На правах рекламы

QazTrade: Казахстанский МСБ созрел для экспорта

В 2020 году Министерством торговли и интеграции РК был запущен пилотный выпуск программы экспортной акселерации по выводу на внешние рынки отечественных производителей несырьевого сектора

Асель Егембердиева
Асель Егембердиева

Оператором программы стал национальный институт по развитию и продвижению несырьевого экспорта АО «QazTrade». Об итогах первых двух этапов акселератора и планах на 2022 год мы поговорили с Асель Егембердиевой, заместителем генерального директора АО «Qaztrade».

Что такое программа акселерации экспорта? Для чего была запущена эта программа?

- Большинство казахстанских компаний сегмента МСБ ориентированы исключительно на внутренний рынок. Но проходит время, компании «вырастают» и задумываются над экспортом. Как правило, идеи вывести товар на экспорт возникают по нескольким причинам. Во-первых, потому, что экспортная выручка априори выгодна: дополнительная валютная прибыль дает возможность инвестировать в развитие. Во-вторых, появляются излишки, которые можно продать зарубежному покупателю. И, наконец, в третьих, появляется все больше начинающих предприятий, которые изначально ориентируются на зарубежного покупателя. Можно сказать, что казахстанский МСБ созрел для экспорта.

Учитывая, что малый и средний бизнес является опорой не только внутренней экономики, но и одним из драйверов экспорта во всем мире, государство взяло курс на всестороннюю поддержку экспортеров. Тем более что растут глобальные возможности, чтобы казахстанские товары и услуги были представлены в разных странах мира.

Программа экспортной акселерации, которую реализует QazTrade, ориентирована на компании МСБ, производящие товары и предоставляющие услуги с высоким уровнем передела и добавленной стоимостью. Основная цель программы - вывести на внешние рынки казахстанскую продукцию МСБ. Программа предлагает освоить менее затратный и более эффективный выход на зарубежные рынки.

Чем конкретно помогает программа бизнесу?

- Она многоступенчатая и помогает восполнить знания международной торговли и построить эффективные каналы связи с международными экспертами и бизнес-партнерами.

В программу включены образовательные направления, консалтинговая и логистическая поддержка, поиск и подбор зарубежных партнеров и другие популярные у экспортеров сервисы.

Акселератор однозначно нацелен на результат, который казахстанским компаниям даст возможность оценить свой экспортный потенциал, почувствовать дыхание глобального рынка и открыть новые возможности.

Но акселерация – это лишь один из инструментов поддержки экспортеров. Всего в Казахстане реализуются более 20 различных видов финансовой и нефинансовой поддержки экспортеров

Экспортная деятельность — это сложный бизнес-процесс, который требует определенных знаний, навыков, усилий и сфокусированности на конечном результате. Выход на международный рынок многим предпринимателям кажется чрезвычайно долгим и сложным, что тут скрывать. Недостаток актуальной информации, нерешительность, нехватка опыта и неспособность объективно оценить возможности своей компании становятся причинами отказа от сотрудничества с иностранными партнерами.

И для того, чтобы предприниматель мог получить любую требуемую информацию или помощь, работают специалисты Qaztrade. Практически в круглосуточном режиме.

По вашему мнению, каковы основные барьеры для расширения экспорта казахстанских предприятий?

- В первую очередь, недостаточный опыт компаний в сфере управления логистикой. Мы видим потребность в программах обучения в сфере логистики, где будут покрываться темы логистических стратегий. Отсутствие практических знаний в области логистики порождает трудности в поиске партнера по логистике. 

Мы в Qaztrade начали работу над этим направлением. Помогаем компаниям прорабатывать оптимальные маршруты поставок, тарифы, создаем базу актуальных и доверенных логистических партнеров.

Еще один барьер – это, к сожалению, низкая узнаваемость казахстанской продукции. Исправление ситуации требует вложения средств в маркетинговые стратегии по товарам. К слову, государство предусматривает возмещение части затрат экспортеров на проведение маркетинговых и рекламных компаний на целевых рынках. В части популяризации госбренда сейчас активизирована работа торговых представительств Казахстана и посольств РК за рубежом.

Например, в уходящем году торгпредство РК в РФ помогло открыть доступ казахстанским овощам и фруктам, кондитерским изделиям и бакалее в крупные федеральные и региональные торговые сети России:  «Х5 Retail Group», «Лента», «Розница К-1» (торговая марка - региональная сеть «Мария РА»), региональная сеть «Ярче (Камелот-А)» и другие. Поставщиками в федеральные сети и ОРЦ РФ стали 33 казахстанские компании. Убеждена, что это станет большим шагом на пути популяризации нашей продукции на рынке соседей.

Прошло два года с момента старта компании. Есть ли уже какие-то ощутимые результаты?

- Многие казахстанские компании, участвующие в программе, не имели опыта продажи своей продукции за рубежом. Поэтому в рамках программы они смогли подготовить свою компанию и адаптировать продукцию для продвижения на внешних целевых рынках.

Для всех компаний было проведено обучение с участием международных экспертов. Больше 100 предприятий, подавших заявку на участие, но не прошедших отбор, получили от нас обратную связь в виде аналитических записок с оценкой сильных и слабых сторон компании, а также экспортную карту по выводу продуктов на новые рынки. Все участники программы отметили, что узнали новую информацию об экспортных процедурах и возможностях на целевых рынках.

В текущем году в программе приняли участие 88 казахстанских производителей товаров из 4 индустрий и 13 поставщиков услуг.

В рамках программы на целевых рынках компаниям были организованы и проведены более 300 онлайн- и офлайн-встреч с партнерами из Китая и России, Узбекистана и ОАЭ, из которых больше половины прошли удачно. На данный момент проходит подписание 5 контрактов с российскими партнерами и 6 меморандумов с китайскими компаниями.

По итогам опроса компаний, удовлетворенность бизнеса содержанием и результативностью программы составила 93%.

В этом году основными рынками среди прочих были выбраны Россия и Китай. В прошлом году тоже было китайское направление. Чем вызван выбор именно этих рынков?

- Емкостью и близостью. Кроме того, торговые отношения между Россией и Казахстаном отличаются высоким уровнем доверия, а также долголетним историческим партнерством. ЕАЭС облегчает торговое сотрудничество между Казахстаном и Россией, дает преимущества для Казахстана, включая возврат НДС, действующую сертификацию казахстанских компаний, а также упрощенное прохождение таможни.

Что касается Китая, мы используем географическую близость с одной из крупнейших экономик мира.

Пандемия и санитарные ограничения вызывают проблемы с логистикой, из-за чего многие казахстанские компании не могут полноценно экспортировать свою продукцию в КНР. Но недавно QazTrade запустил новый логистический продукт – сборные грузы в контейнерах. Нескоропортящаяся продукция теперь может малыми партиями доставляться на китайский рынок без задержек. В первом 40-футовом контейнере были собраны экспортные партии грузов трех компаний. Думаем, что этот способ доставки станет популярным у наших экспортеров.

По каким направлениям будете обучать в акселераторе в следующем году?

- Однозначно, будем расширять географию. Если в 2020 году рассматривались только пищевые производители для акселерации на китайский рынок, то в 2021 году программа помогает производителям химической, легкой и машиностроительной индустрии экспортировать свои товары в Россию, ОАЭ и Узбекистан.

В следующем году программа включит в себя новые страны. Планируем ориентировать бизнес на рынок Азербайджана, Украины, Саудовской Аравии.

В планах также расширить спектр консультационных услуг и количество индустрий. Помимо дальнейшего развития программы, также будет проведена постмониторинговая работа с прошлогодними участниками программы, которым будут оказаны консультационные услуги и предложены новые партнеры на целевых рынках.

Как вы оцениваете самые приоритетные отрасли для экспорта сейчас и в будущем?  

- Любая отрасль может стать приоритетной в зависимости от экспортного направления. Например, в КНР хорошо развито производство товаров всех категорий с низкой себестоимостью. Поэтому команда акселератора решила выводить на экспорт пищевых производителей. Китайские партнеры обычно закупают товар большими партиями, а в Казахстане есть много производителей, которые способны удовлетворить экспортный спрос.

А что касается России, то ввиду схожести рынков и членства в ЕАЭС в Российскую Федерацию было решено поставлять товары пищевой, химической, легкой и машиностроительной индустрии. Казахстанские товары, которые произведены на современном оборудовании, обладают более низкой себестоимостью и отличным качеством. В каждой из этих индустрий казахстанские производители хорошо презентовали себя перед потенциальными покупателями и смогли предложить качественный продукт по низкой цене с учетом логистики.

По каждому новому рынку будет проделана схожая аналитическая работа. Эксперты оценят размер и конъюнктуру рынка по каждой потенциальной индустрии, покупательную способность и другие показатели и выберут страны и индустрии с наибольшим экспортным потенциалом.

В заключение мне хотелось бы пригласить казахстанские компании следить за новостями о программе экспортной акселерации на нашем сайте.

И еще хочу поздравить всех с наступающим Новым годом! Пусть он будет добрым для всех нас!

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6328 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить