Рамиль Мухоряпов: От появления безбагажного тарифа выиграют пассажиры и авиакомпании

Казахстанский рынок электронной коммерции растёт, причем самый активный рост наблюдается на рынке авиапутешествий. Сооснователь холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов и руководитель объединённой компании Chocotravel.com & Aviata.kz Николай Мазенцев рассказали об итогах 2018 года и поделились тенденциями в сфере авиаперевозок

Рамиль Мухоряпов и Николай Мазенцев
Фото: архив пресс-службы
Рамиль Мухоряпов и Николай Мазенцев

С какими результатами Chocofamily завершил 2018 год? Какая из ваших компаний продемонстрировала самый большой рост?

Рамиль Мухоряпов: Каждый из проектов Choco усилил лидерство в своем направлении. Мы выросли в 3 раза по обороту в 2018 году до консолидированного оборота 53 млрд тенге, доля Chocofamily на e-commerce рынке выросла в 2,5 раза, до 12,5%.

Кратко о достижениях каждого проекта: Chocofood вырос в 2 раза по выручке и в день делает более 2000 доставок еды; Chocolife запустил категорию «Товары», где уже есть более 50 тыс. товаров от лучших продавцов; доля Lensmark на рынке онлайн-покупки контактных линз выросла до 70%; количество врачей на IDoctor.kz выросло в 32 раза за последний год - теперь на платформе 14,5 тыс. врачей и 2,5 тыс. клиник, а трафик вырос более чем в 3 раза за год.

Самый активный рост мы наблюдаем в тревел-сегменте за счет роста доли онлайн-покупок в целом и объединения Chocotravel с Aviata.kz - суммарно продали около 1 млн авиабилетов и более 600 тыс. ж/д билетов за год. Наш новый проект «Рахмет» растёт минимум на 20% каждый месяц и однозначно становится самым быстрорастущим проектом холдинга.

Рынок электронной коммерции в сфере туризма трансформируется. Какие тенденции наблюдаете вы? Что можно выделить на примере Chocotravel и Aviata?

Николай Мазенцев: Если брать общие данные по рынку из расчёта данных Amadeus (одна из крупнейших дистрибьюторских систем), то сейчас активного роста количества перелётов в Казахстане нет. Наблюдается незначительный рост до 4% в год. Но главной тенденцией остается агрессивный рост доли онлайн-покупок авиабилетов. Если в 2017 году на долю онлайн-покупок билетов приходилось 20% от общего числа, то по итогам 2018 - более 30% авиабилетов покупается онлайн.

Объединённая компания Chocotravel и Aviata занимает 70% рынка онлайн-агрегаторов по покупке авиабилетов, каждый пятый пассажир - пользователь наших платформ.

Какие авиакомпании пользуются популярностью на ваших платформах? Чем руководствуются клиенты при выборе, по вашим ощущениям?

Н.М.: Если говорить о внутреннем рынке, то лидирующие позиции занимают Scat, Bek Air, Air Astana - у каждой около 30%. Около 10% от общего числа занимает Qazaq Air.

В зависимости от витрины эти соотношения могут меняться, но незначительно. Выбор пассажира зависит от цены, расписания рейса, сервиса на борту и от доверия к авиакомпании (ощущение безопасности на борту, вероятность задержек рейсов или их отмены).

А как изменился пассажир? Во всем мире сейчас наблюдается рост числа бюджетных авиакомпаний и диджитализация сектора авиаперевозок - клиенты получают всё больше услуг самостоятельно. Как реагируют казахстанские авиакомпании и потребители на реалии современности?

Н.М.: Авиакомпании и онлайн-тревел-агентства активно развивают дополнительные цифровые услуги: позволяют докупить повышение в классе обслуживания, багаж, страховку, выбрать место, арендовать автомобиль, отели на специальных условиях. К примеру, Air Astana запустила wifi-интернет на борту в 2018, а на 2019 год анонсировала запуск полноценного лоукоста Fly Arystan.

Как вы думаете, есть ли перспективы у лоукостеров в нашей стране?

Н.М.: В Казахстане уже был прецедент создания бюджетных авиалиний - тот же Qazaq Air. И Scat, и Bek Air в период акций дают цены около $25 на рейсе Алматы - Астана - вполне себе цена лоукостера для такого расстояния. Но из-за отсутствия возможности самостоятельного регулирования тарифов, отсутствия конкуренции между аэропортами этим компаниям непросто. В то же время тренд того, что зарубежные лоукостеры набирают популярность среди казахстанских клиентов, очевиден.

Если продолжить тему лоукостеров, сейчас в мажилисе рассматриваются поправки в законодательство Республики Казахстан по вопросам транспорта. В частности, речь идёт о применении безбагажного тарифа, предусматривающего оплату за провоз багажа. Насколько это актуально сейчас?

Н.М.: Безбагажный тариф - это один из факторов, влияющих на снижение стоимости авиабилета. Пассажирам лоукостера предоставляется выбор: лететь без багажа, но по минимальной цене. За всё остальное лоукостер взимает оплату. Таков принцип работы лоукостера - предоставлять по базовому тарифу только сам перелёт и ручную кладь без дополнительных опций в виде зарегистрированного багажа, питания, выбора более комфортного кресла.

Кто выиграет в конечном итоге от появления безбагажного тарифа? Какие ещё изменения в системе необходимы для создания лоукостеров?

Н.М.: Выигрывают клиенты и авиакомпании: первые получают оптимальную цену за перелёт, вторые - больше пассажиров. Лоукостеры снижают себестоимость авиабилета за счёт возможности самостоятельного выбора тарифов и вывода всех дополнительных услуг. То есть стоимость питания на борту, провоз багажа клиент оплачивает дополнительно, в случае необходимости, при этом ручная кладь входит в стоимость билета. Если вы летите на свадьбу в Шымкент, вполне можно обойтись ручной кладью, и вы заплатите за перелёт меньше. Таким образом, себестоимость фактического перелёта значительно уменьшается.

Помимо вышеперечисленного, лоукостеры обычно выбирают аэропорты, которые требуют минимальные сборы. В Казахстане, в частности в Алматы, конкуренции между аэропортами нет, что также затрудняет развитие лоукостеров.

Поэтому, благоприятная среда для создания бюджетных авиалиний - это возможность вывода дополнительных услуг из себестоимости авиабилета, безбагажный тариф и конкуренция между аэропортами. 

Как вы думаете, как будет развиваться рынок авиаперевозок в Казахстане и как изменится электронная коммерция?

Р.М.: Он будет продолжать переходить в онлайн. Следующий рывок рынку могут дать появление бюджетных авиалиний, которые могут оттянуть часть клиентов у железных дорог. Уже сейчас мы в Chocotravel.com при запросе ж/д билета показываем альтернативную цены полёта на самолёте.

Какие новые продукты вы планируете внедрить?

- Мы автоматизируем возвраты и обмены авиабилетов в ближайшее время. Раньше этим занимались менеджеры вручную. Скоро каждый пользователь на наших платформах сможет в режиме реального времени видеть стоимость обмена или условия возврата билета.

Также в ближайшее время внедрим систему кредитования авиабилетов - теперь клиент сможет купить билет и сразу полететь, а расплачиваться после самого перелёта.

В 2019 мы уделим большее внимание корпоративному сегменту. Например, мы предоставим возможность сотрудникам наших партнёров, которые летят в рабочую командировку, покупать авиабилеты с помощью телефона и оплачивать эту покупку деньгами компании. Всё это будет происходить в мобильном приложении. Сейчас с Chocotravel сотрудничает более 700 компаний.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8312 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
13 ноября родились
Булат Утемуратов
бизнесмен, президент Федерации тенниса Казахстана, №3 в рейтинге 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана - 2019
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить