Рейс из Нур-Султана в Токио: самолёт заполняется только на четверть

26296

Ажиотажного спроса на новый авиамаршрут пока не наблюдается

Boeing 757
ФОТО: Вячеслав Фирсов
Boeing 757

Как уже сообщал Forbes.kz, 30 января 2019, за полтора месяца до своей отставки, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства дал поручение открыть новые авиамаршруты из Казахстана в Японию и США. «Надо перед авиаторами – наверное, это «Эйр Астана» прежде всего, – поставить задачу для полётов к основным нашим инвесторам. Сейчас мы в Европу летаем; надо летать в США, надо летать в Японию, - заявил тогда Елбасы. - Нужно посмотреть, что для этого надо, помочь, поддержать. Может быть, в первое время это будет нерентабельным, но надо начинать летать. В плане - помочь в покупке самолётов или использовании существующих. В этом году надо решить этот вопрос».

Чиновники и депутаты поспешили выполнить поручение первого президента. Начать было решено с открытия рейса в Японию. Так, депутаты сената 4 апреля рассмотрели пакет изменений в республиканский бюджет на 2019 и направили его в мажилис со своими поправками. В них сенаторы предложили выделить 1,45 млрд тенге на субсидирование авиамаршрута Нур-Султан - Токио. Предложение было одобрено. Прежний исполняющий обязанности министра индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев заявил тогда, что субсидии - «нормальная мировая практика».

С Америкой ситуация оказалась сложнее – ни один самолет казахстанских коммерческих авиакомпаний с пассажирами не долетит до США без дозаправки. Это можно было бы сделать на лайнере Boeing 787 Dreamliner, три экземпляра которых заказала в 2011 «Эйр Астана». Однако недавно перевозчик перенёс начало поставки этих машин аж на 2023 год.

Но закипела работа по открытию рейса в столицу Японии. И 6 июля 2019, в день рождения Нурсултана Назарбаева и в День столицы, в Токио впервые полетела авиакомпания SCAT. Почему не «Эйр Астана», как предлагал Елбасы? Видимо, перевозчик, который тщательно планирует свою работу на годы вперед, не был готов запустить рейс в столь сжатые сроки. Как сообщили Forbes.kz в департаменте по корпоративным коммуникациям этой авиакомпании, «Эйр Астана» даже не стала участвовать в конкурсе по выбору перевозчика на маршрут Нур-Султан – Токио.

А был ли вообще тендер? С этим вопросом Forbes.kz обратился в Министерство индустрии и инфраструктурного развития. И вот что нам ответили: «В соответствии с правилами проведения конкурса на субсидируемые авиамаршруты и выдачи свидетельств на субсидируемые авиамаршруты для оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений, утверждёнными постановлением правительства РК от 31 января 2013 № 69, был объявлен конкурс на субсидируемый авиамаршрут Нур-Султан – Токио для определения авиакомпании по перевозке пассажиров, багажа, грузов... Согласно правилам, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные предложения, которые были приняты к рассмотрению для участия в конкурсе, и определяет победителя конкурса, предложившего наибольшее количество частот по выставленным на конкурс субсидируемым авиамаршрутам. Если количество частот, предложенных участниками конкурса, одинаково, то предпочтение отдаётся участнику, предложившему большее количество провозной ёмкости на маршруте. При равном количестве провозных ёмкостей предпочтение отдается авиакомпании, имеющей более поздний средний срок выпуска заявленных воздушных судов. В объявленном конкурсе принимал участие единственный перевозчик – АО «Авиакомпания «SCAT». По результатам проведённого конкурса авиакомпания SCAT, которая была единственным участником конкурса, была объявлена победителем по маршруту Нур-Султан – Токио – Нур-Султан».

Таким образом, SCAT оказался единственным перевозчиком, который захотел обслуживать этот маршрут. И это логично, учитывая отсутствие в тендере «Эйр Астаны»: ни одна другая коммерческая авиакомпания Казахстана не располагает воздушными судами, которые могут связать Нур-Султан и Токио беспосадочным рейсом.

Летает SCAT раз в неделю в аэропорт Нарита на дальнемагистральном лайнере Boeing 757, раскрашенном в цвета «курортного» подразделения авиакомпании — Sunday Airlines. С 6 июля перевозчик уже успел совершить 16 рейсов из Нур-Султана в Токио и обратно.

Forbes.kz попросил авиакомпанию рассказать, сколько пассажиров она перевозит на новом маршруте. Однако спустя 10 дней мы не получили от SCAT ответ на свой запрос. Зато статистику нашему изданию предоставила пресс-служба Министерства индустрии и инфраструктурного развития: с 6 июля по 17 августа 2019 по маршруту Нур-Султан – Токио – Нур-Султан на 14 рейсах был перевезен всего 501 пассажир. Это в среднем менее 36 пассажиров на рейс. Правда есть тенденция роста: в июле перевезено 136 пассажиров, а августе – уже 365.

Также мы попросили предоставить данные по коэффициенту загрузки самолета. И вот что Forbes.kz сообщили в пресс-службе министерства: «Согласно информации АО «Авиакомпания «SCAT», средняя загрузка кресел с 6 июля по 17 августа 2019 по маршруту Нур-Султан – Токио – Нур-Султан составила 7% в июле и 26% в августе».

Таким образом, 235-местный лайнер, связывающий две столицы, загружен пока в лучшем случае на четверть. Конечно, даже при объявленной стоимости билета в оба конца в 200 тыс. тенге ($516) восьмичасовой рейс не будет являться коммерчески успешным при такой низкой загрузке. Напомним, ровно такую картину и предсказывал Елбасы, говоря: «Может быть, в первое время это будет нерентабельным, но надо начинать летать».

Впрочем, за авиакомпанию переживать не стоит — убытки покрываются субсидией из бюджета. Мы поинтересовались в министерстве: кто, кроме SCAT, получает средства из выделенных 1,45 млрд тенге? И вот что нам ответили: «В первую очередь необходимо отметить, что согласно пункту 2 Правил субсидирования авиамаршрутов, утверждённых постановлением правительства РК от 31 декабря 2010 года № 1511, регулярные перевозки по авиамаршрутам, осуществляемые на основании решений правительства РК или уполномоченного им государственного органа, а также перевозки, осуществляемые на основании решений местных исполнительных органов областей, города республиканского значения и столицы, не обеспечивающие уровень дохода, необходимый для эффективного функционирования авиамаршрута, подлежат субсидированию за счёт бюджетных средств, то есть субсидируется авиамаршрут, осуществляемый на основании решения Правительства РК.

По результатам проведённого конкурса АО «Авиакомпания «SCAT», которая была единственным участником конкурса, была объявлена победителем по маршруту Нур-Султан – Токио – Нур-Султан».

Как сказано на сайте авиакомпании SCAT, «в дальнейшем планируется увеличение частоты рейсов в столицу Японии до нескольких раз в неделю». Впрочем, уже не в столь отдалённом будущем у перевозчика появится конкурент. Как нам сообщили в департаменте по корпоративным коммуникациям «Эйр Астаны», авиакомпания «рассматривает возможность открыть рейсы в 2020 году с частотой два раза в неделю на самолете Boeing-767» из Нур-Султана в Токио, в аэропорт Нарита.

А правительство Казахстана тем временем продолжит поддерживать убыточные рейсы. Вот что пишут в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития в ответ на запрос Forbes.kz: «В рамках формирования бюджета на 2020-2022 годы министерством подана заявка на субсидирование вышеуказанного маршрута в сумме 3,7 млрд тенге. Решением Республиканской бюджетной комиссии предварительно поддержано 2,9 млрд тенге».

Теперь осталось только дождаться, когда на этих рейсах в Нур-Султан полетят японские инвесторы.

P.S. Когда эта статья уже была опубликована, мы получил ответ SCAT на свой запрос. Помимо прочего авиакомпания напомнила, что «Казахстан и Японию связывают тесные торгово-экономические отношения». Так, в 2018 товарооборот между странами достиг $2 млрд, показав рост на 30% в сравнении с прошлым годом.

«На сегодняшний день, спустя полтора месяца с запуска рейса, показатели загрузки показывают постепенный прирост, есть запросы на групповые перевозки. Одна из таких перевозок уже была осуществлена, отмечается интерес к направлению как со стороны казахстанских, так и со стороны японских пассажиров. Авиакомпания ведет активную работу по привлечению туристических потоков, ведется перманентная работа с туроператорами, работающими на рынках въездного и выездного туризма. 27 августа 2019 авиакомпания SCAT совместно с посольством Японии в РК и японской национальной туристической организацией JNTO провели масштабный рабочий семинар для туристических агентов, результатом которого станет множество доступных и интересных туристических программ в Японию для казахстанских туристов. Чрезвычайный и полномочный посол Японии в РК, господин Тацухико Касай, обозначил важность японо-казахстанских отношений, отметив, что открытие рейса Нур-Султан - Токио станет новым импульсом в развитии отношений двух государств», - сказано в ответе авиакомпании.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить