Почему в Казахстане дорогие авиабилеты?

14085

Ответ на этот вопрос искали в среду, 25 сентября, в Министерстве национальной экономики. Представители авиакомпаний сетовали на убыточность бизнеса, представители госорганов настаивали на усилении конкуренции

ФОТО: pixabay.com

Комитет по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики РК уже начал расследование в отношении двух казахстанских авиакомпаний - АО «Эйр Астана» и АО «Скат». Результаты этого расследования будут в декабре, и председатель комитета Рустам Ахметов пообещал сразу предать их огласке.

Представители авиакомпаний удивлены тому, что стали фигурантами этого расследования, поскольку не считают себя доминирующими субъектами на рынке авиаперевозок. Впрочем, все признают, что проблемы на рынке существуют, и предлагают свои способы их решения. На заседании рабочей группы по проведению анализа состояния конкуренции на рынке авиаперевозок директор департамента авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев отметил, что сегодня прибыль аэропортов складывается из «иной деятельности», а не непосредственно из оказываемых авиакомпаниям услуг. В его понимании причина высоких цен на авиабилеты такова:

- Основная причина - это просто нехватка провозной гибкости у авиакомпаний. Во время высокого сезона создается ажиотаж, спрос высокий, ёмкостей не хватает, цены растут. Один из выходов - забросить на рынок как можно больше бортов на местные и международные перевозки. К сожалению, сами мы не сможем купить, это дорого. Поэтому один из способов - это открыть наше воздушное пространство для иностранных перевозчиков, которые придут, создадут нормальные провозные ёмкости, и у пассажиров появится доступность с точки зрения новых маршрутов, а из-за конкуренции будет более-менее рыночная цена.

Представители авиакомпаний категорически не согласны с таким предложением.  Директор комплекса по наземному обслуживанию АО «Скат» Даулет Хамзин, посетовав, что «рентабельность авиаперевозок и авиакомпаний достаточно низкая, если сравнивать с другими видами бизнеса, и составляет 2-5%», заявил, что «открытое небо» - не лучший способ решения вопроса.

- Мы абсолютно согласны, что нужно открывать, либерализировать рынок - это приведёт к какому-то увеличению конкуренции на рынке международных перевозок. Но допускать иностранных перевозчиков на внутренний рынок – это чревато последствиями. Мы просили бы подходить к таким решениям крайне осторожно. Открытое небо и каботажные перевозки для иностранных перевозчиков - это не панацея от всех бед, - уверен он.

Представитель «Ската» обратил внимание на неравное распределение мер господдержки. В частности, субсидирование ставок лизинга самолётов сегодня рассматривается только для квазигосударственного сектора.

- Мы за то, чтобы применялись равные схемы поддержки для всех игроков на рынке, - заявил Хамзин.

Вице-президент по юридическим вопросам АО «Эйр Астана» Айдар Кашкарбаев также убеждён, что «конкуренция и открытое небо не решает проблему».

- В Казахстане внутренний рынок либерализирован и находится в благоприятном состоянии. Отсюда – Казахстан стал одним из самых динамично развивающихся авиационных рынков в мире, - подчеркнул он.

Представитель «Эйр Астаны» предложил изучить опыт соседних стран, в частности, где авиакомпании получают льготы по НДС и ряд других.

- Необходимо выровнять конкурентное поле на рынке и не допустить случаев, чтобы авиакомпании одного государства могли хищнически осваивать рынки других государств, пользуясь какими-то дополнительными резервами – такими как роялти, субсидии и так далее. Аэрофлот получает дополнительные платежи роялти за пролёт по транссибирской магистрали иностранных перевозчиков. Эти деньги идут в бюджет одной авиакомпании и позволяют им обновлять парк воздушных судов, обучать пилотов и так далее, - пояснил он.

Председатель Комитета по защите конкуренции согласился с позицией авиакомпаний по открытому небу, но лишь частично, заметив: к этому вопросу необходимо подходить очень осторожно, но рассмотреть его нужно. Пока же комитет предлагает такие меры: обеспечить доступ независимых поставщиков ГСМ (авиакеросина) к заправке авиакомпаний без посредников в лице аэропортов.

- По результатам расследования (нужно) разобраться с динамическим ценообразованием: как применять, с какими ограничениями. По развитию конкуренции комплекс предложений – убрать некоторые ограничения конкуренции. И рассмотреть вопрос по субсидированию. То есть уйти от той практики, когда государство закупает борта для какой-то конкретной компании, тем самым внося искажения для конкуренции на этом рынке. Если оказывать помощь, то всем. Всем давать возможность получать льготы, субсидирование процентных ставок по лизингу, - пояснил свою позицию Ахметов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить