабилетов Santufei. В этом году количество компаний МСБ действительно выросло на 11% по сравнению с 2018 годом.

На казахстанском рынке бизнес-путешествий четыре больших бизнес-тревел-агентств, лидерство которых успешно держится последние 15-20 лет. Агентства обрабатывают заявки через электронную почту, агенты бронируют и выписывают билеты, а потом выставляют счета компаниям-партнерам.

В то время как в сегменте leisure-туризма начали доминировать новые технологии, которые за последние 10 лет обеспечили прозрачность ценообразования, избавили нас от посредников и вновь изобрели клиентский сервис, бизнес-туризм только ожидает трансформацию, которая решит проблемы компаний.

Онлайн-бронирование как оптимизация расходов

Непрозрачность расходов - одна из самых чувствительных болей для бизнеса. Никто не знает, откуда и в каких количествах происходят наценки на бронирование и как формируются скрытые сборы. Культура откатов, так называемые бонусы за лояльность - широко распространенный в СНГ и, в частности, в Казахстане феномен, который при желании не позволяет оптимизировать расходы на путешествия.

«Наш онлайн-сервис по бронированию билетов решает эту проблему, обеспечивая стопроцентную видимость отчетов по бронированию, выписке, перебронированию и любых других расходов. Без скрытых комиссий и откатов бизнес может экономить до 20% бюджета, что в рамках крупных компаний означает десятки и сотни миллионов тенге», - говорит Омаров.

После подписания договора тревел-координатор компании получает доступ к сервису, в личном кабинете которого может самостоятельно бронировать и выписывать билеты согласно установленной корпоративной политике путешествий (обычно - эконом-класс, запрет на бронь день в день и тд). Компания получает личного менеджера и может воспользоваться помощью консультантов службы поддержки.

Отдельной платы за доступ к системе нет. Компания платит за билеты, которые выкупает, а Santufei получает прибыль с процентов от продажи билетов от авиакомпаний. В дополнение, в основном для больших компаний, есть возможность работы с отсрочкой платежа.

Портрет корпоративного клиента

В портфеле клиентов Santufei 2000 компаний - от малого до крупного бизнеса, каждая из которых решает присущую своим объемам проблему. С одной стороны, малый бизнес - недообслуженные компании с максимальным количеством в 10 перелетов в месяц, которые невыгодны для партнерства большим тревел-агентствам. С другой стороны, это большие предприятия с 10 перелетами в день, которым важна скорость обслуживания и экономия ежедневных трат.

«Для нас количество маленьких компаний не увеличивает объем работы, потому что все процессы автоматизированы. Они сами выписывают билеты и выставляют счета, получая качественный сервис и клиентский опыт, который не всегда доступен при обслуживании традиционными агентствами ввиду их ограниченности в человеческих ресурсах.

Для крупного же бизнеса важна экономия времени и бюджета. Онлайн-бронирование существенно быстрее официального запроса через электронную почту или мессенджер, что также позволяет оптимизировать распределение человеческих ресурсов внутри компании: теперь отдел бронирования билетов может сфокусироваться на более важных задачах, чем корреспонденция с агентами. Наш продукт действительно востребован, и рынок его охотно встречает», - объясняет Омаров.

Большинство клиентов сервиса обслуживается в городах Алматы, Нур-Султан, Атырау и Актау. Самые активные отрасли - нефтяная, добывающая и фармацевтическая.

Развитие продукта

Новый для рынка сервис был запущен в 2016 году. Тогда только образовавшемуся Santufei часто приходили запросы от компаний выставить счета, что отнимало большое количество времени. Проанализировав спрос, было решено написать софт, который решал бы эту проблему. Со временем продукт эволюционировал и получил должное развитие.

Появилось мобильное приложение, ставшее популярным среди руководителей малого бизнеса, которые сами бронируют перелеты. А в течение первого квартала 2020 года планируется запуск дополнительных сервисов - бронирование гостиниц и трансферные услуги.

«Качественный продукт - наш главный приоритет. Лучше вложиться в разработку и затем легко продавать с упором на качество, чем пытаться продвигать недоработанное решение. Мы видим высокий спрос, и это мотивирует нас становиться лучше».

В ближайшие два года Santufei планирует охватить 50% рынка бизнес-путешествий, а в 2020 году - выписать 150 000 билетов, что в два раза превышает показатель 2019 года. У сервиса небольшой отдел продаж, который в 2019 году ощутил существенный приток крупных клиентов. Недавно также появился отдел customer success, единственная задача которого - улучшать клиентский опыт.

«На казахстанском рынке онлайн-бронирования бизнес-путешествий нам нет конкурентов по качеству продукта. В 2019 году мы показали сильный рост, доля бизнес-направления по сравнению с розницей достигла 30%. А в скором времени, мы прогнозируем, объемы направлений в портфеле сравняются».

Трансформация рынка

По словам Омарова, казахстанскому рынку бизнес-путешествий предстоит долгий путь трансформации. Пока в США компании применяют искусственный интеллект, чтобы максимально оптимизировать расходы на тревел, в некоторых казахстанских компаниях нет тревел-политики: не установлены ограничения на бронирование, порядок оплаты и не выделены ответственные единицы.

«Культура бизнес-путешествий будет развиваться. Рынок ожидают такие же изменения, какие случились с розницей: произойдет консолидация, маленькие агентства закроются, бизнес-тревел-компании станут более технологичными.

У клиента уже появляется альтернатива – он может выбирать, с каким поставщиком, по какой процедуре ему комфортнее работать. В скором будущем рынок начнет предлагать новые решения, создавая конкуренцию за свободные активы. Запрос на путешествия с каждым годом увеличивается, и наша общая задача - сделать опыт бизнес-путешествий наиболее удобным и выгодным», - говорит Асхат Омаров.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить