Пропадать, так с музыкой. Почему в Казахстане растут продажи дорогой техники?

9831

Магазины бытовой и компьютерной техники констатируют рост спроса несмотря на карантин и закрытие целых отраслей бизнеса

ФОТО: digitaltrends.com

С середины марта, времени объявления чрезвычайного положения в Казахстане, по меньшей мере у 8 млн граждан Казахстана снизились или вовсе пропали доходы (если судить по количеству заявлений на получение помощи в размере 42500 тенге). Тем не менее даже во время локдауна люди делали крупные покупки онлайн, а у пунктов выдачи заказов собирались очереди. Почему так происходит, рассуждают эксперты.

Sulpak: Мы прогнозируем прирост продаж на 7,4%

Как сообщили в компании «Arena S» (торговая сеть Sulpak), «продажи за III кв. 2020 года в сравнении с сопоставимым периодом 2019 года не только не снизились, но и выросли на 4%. При этом, в связи с неоднократным вводом ограничительных мер, наблюдается переток продаж из розницы в онлайн: продажи интернет-магазина выросли почти в 2,5 раза, продажи розницы слегка уменьшились (на 16%)».

Помогли компании своевременно организованные пункты самовывоза, организованные в супермаркетах. «Мы благодарны нашим партнерам, сотрудничество с которыми строилось на взаимовыгодных условиях», - отметили в компании.

Выросла доля продаж по карте: «это удобно и клиенту и нам, кроме того, мы предоставляем дополнительные бонусы клиентам за оплату картами». Что касается видов товаров, то возросла популярность компьютеров и ноутбков и сопутствующих категориям: всё, что связано с удаленной работой.

- Также (растут) категории, которые упрощают быт и решают задачи по дому: пылесосы, кухонные машины, - добавили в компании.

При этом за 9 месяцев прошлого года прирост составлял 20%, интернет-торговля росла на 40% в год, составляя 12% от всего объема продаж. На 2020 было запланировано открытие 10 новых магазинов.

Читатели Forbes.kz задали вопрос о двух закрытых магазинах Sulpak, работавших на улице Ауэзова в Алматы. Будут ли эти точки перенесены в другие помещения или сеть сокращает количество магазинов в южной столице?

- Магазин по ул. Толе Би, д.187, уг. ул. Ауэзова был временно закрыт в связи с грандиозной реконструкцией. В ближайшее время произойдет открытие самого большого магазина электроники в Казахстане, в новом уникальном формате, с презентацией всех последних новинок техники и электроники. Уже сейчас вы можете наблюдать кардинальное преображение внешнего фасада. На первом этаже будет открыт новый продуктовый супермаркет Small в формате премиум, - сообщили в компании.

Магазин по Жандосова не соответствовал формату, и его закрыли по истечении договора аренды. Взамен в конце прошлого года был открыт новый магазин в современном формате в ТРЦ Atakent Mall, который находится недалеко от старой локации.

Кредит в помощь

Такие же оптимистичные прогнозы дает и Банк Хоум Кредит, специализация которого — потребительское кредитование. В банке ожидают, что рост будет, хотя и не такой значительный, как в прошлые годы — многое, если не всё, будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране и мире.

По данным банка, потребительское кредитование занимает более 50% от всех продаж розничных сетей и существенно влияет на средний чек.

- То есть клиент выбирает более дорогой и качественный продукт либо сразу несколько товаров. Например, если делает ремонт, то часто в кредит может обновить всю технику в доме, ведь можно не копить долго, а взять заем на срок до 36 месяцев и выплачивать небольшими частями, пользуясь всеми «благами цивилизации» уже сейчас, - привели пример в банке.

Что касается изменений за первые три квартала 2020, то в банке наблюдают падение в офлайн-продажах (июль - август) и в то же время значительный рост онлайн-продаж.

- Поменялись предпочтения потребителей, бесспорно набирающим обороты и одним из самых популярных товаров стали ноутбуки, компьютеры и оргтехника, - отметили в банке, добавив, что это связано с переводом сотрудников и школьников на дистанционный формат работы/обучения.

Пока не подорожало

Получается, что даже в сложный коронакризисный период казахстанцы не откладывают деньги, а тратят их. Как объяснить такое поведение покупателей? Как изменится в ближайшем будущем поведение потребителей и какие причины — экономические и психологические — определят эти изменения?

Основных причин такого поведения потребителей три, считает экономический обозреватель и редактор сайта Economist.kz Сергей Домнин.

- В период первого локдауна непродовольственные магазины и выдающие потребительские кредиты банки были закрыты. С одной стороны, это сформировало отложенный спрос, а с другой - сформировало ожидания, что в результате ухудшения эпидемиологической обстановки эти магазины и банки опять закроют, поэтому часть потребителей больше не откладывают покупки, - отметил он.

Еще один фактор – ожидание девальвации тенге на фоне коррекции курса тенге/доллар на 8% с июня по октябрь.

- По официальным данным, импортозависимость по бытовой технике превышает 80%, а в структуре себестоимости производимой внутри РК бытовой техники инвалютная составляющая - 30-50%. Поэтому укрепление доллара с коротким лагом переходит в розничные цены на большую часть товаров долговременного пользования – бытовую технику, автомобили, а также мебель, посуду. Отсюда решение приобрести эти товары, пока они не подорожали, - объяснил эксперт.

Были на эмоциях

По мнению эксперта в сфере недвижимости и ретейла Льва Тетина, причины потребительской активности в период коронокризиса могут быть следующие.

- Во-первых, ограничения в перемещении, закрытые магазины и неразвитая интернет-торговля сделали невозможным получение удовольствия от шопинга. В оставшемся поле товаров и услуг наиболее развитым являются интернет-магазины бытовой техники. Потребительское желание покупок и возможности получения эмоций от потребления видеоконтента привели к росту продаж бытовой техники и электроники, - считает он.

Вторая причина - «психологически срабатывает защита, человек делает свой дом более комфортным и обустроенным, снижая влияние раздражающих внешних факторов. Как следствие, мы стремимся улучшить свой дом за счет бытовой техники и электроники».

Третий фактор - развитая система рассрочек и кредитования.

- Это позволяет приобрести бытовую технику и электронику на комфортных условиях и с минимальным первоначальным платежом, - добавил Тетин.

Как прогнозирует эксперт, в ближайшее время нас ждет активизация интернет-торговли сетевых операторов и МСБ, в e-commerce уйдет до 30% торговли.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить