Как сервисы каршеринга собираются разгрузить дороги крупнейших городов Казахстана

12794

Потребность, как показывает статистика регистрации Anytime и Doscar, определенно есть, однако, как у всего нового, находятся свои противники идеи

Фото: Илья Давидович

Экономика совместного пользования, похоже, навсегда закрепилась в нашей жизни. В туристических и деловых поездках люди предпочитают апартаменты Airbnb традиционным отелям. Молодые предприниматели собирают первоначальные инвестиции для своих стартапов на краудфандинговой платформе Kickstarter. Офисы же для новых компаний арендуют в коворкинговых пространствах WeWork.

Не осталась в стороне и городская мобильность. Помимо полюбившихся горожанам Uber и Lyft популярность в последние несколько лет набрали сервисы каршеринга (дословно «разделить машину») – поминутной аренды автомобилей. Они представляют собой нечто среднее между традиционной арендой авто, услугами такси и собственным транспортом.

Конкуренты с общей целью

- Шеринговая экономика дает людям возможность более рационально использовать свои ресурсы. Ее развитие продиктовано логикой – зачем тебе что-то большое, если ты не используешь это часто, – сказал Асылбек Есенов, в феврале 2016 года основавший первый отечественный бизнес каршеринга Doscar в Алматы. – По статистике, 80% автопарка личных машин используются немногим более часа в сутки, что крайне неэффективно. Иметь собственный автомобиль, возможно, комфортно, но с учетом повсеместных проблем с дорожной инфраструктурой и парковкой – нерационально.

Такой философии придерживаются все аналогичные сервисы. Водителю предлагают не тратить время и деньги на содержание личного авто, взамен наполняя город машинами для временного пользования. Так, автопарк Doscar, на момент открытия компании состоявший из 11 машин, сегодня увеличился до 20 иномарок. Количество пользователей одноименного приложения (где они находят доступные в данный момент автомобили и производят оплату) при этом составляет порядка 10 тыс.

- Заявок на самом деле за все время работы у нас было около 30 тыс., но их все не охватить с нынешним количеством автомобилей. Поэтому пос­ледний год мы особо не рекламировали свои услуги, – объяснил Есенов.

Тем временем в октябре 2018 года на рынок зашел новый игрок из-за рубежа – Mikro Capital Group. Компания, президентом и основным акционером которой является итальянец Винченцо Трани, с 2015-го активно развивает каршеринг в России под брендом «Делимобиль» (представлен в 11 городах, в автопарке – около 7 тыс. машин). В прош­лом году группа выкупила крупный российский каршеринг-сервис Anytime и уже под этим названием решила развиваться в других странах. 12-м городом стал Минск, а 13-м – Алматы.

- Казахстан – перспективный рынок и единственная страна в Центральной Азии, которая сегодня может принять каршеринг именно таким, какой он есть. Уровень распространенности безналичных платежей здесь равен 67%, а наш сервис работает по такой форме оплаты, – пояснил генеральный директор Anytime.kz Алмаз Ахпаров. – В первую очередь, естественно, рассматриваются города-миллионники. У нас это Алматы, Астана и Шымкент. Но по стилю жизни и с точки зрения инфраструктуры Алматы был наиболее правильным для запуска.

Начала компания с автопарка в 100 машин, к сегодняшнему дню выросла до 240. В базе 65 тыс. зарегистрированных клиентов, из которых более 35 тыс. активированных (корректно предоставивших все данные и получивших одобрение на аренду машин). Притом 25 тыс. регистраций удалось набрать за первую неделю после запуска. Результатов, которые алматинское подразделение показало за шесть дней работы, в Москве добивались шесть месяцев.

- Тут большую роль сыграла наша офлайн-реклама, то есть сами автомобили, отличающиеся от остальных в городе своим брендингом. Это привлекало внимание людей. Они искали нас в интернете или звонили в кол-центр, где мы уже делали все для того, чтобы информировать клиента о новой услуге, – рассказал Ахпаров. – На мой взгляд, у нас также правильно выстроена программа лояльности. Всем клиентам мы дарим 20 минут бесплатной аренды, что позволяет оценить преимущества сервиса.

Успех Anytime, по утверждению Есенова, вопреки опасениям не оказал негативного влияния на проект Doscar. Основная причина – разные модели аренды. Anytime работает по принципу free-floating («свободно плавающие») – забрать и оставить машину клиент может в любой точке города кроме парковок за шлагбаумом. Doscar практикует модель station-based («на основе станций») – забрав автомобиль с определенного места, клиент должен вернуть ее туда же.

- Принципиальное отличие в том, для каких целей людям нужны наши машины. Мы позиционируем себя как вариант долгосрочной аренды, свыше трех часов, что выгодно клиентам, которые хотят, чтобы автомобиль был всегда под рукой. Концепция free-floating, по сути, аналогична такси, только без водителя, – объяснил собеседник.

- Наши цены ниже, чем у такси, – заверил Ахпаров. – Они могут быть чуть выше только в часы пик, когда приходится стоять в пробках. Но при этом клиент платит за комфорт, так как не зависит от настроения водителя, может слушать любую музыку, ехать на выбранной им скорости.

Кроме того, free-floating почти исключает «простой машин», ведь как только один из клиентов завершает поездку, авто становится доступным для следующего водителя.

- Наши машины всегда в движении. Когда мы видим, что одна из них не арендуется, тут же переводим ее в более оживленную точку города, – добавил директор Anytime (чем больше в городе машин каршеринга, тем выше вероятность того, что жители предпочтут эту услугу собственному автомобилю). – Наша цель – разгрузить дороги от пробок, которые возникают во многом из-за того, что у большинства есть машины, которые, по сути, им не нужны.

- В идеале в городе должно появиться несколько тысяч авто каршеринга, а въезд в центр для других стать ограниченным. Это поможет решить и проблему смога, – вторил коллеге Есенов.

С целью наносить меньше вреда экологии Doscar и Anytime в своих автопарках содержат только свежие автомобили – не старше пяти лет и выпущенные не ранее 2018 года соответственно.

Власти и жители

Поддерживает развитие каршеринга в Алматы и городская администрация. Запуск Anytime, например, проходил в рамках проекта Smart City с присутствием акима Бауыржана Байбека.

- В ближайшее время даже хотим предложить сотрудникам акимата пересесть на наш сервис, что, как мне кажется, вполне реализуемо, – улыбнулся Ахпаров. Он отмечает, что в хороших отношениях компания состоит и с оператором платных городских парковок Aparking, так как все расходы по платным парковкам сервис Anytime берет на себя.

Фото: архив пресс-службы

- Мы тоже общаемся с акиматом, но для Doscar как таковая инфраструктурная поддержка не требуется, – в свою очередь заметил Есенов. – Мы попросили лишь оснастить нас электромобилями. Вроде, получили положительный ответ и ждем дальнейших шагов.

Автопроизводители и дилеры – еще одна категория, которая должна вести диалог с новыми участниками системы транспорта. В некоторых странах мира они уже переходят с выпуска и продажи автомобилей на предоставление целого пакета решений мобильности, в том числе открывают каршеринги на базе своих моделей. Так, автопарк крупнейшей каршеринговой компании в мире car2go (3,6 млн клиентов, 14 тыс. авто в Северной Америке, Европе и Азии, рост на 21% по результатам прошлого года) состоит полностью из машин своего производства.

- Мечта о владении собственным авто с появлением каршеринга постепенно принимает другую форму, о чем можно судить по многочисленным положительным отзывам клиентов Anytime, – сказал Канат Акишев, директор Mercur Auto, поставляющего машины для Anytime с завода Volkswagen в России. – Я сам даже представить не мог, насколько высока потребность у соотечественников в услугах временного владения автомобилем.

Потребность, как показывает статистика регистрации Anytime и Doscar, определенно есть, однако, как у всего нового, находятся свои противники идеи. В первые месяцы работы иностранной компании, например, в соцсетях часто публиковались отчеты о малейших ДТП с участием ее автомобилей, а всего лишь на четвертый день было выложено видео, где одна из машин «тонет» в реке. Anytime, стоит отметить, отреагировала моментально – через пару часов винов­ный (им оказался юноша, угнавший машину у воспользовавшейся каршерингом матери) был обнаружен.

- Для нас очень важна репутация, а она напрямую зависит от того, как мы реагируем на подобные ситуации. После этого случая большая часть наших клиентов и горожан поддержала нас, так как увидела, что ответственные за происшествие нарушали условия нашего договора. Спустя полгода мы доказали, что не являемся теми, кем нас, возможно, хотели представить в соцсетях, – подчеркнул Ахпаров.

От такого поведения клиентов не застрахован никто, считает Есенов. У Doscar в истории был один случай пьяного вождения, в результате чего произошло ДТП.

- Но так как у нас всего 20 машин и находятся они в определенных точках, основные клиенты уже относятся к ним как к своим, особенно те, кто живет рядом с одной из стоянок. К тому же мы создали линию защиты – люди до 25 лет для пользования автомобилем должны оставить залог, – говорит он.

Anytime в целях обезопаситься от нежелательных происшествий ужесточила систему верификации и с еще большей внимательностью стала следить за поведением пользователей за рулем. Уведомления в компанию приходят, когда клиент открывает капот, пытается самостоятельно открутить колесо, поднимает ручник (возможно, хочет подрифтовать), превышает скорость. Сотрудники в таких случаях звонят ему с предупреждением.

- Есть несколько клиентов, которые постоянно паркуются в неположенных местах, из-за чего машину эвакуируют. С ними мы тоже стараемся работать, отправлять на почту или WhatsApp информацию о том, где можно и нельзя парковаться в городе, – рассказал Ахпаров.

Похожая инициатива, к слову, есть у car2go. В США совместно с Национальным советом безопасности она проводит обучающие онлайн-курсы, фокусирующиеся на безопасности на дорогах, за прохождение которых водителям предусмотрено вознаграждение в рамках приложения.

Едем дальше

В планах у операторов каршеринга развиваться в других крупных городах Казахстана, правда, и здесь Anytime и Doscar рассматривают разные пути.

- До конца года хотим пополнить автопарк в Алматы до 500 машин. В следующем году планируем выйти с таким же количеством в Астану, далее рассматриваем Шымкент и Караганду, – рассказал глава Anytime. – В Алматы, поделюсь секретом, сейчас ведем переговоры с торговыми центрами о том, чтобы наши клиенты могли заезжать на их парковки бесплатно, как это возможно в аэропорту.

 

Планы же Doscar связаны с появлением нового предложения: «Совсем скоро откроем услугу peer-to-peer, то есть люди смогут сдавать автомобили в аренду друг другу и зарабатывать на этом, а мы будем брать небольшую сумму за продвижение и привлечение клиентов. За три-четыре часа аренды в день можно будет заработать более 200 тыс. тенге в месяц. С этой услугой мы хотим выйти в другие города Казахстана».

По словам Есенова, это самый выгодный вариант каршеринга, так как не предполагает закуп дополнительных машин.

- Конечно, вряд ли кто сейчас сразу вам скажет, что готов сдавать в аренду свой автомобиль. В популяризации услуги, уверен, будет играть роль сарафанное радио, так как в целом 80% клиентов к нам приходит по рекомендации. Peer-to-peer выгоден тем, кто, например, оплачивает кредит на машину, – добавил он.

Что касается расширения парка машин, то для Doscar это вопрос инвестиций, в поиске которых сегодня находится компания. Anytime, для сравнения, на развитие бизнеса в Казахстане выделила $30 млн. Эти деньги в нашем регионе, похоже, оправданы, ведь города – лидеры по количеству автомобилей каршеринга находятся не в США и Европе, а в Азии и России. Первое место занимает Токио, второе – Москва, третье – Шанхай. Весь же глобальный рынок каршеринга, по оценке The Boston Consulting Group, к 2021-му будет приносить более $5 млрд в год.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить